Взлеты и падения Ту-104
vikond65 — 06.11.2020

Серебристый лайнер "Ту" развалился на лету.
Наши авиазаводы выпускают х[.]ету.
Это язвительное двустишие, которое я слышал еще в брежневские времена, вспомнилось сегодня, потому что ровно 65 лет назад, 6 ноября 1955 года, накануне очередной годовщины октябрьской революции (а в СССР многие отчетные события старались приурочить к этой "сакральной" дате) из сборочного цеха московского авиазавода №156 торжественно выкатили первый серийный экземпляр первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.
Всего в 1955-1960 годах было выпущено 203 самолета этой марки, которые возили пассажиров до весны 1979 года. За это время в авариях и катастрофах разбились 35 машин, а еще две погибли и одна была списана в результате терактов (взрывы бомб на борту), которых, как известно, в СССР не было. Общее колчество жертв "серебристого лайнера" - 1137 человек.
Понятное дело, что эти катастрофы не афишировались, чтобы у советских граждан не возникало сомнений в исключительной надежности отечественной авиатехники. В лучшем случае о них сообщали несколькими строчками на последних страницах газет без указания типа машины и количества пострадавших. Либо - вообще не сообщали.
Тем не менее, слухами земля полнилось, что и приводило к появлению ехидных стишков, вроде того, что я привел в начале заметки. Помнится, было еще одно четверостишие, которое распевали на мотив похоронного марша:
Ту-104 - самый быстрый самолет,
Ту-104 никогда не упадет,
Он за минуту вас на небо унесет,
А за две минуты на тот свет вас отвезет.
В общем, машина была популярная. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что первый в мире реактивный пассажиоский авиалайнер - британский Де-Хэвилленд "Комет", вышедший на линии в 1952 году, поначалу оказался еще более смертоносным. Из 19 самолетов первых двух производственных серий пять штук разбились всего за два года, а остальные были списаны и отправлены в металлолом.
Однако в 1958-м появилась значительно улучшенная и более безопасная модификация "Комет-4", которая выпускалась до 1964 года, а эксплуатировалась до 1997-го. При этом за первые 12 лет службы с "четверками" произошло девять катастроф (одна из них - из-за теракта), а за последующие 26 лет - вообще ни одной.
Между тем, Ту-104 отличался повышенной аварийностью на всем протяжении службы. Последняя крупная катастрофа, вызванная отказом техники, произошла с ним в марте 1979-го, после чего машину окончательно вывели их пассажирской эксплуатации, хотя, отдельные служебные борта летали еще несколько лет.

Ту-104, являвшийся переделкой ядерного бомбардировщика Ту-16, выглядел весьма элегантно, однако, мощные двигатели, установленные вплотную к фюзеляжу, создавали повышеннй уровень шума в салоне, из-за чего пассажиры не могли разговаривать, не повышая голос, да и уснуть под громкий рев турбин было проблематично.

Интерьер передней части машины. В отличие от подавляющего большинства авиалайнеров, у которых в носовом обтекателе расположена антенна радара, у Ту-104 там размещалась застекленная кабина штурмана-навигатора.

Интерьер пассажирского салона. Фото из рекламного буклета "Аэрофлота".

Еще одной оригинальной особенностью Ту-104 был выпускаемый на пробеге двухкупольный тормозной парашют. Его появление на пассажирской машине объяснялось тем, что в 1950-60 годы многие советские гражданские аэродромы имели короткие полосы, на которые реактивный лайнер без парашюта сесть не мог. На снимке экипаж применил его на каком-то иностранном аэродроме.

Ту-104 широко использовался на международных авиалиниях. На фото он - в лондонском аэропорту Хитроу демонстрирует техническое превосходство советской авиации над американским поршневым "Дугласом" DC-7 авиакомпании "Истерн Эйрлайнс".

Стандартная раскраска "Аэрофлота" 1960-70 годов, которую носили почти все экземпляры Ту-104.

Единственным иностранным государством, применявшим Ту-104, была Чехословакия, которая в 1956 году приобрела шесть таких машин и до начала 70-х годов эксплуатировала их на международных трассах. Две из них разбились в авариях, а еще одна сгорела при заправке топливом.

Такие оригинальные "подъемные автобусы" были специально разработаны в середине 1950-х для посадки и высадки пассажиров Ту-104.
|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Пятничное фото
«Зеленский боялся этого больше всего»...
10 способов сказать «я рад» или «я счастлив» на английском
Halloween 1978
Гибель эсминца «Ятаган»
Музей "Дороги жизни"
Десять шокирующих фактов об американском виски
А вспоминать - нет

