Второй Пилот - оплот CRM в экипаже. Как им стать? Послесловие. Про CRM

топ 100 блогов denokan22.07.2014

От себя, о себе и о CRM
Надо признаться, давно я не писал подобные материалы. Все как-то недосуг, хотя желание описать именно это - зрело очень давно.

Вообще, мне очень близка эта тема, я сам последовательно прошел через все ступени - от самого молодого второго пилота Ту-154 (как по возрасту, так и по опыту), до сегодняшней должности.

Очень продолжительное время (не в абсолютном, конечно, значении, а в относительном) все вокруг были старше и опытнее меня. Плюс ко всему, время было такое, что на очень молодых пилотов, попавших на большой самолет, смотрели очень и очень косо.

Поэтому приходилось "добивать пустОты знаниями".

Что касается взаимодействия - то я честно признаюсь, что моя эпопея изучения CRM основывается прежде всего на личном опыте ошибок и поступков. Т.к. скромностью я никогда особо не отличался, плюс юношеский максимализм во мне и сегодня не угас, то далеко не всегда я вел себя в кабине, как я сейчас это понимаю, правильно.

Нет, конечно же нет - случаи, за которые мне может быть стыдно, на самом деле были редки. (По-крайней мере, мне в это хочется верить) Наверное, самое частое, что я делал не так, как рекомендовал делать во второй части - это умничал тогда, когда можно было и промолчать. Иногда был довольно резок в высказываниях - чаще всего по делу, но можно было (как кажется по прошествии времени) именно в той ситуации быть помягче.

Когда стал молодым командиром - начинал вести себя, как инструктор с первых же минут полета... Казалось бы, благая цель, но это палка о двух концах - с одной стороны тебе кажется, что надо, надо делиться своей начитанностью или опытом, с другой стороны, далеко не всегда возрастным вторым пилотам это нравилось.

Мне кажется, сегодняшним вторым пилотам проще - так как молодежи очень много. А десять лет назад нас было очень мало. И это был "вызов" старшему поколению, доказать свою состоятельность.

В-общем, где-то нужна была золотая середина, которую мне никак не удавалось ухватить. И хоть проблемы психологии мне всегда были интересны, но всерьез я начал ухватывать их лишь тогда, когда был назначен заместителем командира эксадрильи, пять лет назад. Тогда мне в руки попали интересные материалы по CRM, и тут, собственно, говоря и началось. Кирпичики в голове стали выстраиваться в симметричные порядки.

Вообще, я уже высказывался - что все это должно у каждого начинаться гораздо раньше. Но преподавание CRM в нашей стране оставляет желать лучшего, поэтому эта аббревиатура со временем превратилось чуть ли не в ругательство, синоним химеры. А ведь это действительно работает.

--==(о)==--

CRM по своей сути  - это толкование жизненных принципов. Одинаково универсальных как для авиации, так и для любого другого производства. Да даже для личной жизни. Мы все по своей сути имеем о них представление, иногда даже считаем, что поступаем безусловно верно (и даже поступаем). Однако, если тебя попросить объяснить тот или иной правильный поступок (почему надо делать именно так), то ты начинаешь сильно задумываться и в итоге не можешь ответить.

В CRM уже дан ответ, изложен по полочкам, разрисован в картинках. Однако, знания и понимание принципов - это полдела. Очень важно получить личный опыт, убедиться в том, что это работает.

Поэтому правильное обучение CRM завязано на командной работе, на сценариях, в которых человек учится применять полученные знания.

Ну, например, что такое CRM в жизни? До банального. Мы все знаем о вреде усталости. Но продолжаем вести автомобиль со спичками в глазах, проезжая один мотель за другим. "А меня это не коснется!" Человек с "хорошим CRM" скажется себе: "Стоп, это ненужный риск. Мне надо отдохнуть". Остановится, отдохнет, и поедет дальше.

Или же - очень соблазнительно раньше всех развернуться через две сплошных, когда видишь, что не успеваешь на стрелочку. Ты знаешь, что это запрещен и опасно. Но думаешь: "А, пронесет, никого нет" Развернулся, и говоришь ДПС-никам "здравствуй". Ну и какой смысл было торопиться? Сэкономил ровно три минуты, а потерял 15 и полторы тысячи рублей.

А если тебе в бочину прилетел такой же джигит со встречки проскочивший на красный? Я был свидетелем такой ситуации.

А если там у тебя двухлетний сынишка сидит, который еще утром тебе улыбался?...

--==(о)==--


В итоге мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали - как ролью второго пилота является поддержка КВС по принятию ПРАВИЛЬНЫХ и БЕЗОПАСНЫХ решений, так и CRM нам дает инструменты правильного поведения и отношения к работе, опять же - для принятия ПРАВИЛЬНЫХ и БЕЗОПАСНЫХ решений.

Процитирую еще одного пилота:

""Не хочется говорить банальности. Но ИМХО /по моему скромному мнению/ предел человеческих возможностей фантастически расширяется, когда человек знает что делать и на него не давят эмоции"

Или вот снова цитата уже упомянутого инструктора Аэрофлота:

" Бывают случаи, когда человек умеет петь от рождения. Этот человек будет очень удивлен, когда кому-то нужно объяснять, как это петь. Бывают случаи, когда человек вообще не умеет петь и удивляется зачем пению нужно учить. Бывают случаи, когда человек всю жизнь поет в компании и постепенно на практике учится пению и при условии, что способности были, преуспевает в этом.
 Но все перечисленные случаи не отменяют необходимости курса вокала".

Да, бывают пилоты, у которых понимание принципов правильного управления окружающими тебя ресурсами - в крови. Точнее, наверное, бывают, так как идеальных самородков лично я не встречал.. но знаю людей, который свой CRM оценивают как идеальный, считая прохождение курсов необязательными. Оставлю это мнение на их совести.

Ну а мне пришлось учиться, и придется учиться дальше. И по бумаге (очередная специфика), и на личном опыте. Хочется верить, что, пройдя тернии лично, я получаю право своим опытом и соображениями делиться.

Что я и делаю.

Наверное, надо все же сказать пару слов о "резкости", как об очередной местной специфике, без которой иногда - никак. Иногда на самом деле будет правильным - сказать что-то достаточно твердо и жестко. Но теперь-то я понимаю, что одни и те же слова, сказанные в одной и той же ситуации, воспринимаются публикой по-разному - если их произнес молодой пацан или имеющий вес (хотя бы в виде возраста) мужик.

В CRM это преподносится, как "Лидерство" - формальное и неформальное. Можно быть командиром по бумагам, но коллектив тебя не будет воспринимать, пока ты не завоюешь лидерство неформальное. Например, справедливостью, последовательностью поступков, личным примером, проявлением твердости, когда это необходимо. Таким образом ты начнешь зарабатывать авторитет.

Проблемой для молодежи зачастую как раз является отсутствие этого необходимого авторитета.

--==(о)==--


Так для чего ж все это здесь было написано? Как и прочее предыдущее? Почему бы сразу не начать работать с командирами, раз они по-нормальному должны отвечать за правильный CRM?

Мой личный опыт привел меня к выводу, что это очень и очень сложно. Собственно, и на эту тему есть много чего в Педагогике - проблема обучения взрослых. Поэтому, лично для себя я принял решение сконцентрировать усилие на молодых, в надежде на то, что мне получится получить комаду единомышленников и вместе, по чуть-чуть, понемногу, получится изменить мир вокруг себя. Молодые будут расти, набираться правильного опыта (отмечая и негативный), становится командирами (на ступеньку лучше предыдущих), затем инструкторами и так далее.

Ну а потом последующим будет проще. Им откроют дверь изнутри и уже по водосточной трубе лезть не потребуется.

Все, я закончил. Теперь критикуйте!

Извиняюсь за заумность. Но давно надо было это написать.

Всего самого летного!

 Второй Пилот - оплот CRM в экипаже. Как им стать? Послесловие. Про CRM FLYSAFE



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В свои сорок пять лет Анатолий был явно сексуально озабоченным человеком. Жена, которая была младше на пять лет, как сексуальный партнёр, уже явно его не устраивала. Фантазии на сексуальные темы играли и бурлили в его голове, но супруга ...
Теоретический вопрос, который может иметь практическое значение. Не секрет, то нынешняя власть делает всё, чтобы уничожить страну, не знаю, как  в ваших Москвах/Питерах, жизнь в глубинке, в частности в Карелии не даёт нам поводов для оптимизма. ...
Те, кто читают меня достаточно давно в курсе моей любви к старым советским автомобилям. Люблю я старые ведёрки, ничего с собой поделать не могу - как вижу какой-нибудь старый агрегат на ходу - аж сердце радуется и позитивная энергия солнца вырабатывается. И, конечно же, я никак не мог проп ...
Издали на зелёной лужайке для выпаса лошадей, да ещё против закатного солнца, его не сразу и заметишь – так зелёный дятел приспособил цвет своей одёжки к наземному способу добычи корма, ведь его любимое лакомство – муравьи.  ...
"Такого я от них не ожидала! - со слезами на глазах выкрикивала я, - Чтобы я после такого еще когда-нибудь хоть кого-то из них пригласила на свой День рождения? Не дождетесь!". Мы сидели с подругой вдвоем за праздничным столом, накрытом на 14 персон. Саша нервно курил на кухне и тщетно п ...