
Взлеты и падения Ту-104


Серебристый лайнер "Ту" развалился на лету.
Наши авиазаводы выпускают х[.]ету.
Это язвительное двустишие, которое я слышал еще в брежневские времена, вспомнилось сегодня, потому что ровно 65 лет назад, 6 ноября 1955 года, накануне очередной годовщины октябрьской революции (а в СССР многие отчетные события старались приурочить к этой "сакральной" дате) из сборочного цеха московского авиазавода №156 торжественно выкатили первый серийный экземпляр первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.
Всего в 1955-1960 годах было выпущено 203 самолета этой марки, которые возили пассажиров до весны 1979 года. За это время в авариях и катастрофах разбились 35 машин, а еще две погибли и одна была списана в результате терактов (взрывы бомб на борту), которых, как известно, в СССР не было. Общее колчество жертв "серебристого лайнера" - 1137 человек.
Понятное дело, что эти катастрофы не афишировались, чтобы у советских граждан не возникало сомнений в исключительной надежности отечественной авиатехники. В лучшем случае о них сообщали несколькими строчками на последних страницах газет без указания типа машины и количества пострадавших. Либо - вообще не сообщали.
Тем не менее, слухами земля полнилось, что и приводило к появлению ехидных стишков, вроде того, что я привел в начале заметки. Помнится, было еще одно четверостишие, которое распевали на мотив похоронного марша:
Ту-104 - самый быстрый самолет,
Ту-104 никогда не упадет,
Он за минуту вас на небо унесет,
А за две минуты на тот свет вас отвезет.
В общем, машина была популярная. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что первый в мире реактивный пассажиоский авиалайнер - британский Де-Хэвилленд "Комет", вышедший на линии в 1952 году, поначалу оказался еще более смертоносным. Из 19 самолетов первых двух производственных серий пять штук разбились всего за два года, а остальные были списаны и отправлены в металлолом.
Однако в 1958-м появилась значительно улучшенная и более безопасная модификация "Комет-4", которая выпускалась до 1964 года, а эксплуатировалась до 1997-го. При этом за первые 12 лет службы с "четверками" произошло девять катастроф (одна из них - из-за теракта), а за последующие 26 лет - вообще ни одной.
Между тем, Ту-104 отличался повышенной аварийностью на всем протяжении службы. Последняя крупная катастрофа, вызванная отказом техники, произошла с ним в марте 1979-го, после чего машину окончательно вывели их пассажирской эксплуатации, хотя, отдельные служебные борта летали еще несколько лет.

Ту-104, являвшийся переделкой ядерного бомбардировщика Ту-16, выглядел весьма элегантно, однако, мощные двигатели, установленные вплотную к фюзеляжу, создавали повышеннй уровень шума в салоне, из-за чего пассажиры не могли разговаривать, не повышая голос, да и уснуть под громкий рев турбин было проблематично.

Интерьер передней части машины. В отличие от подавляющего большинства авиалайнеров, у которых в носовом обтекателе расположена антенна радара, у Ту-104 там размещалась застекленная кабина штурмана-навигатора.

Интерьер пассажирского салона. Фото из рекламного буклета "Аэрофлота".

Еще одной оригинальной особенностью Ту-104 был выпускаемый на пробеге двухкупольный тормозной парашют. Его появление на пассажирской машине объяснялось тем, что в 1950-60 годы многие советские гражданские аэродромы имели короткие полосы, на которые реактивный лайнер без парашюта сесть не мог. На снимке экипаж применил его на каком-то иностранном аэродроме.

Ту-104 широко использовался на международных авиалиниях. На фото он - в лондонском аэропорту Хитроу демонстрирует техническое превосходство советской авиации над американским поршневым "Дугласом" DC-7 авиакомпании "Истерн Эйрлайнс".

Стандартная раскраска "Аэрофлота" 1960-70 годов, которую носили почти все экземпляры Ту-104.

Единственным иностранным государством, применявшим Ту-104, была Чехословакия, которая в 1956 году приобрела шесть таких машин и до начала 70-х годов эксплуатировала их на международных трассах. Две из них разбились в авариях, а еще одна сгорела при заправке топливом.

Такие оригинальные "подъемные автобусы" были специально разработаны в середине 1950-х для посадки и высадки пассажиров Ту-104.
|
</> |
