Взлёт и падение Тиуанако

Зак Зорич, Archaeology July-August 2024.
Около 600 года нашей эры мигранты со всех концов южных Анд собирались в город к югу от боливийского озера Титикака, самого высокого большого озера в мире, находящегося на высоте 13 000 футов над уровнем моря. Основанный в 150 г. н.э., Тиуанако — название, возможно, основанное на термине местного народа аймара, означающем «камень в центре», — был одним из первых городов в Андах. В конечном итоге он расширился на 1,5 квадратных мили сурового альтиплано, или высокогорного равнинного ландшафта, между Западными Кордильерами и Восточными хребтами Анд. Среди монументальных зданий из сырцового кирпича и камня располагались глинобитные дома, в которых когда-то жили от 10 000 до 20 000 человек и вокруг которых хоронили своих мертвецов в подземных гробницах. Этих вновь прибывших, вероятно, привлекли в этот, казалось бы, негостеприимный ландшафт экстравагантные священные фестивали, проводимые внутри и вокруг памятников Тиуанако.



Доказательства того, что Тиуанако стал крупным центром пиршеств и церемоний, представлены в виде украшенной красной керамики, в том числе сосудов для питья, называемых керос, используемых для ритуального употребления кукурузного пива чича, а также ям, заполненных пищевыми отходами, которые археологи находили на протяжении всех раскопок. Некоторые из памятников Тиуанако были ярко раскрашены. Сегодня они славятся своими каменными блоками с тонкой резьбой, некоторые из которых могут весить более 100 тонн. Самая большая из этих построек, ступенчатая пирамида высотой 55 футов под названием Акапана, возвышалась над городом. Монолиты, вырезанные по подобию сверхъестественных существ, можно найти повсюду, некоторые из них стоят во внутреннем дворе великого храма, известного как Каласасайя. Киноа и клубни, выращенные на близлежащих полях, красочные тканые ткани, яркие перья, собранные у птиц тропических лесов, и красная керамика — все это обменивалось во время сезонных собраний, которые сделали Тиуанако крупнейшим торговым центром региона. Среди многочисленных памятников города храм, известный как Пумапунку — или «дверь пумы» на языке аймара — находится примерно в полумиле к юго-западу от Акапаны, выделяется своей точной конструкцией. Он облицован мелко ограненными блоками андезита и красного песчаника, на которых ремесленники вырезали изображения одноименного животного из семейства кошачьих, самого грозного хищника региона и могущественной духовной силы.


На пике своего развития около 700 г.н.э. экономическое и политическое влияние Тиуанако, основанное на том, где археологи нашли красную керамику и другие товары для торговли, объединило общины, разбросанные по территории размером с Калифорнию. Оно достигло севера, до границ народа Вари, который был экономическим и, возможно, религиозным соперником Тиуанако. Но к началу второго тысячелетия нашей эры город был заброшен, за исключением нескольких сезонных жителей. Почему люди покидают этот мегаполис — загадка, которую археологи исследуют с 1800-х годов. Исследователи уже давно разделились во мнениях по поводу того, как завершился крах Тиуанако. Некоторые более ранние ученые считали, что город, должно быть, был завоеван внешней силой, возможно, предками народа аймара, живущего в этом районе сегодня. Другие полагали, что Тиуанако терял влияние медленно, в течение десятилетий или столетий, и что свою роль сыграла региональная засуха. Совсем недавно археологи, которые считают, что городом управлял дворянский класс, предположили, что народное восстание положило быстрый конец правящей элите Тиуанако и привело к тому, что это место было заброшено...
|
</> |