Вторая столица империи
reedcat1965 — 03.08.2022 На прошлой неделе случилась давно задуманная, но многократно откладываемая по разным причинам поездка в Будапешт.В отличие от типичных для нас с женой спонтанных набегов в этот раз подошли к поездке со всей основательностью, тем более что ездили с друзьями. Был заказан отель, что было непросто, т.к. в жизненно важных критериях была парковка и кондиционер в номере. После пары дней насилия над Букингом и Tripadvisor'ом был найден трехзвездочный отель Benczur. На деле он оказался даже лучше, чем ожидалось, и он оправдал каждый уплаченный форинт.
Вторая столица Австро-Венгрии впечатлила и очаровала с первого взгляда, вызвав стойкое желание вернуться снова. Вена, которой по статусу положено быть во всем лучше, по общей атмосфере все же не дотягивает, поскольку слишком уж помпезна. В Будапеште же гармонично сочетается имперское величие и ощущение праздника. Правда, с ощутимыми нотками восточноевропейского бардака (ну куда ж без него).
Первое, что удивило в Венгрии - на автобанах никто не превышает скорость, даже румыны. Если и превышают, то чуть-чуть. Любимых в Австрии обгонов справа тоже не видели. То ли камеры на каждом столбе, то ли полиция злая. В самом Будапеште трафик, разумеется, хаотичный, но в меру.
Встретился даже такой уникум, как троллейбус "Икарус".
Единственное с чем не очень повезло, так это с погодой. Наматывать километры при +30 еще то развлечение. Впрочем, за пару дней до нашего приезда тут было +42, что уже однозначно подпадает под определение "полный 3,14-ц". Т.е. туда лучше ехать или весной, или осенью, когда такие температурные эксцессы маловероятны.
Будапешт, как известно. состоит из двух частей: Буда на правом гористом берегу, и Пешт на левом равнинном. В 1830 году Пешт был практически полностью разрушен из-за наводнения на Дунае, вызванного ледовым затором. Это как бы намекает на не очень благодатные погоды 200 лет назад. После этого Пешт отстроили заново, с нехилым размахом и удалью, ориентируясь на Париж, Вену и С.-Петербург.
Несмотря на разрушения в войну, город достаточно неплохо восстановлен. Не весь, конечно, но процесс идет, хотя обшарпанных домов хватает даже в центре.
Например этот дом с шикарной мозаикой в стиле art nouveau но кривыми окнами и отвалившейся штукатуркой.
На что обратили внимание, так это на умелое и "бесшовное" встраивание новых зданий в историческую застройку. Смотрится интересно и глаз не режет.
Впервые для перемещения по городу воспользовались туристскими автобусами-даблдекерами. Билет на сутки стоит около 30 Евро, на 2 и 3 дня немного дороже. Кроме того, в стоимость входит часовая прогулка по реке на теплоходе (кстати, советском, типа "Москва"). Смысл есть, т.к. город большой, интересные объекты сильно разбросаны, а общественный транспорт еще тот квест. Венгерский непохож ни на один язык из германской, романской или славянской группы, а с табличками на понятных мовах обстоит очень грустно. Плюс изобилие ремонтов и минус информация об их обходе. Похожее чувство было в Тбилиси, где все еще отягощалось алфавитом. Без телефона с Google maps и роумингом блуждали бы еще больше.
К счастью, местные жители, владеющие английским, пару раз по своей ининциативе(!!!) приходили нам на помощь и подсказывали, куда идти. Это приятно удивило.
Что должны символизировать даные персонажи с голыми торсами, не в курсе.
Будапешт прекрасен мостами. К сожалению, знаменитый Цепной мост был на ремонте и полностью закрыт лесами. Его теперь называют "Bridge Under Construction".
Зато зеленый мост Свободы во всей красе.
Обратите внимание на отмороженных персонажей, сидящих на конструкции. Мост был построен в 1895 году и имел разные названия, включая "им. Франца-Йозефа I". В 1945 году был взорван солдатами Вермахта, но уже через год был восстановлен. Кстати, как мне подсказали, в Твери есть мост через Волгу похожей конструкции и облика, но раза в полтора поменьше.
Он же на фоне горы Геллерт и заката.
Выше по течению находится мост Эржебет
Построен на рубеже 19-20 веков и назван в честь Элизабет Баварской, супруги Франца-Йозефа и королевы-консорта Венгрии. Венгры ее откровенно обожали, поэтому названный в ее честь мост вполне ожидаем.
Мост Маргит построен в 1872-1876 годах по проекту французских инженеров Гуэна и Эйфеля (того самого, который башня). Соединяет два берега Дуная и заодно остров Маргит, на котором расположен огромный парк с отелями и фонтанами. Правда, съезд на остров построили лет на 20 позже моста - в бюджете города закончились деньги.
Французский стиль вполне узнаваем. Похожий мост видел в Тянцзине, но там еще больше понтов и лепнины с позолотой.
Одной из достопримечательностей Будапешта является метро, точнее его первая линия. Она была открыта в 1896 году и примечательна тем, что это было первое электрическое метро. В Лондоне до примерно 1904-05 года поезда тянули паровозы (можете представить, как там дышалось). Электрическую часть проиктировал и поставлял, разумеется, Сименс.
Станции имеют весьма винтажный вид и расположены неглубоко. Особенность этой линии в том, что входы на платформы разных направлений раздельные, и перейти с одного направления на другое можно только поверху.
По тем временам крутизна неимоверная. Открыте первой линии приурочили к 1000-летию обретения венграми Родины, на праздник приехал сам император.
Бывшая касса. Закрыта, но тем не менее сохранена в неприкосновенности.
Поезда небольшие, достаточно спартанского дизайна, производства венгерской фирмы Ganz Mavag. Перегоны короткие, поезд идет небыстро, поэтому особой аэродинамики не требуется. На поздних линиях в основном ходят советские и российские вагоны Мытищинского завода и более современные Alstom Metropolis.
На закуску сегодня колоритный фонарь возле пафосного кафе "New York". Я затрудняюсь определить этого персонажа, но экскурсовод утверждает, что это "крылатый фавн". Но по-моему, крыльев в оригинальной версии у них не было. Ну да ладно, "художник так видит".
Продолжение следует
|
</> |