Взаимодействия как не было, так и нет
rex_net — 14.02.2024Проект положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так и не был.
Последние лет двадцать проблема взаимодействия войск и сил ПВО в ВС РФ практически не поднималась. За это время специалисты, представляющие ее сложность и пути решения, были уволены из Вооруженных Сил. Нынешнее командование объединениями и соединениями не представляет ее сложности и последствий несогласованных действий сил и средств ПВО и авиации.
Совместное согласованное применение всех видов Вооруженных Сил, родов войск и сил в их тесном взаимодействии является одним из основных принципов военного искусства. Согласованность действий войск и сил повышает общую их эффективность и обеспечивает безопасность взаимодействующих сторон.
Проблема согласованности действий
Из-за большого пространственного размаха и скоротечности боевых действий войск и сил ПВО взаимодействие, его организация и поддержание имеют свои особенности и трудности. Опыт учений и локальных войн показывает, что действия войск и сил ПВО никогда в необходимой степени не согласовывались, что значительно влияло на общую их эффективность и на безопасность своей авиации, прежде всего истребительной.
В материалах разбора стратегических и оперативных учений («Восток-81, 84», «Гранит-83, 85, 90», «Запад-84», «Центр-87», «Лотос», «Весна-88, 90», «Осень-88», «Селигер» и др.), на которых практически отрабатывались действия войск и сил ПВО, каждый раз отмечались крупные недостатки в их взаимодействии. На каждом из них обстреливалось до 20–30 процентов своих самолетов. Так, на КШУ «Запад-84» войсками ПВО двух фронтов было обстреляно 25 процентов своих истребителей, на КШУ «Осень-88» – 60 процентов.
На учениях согласование действий войск и сил ПВО, кроме мелких тактических эпизодов, не отрабатывалось. Предусмотренные планами при практической отработке подобные действия реальностью не становились. С началом динамики по отражению ударов воздушного противника каждый командующий (командир, начальник) управлял только своими войсками (силами) ПВО, игнорируя в большинстве случаев заранее разработанные способы совместных действий с соседями.
На тактическом уровне командиры зенитных ракетных соединений и частей Войск ПВО, Сухопутных войск и зенитных огневых средств ВМФ, как правило, давали команду на обстрел всех воздушных объектов, попадающих в зоны огня зенитных ракетных подразделений, чем полностью нарушалась безопасность своей авиации. То есть реально своих самолетов обстреливалось гораздо больше, чем указывалось в материалах разборов.
Эти же недостатки, но с более печальными результатами, имели место и в локальных войнах, в которых активно действовали войска и силы, имеющие на вооружении советские средства ПВО, и, как правило, при участии в руководстве ими советских специалистов.
Так, в Демократической Республике Вьетнам с 1966 по 1968 год при небольшом общем количестве истребителей своими средствами ПВО было сбито шесть самолетов МиГ-21. В октябрьской войне 1973 года на Ближнем Востоке в Египте и Сирии уничтожено 83 своих самолета и вертолета. А всего в АРЕ потери авиации от своих средств ПВО составили 30 процентов. В сирийских ВВС с 7 по 11 июня 1982 года из 68 потерянных самолетов и 18 вертолетов своими зенитными средствами было сбито 12 самолетов и 8 вертолетов.
Необходимо отметить, что анализ недостатков взаимодействия войск и сил ПВО производился только в аспекте обеспечения безопасности своей авиации. Влияние согласования действий элементов систем ПВО на общую эффективность действий войск (сил) практически не анализировалось.
Это связано с отсутствием в то время моделирующих комплексов, с помощью которых можно было представить альтернативные действия войск и сил ПВО и получить ожидаемые результаты согласованных и взаимно увязанных действий для сравнения с реальными. А результаты реальных действий группировок Войск ПВО после войны во Вьетнаме, в которой агрессор научился использовать слабые места системы противовоздушной обороны, были, как правило, весьма плачевны. Причин таких результатов было несколько и в том числе отсутствие согласованности действий сил и средств ПВО.
Руководство Вооруженных Сил Советского Союза и стран Варшавского договора осознавало эту проблему и уделяло значительное внимание ее разрешению практически на каждом учении с применением авиации и войск (сил) ПВО. Даже на последнем КШУ Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского договора («Гранит-90») исследования были посвящены организации управления и взаимодействия войск (сил) ПВО коалиционного состава в ходе оборонительной операции.
От ПВО к ВКО
После ликвидации Варшавского договора и Советского Союза с начала 90-х годов крупных учений около десяти лет не было, а с начала их проведения преследовались в большей степени показушные цели. На полигонах за один эпизод силами и средствами ПВО обстреливалось до 30 мишеней. Однако действия подразделений противовоздушной обороны и экипажей истребителей заранее регламентировались и стреляющим и экипажам были известны. Организации реального взаимодействия на учениях внимания не уделялось.
Одновременно с 90-х годов Россия перестала поддерживать подвергавшиеся агрессии государства, которые силы и средства ПВО практически не применяли (Ирак, Афганистан) или использовали их одиночно из засад (Югославия). Поэтому недостатки взаимодействия на данном направлении практически не высвечивались.
Исходя из сложившейся обстановки последние лет двадцать проблема взаимодействия войск и сил ПВО в ВС РФ фактически не поднималась. За это время специалисты, представлявшие ее сложность и пути решения, были уволены из Вооруженных Сил. Нынешнее командование объединениями и соединениями не представляет ее сложности и последствий несогласованных действий противовоздушной обороны и авиации.
Однако проблема взаимодействия войск и сил ПВО осталась. Более того, она усугубилась и превращается в проблему взаимодействия войск (сил) воздушно-космической обороны. Это обусловлено следующим: появлением на вооружении у потенциальных противников новых средств воздушного нападения, в том числе большого количества разнообразных беспилотных средств, резко усложняющих воздушную обстановку; существенной модернизацией самолетов истребительной авиации, зенитных ракетных комплексов и средств разведки, появлением новых зенитных ракетных систем дальнего действия (С-400, «Антей-2500»), затрудняющих обеспечение безопасности истребительной авиации; появлением в ближайшее время гиперзвуковых летательных аппаратов, резко увеличивающих скоротечность боевых действий; процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему воздушно-космической обороны. В системе ВКО потребуется решение ряда принципиально новых частных проблем согласования действий систем с разными возможностями и принципами управления.
Актуальность проблемы взаимодействия войск и сил ВКО требует возврата к отработке этих вопросов на мероприятиях оперативной и боевой подготовки и большего внимания к организации взаимодействия при подготовке реальных действий. Для этого необходимы четкие положения по организации и поддержанию взаимодействия войск (сил) ВКО. Однако действующие в настоящее время документы, регламентирующие организацию и поддержание взаимодействия войск (сил) по противовоздушной обороне, были разработаны для условий, когда на вооружении находились одноканальные ЗРК С-75, С-125, С-200, «Куб», «Круг», истребители II и III поколений (Миг-23, МиГ-25, Су-15), а Войска ПВО являлись отдельным видом Вооруженных Сил. То есть эти документы уже с начала 90-х годов прошлого столетия не отвечали уровню развития средств ПВО, а затем и структуре ВС, их положения безнадежно устарели.
Понимая значимость и необходимость организации взаимодействия войск (сил) ПВО в соответствии с реалиями времени, ученые Военной академии ПВО (а затем ВКО) постоянно работали над разрешением названных противоречий и разрабатывали проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ. Данный проект за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался со всеми заинтересованными органами и направлялся сначала в Главный штаб Войск ПВО, а после реорганизации – в Главный штаб ВВС с предложением издать новое Положение в виде руководящего документа. Однако по непонятным для ученых и командования академии причинам данный документ издан не был.
В настоящее время в связи с очередным изменением структуры Вооруженных Сил (образованы Войска ВКО, корпуса и дивизии ПВО преобразованы в бригады ВКО (ПВО), истребительная авиация выведена из состава этих бригад), а также процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необходимо разработать новое Положение об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ.
Для того чтобы оно было четким, понятным и реалистичным, следует при его разработке использовать научные положения, которые сегодня несколько подзабыты да и в предыдущих положениях не всегда применялись. Например, в одном из официальных документов взаимодействие по ПВО определялось как согласованные действия войск (сил) и штабов по уничтожению воздушного противника. Однако понятно, что штабы воздушного противника не уничтожают. Продолжает иметь место не всегда корректное использование терминологического аппарата по взаимодействию войск (сил).
Общие положения
Военная наука определяет взаимодействие по противовоздушной (воздушно-космической) обороне как согласованные действия войск (сил) для успешного решения поставленных задач по противовоздушной (воздушно-космической) обороне объектов страны и группировок войск и сил. Сущность взаимодействия согласно всеобщему принципу состоит в наличии организованной целенаправленной взаимной связи в действиях войск и сил в операции (боевых действиях), сражении, бою для решения общих задач.
Основными целями взаимодействия войск и сил ПВО (ВКО) являются:
наиболее эффективное использование боевых возможностей взаимодействующих формирований войск (сил) ПВО (ВКО), в том числе и истребительной авиации, при решении поставленных задач;
обеспечение взаимной безопасности войск (сил) и средств, привлекаемых к решению поставленных задач, прежде всего безопасности истребительной авиации от огня своих зенитных средств.
Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит целенаправленное объединение действий войск (сил) ПВО (ВКО) в определенную целостность – способы борьбы со средствами воздушно-космического нападения противника. В свою очередь каждый способ борьбы требует определенного сочетания способов взаимодействия войск и сил.
По противовоздушной (воздушно-космической) обороне взаимодействие осуществляется следующими способами: по пространству действий, времени, задачам и порядку их выполнения. Все они, как правило, сочетаются друг с другом.
Способ по пространству действий подразумевает взаимодействие каждой группировки войск (сил) в отведенном объеме пространства (по зонам, районам, рубежам, секторам, полосам, высотам, направлениям).
Взаимодействие по времени заключается в действиях каждой группировки в назначенное время (одновременно или разновременно). Например, последовательный способ уничтожения средств воздушного противника в бою сначала истребителями в своей зоне, затем зенитными ракетными подразделениями в своей требует организации сочетания способов взаимодействия между зенитными ракетными и истребительными авиационными формированиями по пространству действий (по зонам) и по времени.
Сущность следующего способа в организованном распределении задач для каждой взаимодействующей группировки войск (сил), то есть в сосредоточении их усилий на выполнении общих задач или распределении усилий на выполнении разных задач. Например, зенитные ракетные подразделения могут обстреливать разные цели – выполнять разные задачи или сосредоточить усилия по обстрелу одной цели – выполнять одну задачу.
И наконец, взаимодействие по способам выполнения задач заключается в назначении каждой взаимодействующей группировке войск (сил) определенных способов (приемов) выполнения задач. Примером подобного взаимодействия являются согласованные действия групп истребителей, каждая из которых уничтожает средства воздушного нападения противника из положения дежурства в воздухе или на аэродроме посредством полуавтономных действий и (или) самостоятельного поиска.
Туман вместо взаимодействия
Для организации и поддержания согласованных действий необходимы соответствующие регламентирующие документы
Проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так и не был. Между тем в связи с очередным изменением структуры ВС, а также процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необходимо разработать новое аналогичное положение, но уже по ВКО.
Для того чтобы этот документ стал четким, понятным и реалистичным, нужно, чтобы при его разработке использовались научные положения, которые сегодня несколько подзабыты да и в предыдущих положениях не всегда применялись.
Взаимодействие по противовоздушной (воздушно-космической) обороне организуется и поддерживается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
“Организация взаимодействия – составная часть управления, осуществляется в целях достижения более узкого результата в сравнении с управлением для согласования действий войск и сил ”
Стратегическое взаимодействие – согласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) видов, родов войск и стратегических объединений ВС в стратегических действиях, например в стратегической воздушно-космической операции, при решении стратегических задач.
Оперативное взаимодействие – согласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) объединений видов и родов войск ВС при решении оперативных задач в операциях, например в воздушной операции на ТВД, сражениях и боевых действиях.
Тактическое взаимодействие – согласованные действия соединений, частей и подразделений родов войск и специальных войск при решении тактических задач ПВО (ВКО), например в боевых действиях бригад ПВО (ВКО).
О терминах
На практике должностные лица не всегда однозначно истолковывают термины «организация» и «поддержание» взаимодействия. Это имеет место и в официальных документах. Для однозначного понимания нужно четко представлять их сущность. Организация взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию (взаимной увязке) действий войск (сил) в ходе подготовки к решению поставленных задач.
Иногда «организация взаимодействия» или даже «взаимодействие» противопоставляются «управлению». Имеется мнение, что если существует прямое подчинение соединений, частей и подразделений одному начальнику, то здесь взаимодействия нет, а есть только управление. Такое толкование нельзя считать верным, так как «взаимодействие» и «управление», во-первых, разные категории («взаимодействие» – согласованные действия, «управление» – деятельность органа управления), во-вторых, тесное взаимодействие и твердое непрерывное управление войсками – два основных принципа военного искусства и противопоставлять их нельзя. Организация взаимодействия является составной частью управления войсками (силами), осуществляется в целях достижения более узкого результата в сравнении с управлением, а именно – для согласования действий войск и сил.
Для того чтобы действия войск и сил были согласованы в ходе операций (боевых действий), взаимодействие необходимо поддерживать. Поддержание взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию и взаимной увязке действий войск (сил) в ходе решения поставленных задач.
Иногда вместо «поддержания» используется термин «осуществление» (взаимодействия) и даже возникают споры, какой из них нужно применять. Разрешение данного противоречия дает определение взаимодействия – это согласованные действия. Следовательно, взаимодействовать – значит осуществлять взаимодействие (поддержание взаимодействия – целенаправленная деятельность командиров и органов управления). Поэтому применение в боевых уставах тактического уровня термина «осуществление» вместо «поддержание» взаимодействия некорректно, хотя и имеет место.
Для организации и поддержания взаимодействия проводятся соответствующие мероприятия – действия командования и органов управления при подготовке (в ходе) решения поставленных задач, направленные на достижение целей взаимодействия. Например, для организации уничтожения самолетов – постановщиков помех необходимо провести следующие мероприятия:
• установить способы уничтожения этих самолетов зенитными ракетными и истребительными авиационными частями (подразделениями);
• установить порядок обмена информацией о постановщиках помех;
• установить порядок управления выделенными силами для решения данной задачи;
• организовать связь между взаимодействующими силами;
• практически отработать совместные способы уничтожения постановщиков помех.
Для достижения успеха в согласовании действий войск и сил ПВО (ВКО) в операциях, боевых действиях и боях необходимо руководствоваться частными принципами организации и поддержания взаимодействия: соблюдение интересов объединений, соединений, частей и подразделений, которые на данном этапе борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником решают главные задачи; заблаговременная организация и непрерывное поддержание взаимодействия; организация взаимодействия старшей командной инстанцией и строгая регламентация отношений между взаимодействующими сторонами; всестороннее обеспечение взаимодействия.
Принцип соблюдения интересов формирований, решающих главные задачи, направлен на достижение наибольшего предотвращенного ущерба объектам обороны.
Принцип заблаговременной организации и непрерывного поддержания взаимодействия обусловлен тем, что скоротечность борьбы в воздушно-космическом пространстве не позволит командующим и командирам в ходе отражения ударов воздушного противника эффективно взаимно увязывать действия войск и сил. Инициатива по времени нанесения ударов принадлежит противнику. Он может наносить внезапные, неожиданные воздушные и ракетные удары. Поэтому нужно быть в готовности в любое время отразить эти удары согласованными действиями всех взаимодействующих группировок войск и сил ВКО.
Принцип организации взаимодействия старшей командной инстанцией и строгой регламентации отношений между взаимодействующими сторонами определяется сложностью иерархической структуры командных инстанций войск и сил ВКО и неопределенностью их взаимного положения в этой структуре. В Вооруженных Силах РФ войска и силы воздушно-космической обороны имеют Войска ВКО, а также все виды ВС – ВВС, Сухопутные войска, ВМФ.
Группировки этих войск и сил ведут борьбу с воздушным (воздушно-космическим) противником, как правило, в одних и тех же районах, но управляются командующими (командирами, органами управления) различных видов и родов войск ВС.
Между ними чрезвычайно трудно установить отношения, то есть определить, кто должен быть старшим начальником, который согласует действия всех войск и сил ПВО (ВКО) в каждом районе, например в районе ответственности соединения ВКО или в полосе общевойсковой армии.
Практика показывает, что командующие и командиры, не подчиненные друг другу, как правило, если не получили указания старшего начальника, неохотно идут на согласование действий своего объединения, соединения, части, подразделения с соседом, так как здесь приходится поступаться каким-либо частным интересом, а иногда мешают амбиции.
Принцип всестороннего обеспечения взаимодействия обусловлен тем, что согласованность действий войск (сил) ПВО (ВКО) соседних объединений, соединений, частей и подразделений возможна только при полном обеспечении взаимодействующих группировок войск (сил) и органов управления средствами связи взаимодействия, сопрягаемыми АСУ, средствами обеспечения истребительной авиации, вводимой в границы соседних объединений, соединений.
Например, ввод истребителей в границах соседнего объединения (соединения) и посадка их на аэродромы возможны, если система управления обеспечивает наведение истребителей, на аэродромах посадки имеются топливо, ракеты, боеприпасы, средства заправки и подготовки их к повторному вылету.
Пути решения проблемы
В значительной степени проблема взаимодействия войск (сил) ПВО (ВКО) разрешается соблюдением частных принципов организации и поддержания взаимодействия. Их реализация для достижения необходимой согласованности действий войск (сил) ВКО, как показывают исследования, возможна только при переходе к территориальной системе ПВО (ВКО).
В такой системе должны быть образованы: на оперативно-стратегическом уровне – зоны ПВО (в перспективе – зоны ВКО); на оперативно-тактическом – районы ПВО (ВКО); на тактическом – сектора или локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО). Зоны и районы, а также локальные группировки должны иметь единые органы управления.
При делегировании им обязанностей и прав по управлению всеми войсками и силами ПВО (ВКО), находящимися в границах ответственности, независимо от их принадлежности к различным видам ВС, родам войск или ведомствам, соответственно должны быть делегированы также обязанности и права по организации и поддержанию их взаимодействия.
Это необходимо в связи с тем, что разрешать противоречия между взаимодействующими сторонами и организовывать взаимодействие объединений, соединений, частей и подразделений ПВО (ВКО), в том числе формирований истребительной авиации, может только общий старший начальник (орган управления), которому эти объединения, соединения части и подразделения подчинены или которому предоставлены соответствующие права.
Для возможности организации и поддержания взаимодействия по ПВО (ВКО) командующим зон, командирам районов и локальных группировок и их органам управления должны быть предписаны следующие обязанности и права:
• определять для подчиненных и взаимодействующих в границах ответственности объединений, соединений, частей и подразделений задачи взаимодействия;
• устанавливать отношения между взаимодействующими сторонами;
• согласовывать (взаимно увязывать) действия войск при решении задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны в операциях (боевых действиях);
• поддерживать взаимодействие между подчиненными и взаимодействующими в границах ответственности объединениями, соединениями, частями, подразделениями при выполнении задач боевого дежурства и в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника;
• организовывать боевое дежурство по ПВО (ВКО) и управлять дежурными силами по противовоздушной (воздушно-космической) обороне;
• своевременно переводить в готовность войска, силы и средства ПВО (ВКО) и управлять ими в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений;
• организовывать разведку воздушного (воздушно-космического) противника и управлять всеми силами разведки в зоне, районе;
• согласовывать действия сил РЭБ, выделенных для борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником;
обеспечивать безопасность полетов своей авиации в зонах огня сил и средств ПВО.
Командирам соединений, частей и подразделений, выделенных для решения задач ПВО (ВКО) в границах ответственности зоны, района ПВО (ВКО), локальной группировки ПВО (ПВО-ПРО), должна быть установлена ответственность за выполнение задач взаимодействия, поставленных командующим зоной, командиром района, локальной группировки. Они должны быть обязаны:
выдавать по требованию командующего зоной, командира района, локальной группировки информацию о составе, положении и обеспечении своих войск, сил и средств ПВО (ВКО), об их задачах, выделяемом ресурсе на ведение операции (боевых действий) и ограничениях по применению;
выполнять указания командующего зоной, командира района, локальной группировки по согласованию действий своих войск, сил и средств ПВО (ВКО) в общих границах ответственности;
своевременно выполнять указания командующего зоной, командира района, локальной группировки по применению дежурных сил, по переводу войск, сил и средств ПВО (ВКО) в боевую готовность, а в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника – по применению всех войск, сил и средств ПВО, разведки и РЭБ в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений.
При переходе к территориальной системе ПВО (ВКО) в каждой зоне, районе должны быть созданы постоянные системы управления и разведки воздушного и ракетного противника. Они станут материальной основой для управления войсками (силами ПВО (ВКО) и соответственно для организации и поддержания взаимодействия между ними.
То есть инфраструктура территориальной системы ПВО (ВКО) предполагает наличие устойчивой связи между пунктами управления формирований ПВО (ВКО) и истребительной авиации для организации и поддержания устойчивого взаимодействия между ними. Это не исключает необходимости обмена между органами управления взаимодействующих объединений, соединений и частей оперативными группами (офицерами) взаимодействия (авиационными представителями).
При территориальной системе ПВО (ВКО) любые соединения, части или подразделения ПВО, ИА, попадающие в район ПВО (ВКО) по планам военных действий или неожиданно по необходимости, должны быть информированы о порядке «подключения» к информационной системе и системе управления района. При «подключении» к системе управления они информируют командование района ПВО (ВКО) о своем присутствии, местоположении, возможностях и ограничениях по применению.
Командование района должно учесть в своем общем плане новые формирования (средства) ПВО, перестроить при необходимости общую систему ПВО и выдать указания по согласованию действий нового формирования с ранее находившимися в районе. По представлению командира района при необходимости корректируется порядок применения войск (сил) зоны ПВО (ВКО).
Согласование структурных элементов
Организация и поддержание стратегического взаимодействия по ПВО (ВКО) осуществляется между видами и родами войск и стратегическими объединениями ВС (ВО) и состоит в согласовании всех структурных элементов общей системы ВКО страны и Вооруженных Сил, перераспределении войск, ресурса боевых и материальных средств между ВО (зонами ПВО) в интересах выполнения поставленных задач по прикрытию с воздуха основных объектов страны и группировок ВС на направлениях действий главных сил воздушно-космического противника. При этом должны регламентироваться отношения между зонами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Стратегическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает Генеральный штаб или Воздушно-космическое командование, если оно будет создано.
Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между объединениями ВВС и ПВО, объединениями Войск ВКО, войсками ПВО военных округов, силами ПВО флотов. Оно состоит в согласовании действий создаваемых в границах ответственности зон ПВО (ВКО) структурных элементов системы ВКО – системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении противника (информационного обеспечения), системы поражения и подавления (систем зенитного ракетного и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения и радиоэлектронного подавления), а также системы обеспечения.
Основные цели оперативного взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий в границах ответственности районов ПВО (ВКО) для обороны основных объектов страны и группировок войск (сил) на направлениях действий главных сил воздушного (воздушно-космического) нападения противника, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности зон ПВО (ВКО). При этом должны регламентироваться отношения между районами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает командующий зоной ПВО (ВКО) и его орган управления.
Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между соединениями, частями и подразделениями родов войск, сил и средств ВКО и специальных сил и средств. Оно состоит в согласовании действий всех структурных элементов в системах зенитного ракетного (зенитного артиллерийского) и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения разведки воздушно-космического противника и РЭБ в границах ответственности районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО).
Основные цели тактического взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий для обороны наиболее важных объектов страны и ВС, решения других тактических задач и обеспечения взаимной безопасности сил и средств ВКО, прежде всего безопасности истребительной авиации, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности районов ПВО (ВКО). Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуют и поддерживают командиры районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО) и их органы управления.
Более детально вопросы организации и поддержания взаимодействия по ПВО (ВКО) и обеспечения безопасности своей авиации должны быть расписаны в официальном документе – Положении об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ. Для его разработки нужна соответствующая воля руководства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Владимир Барвиненко, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор
ОТСЮДА
|
</> |