Вторая китайская палубная авиагруппа

топ 100 блогов bmpd17.11.2020 Оригинал взят у коллеги Вторая китайская палубная авиагруппа naval_manual  в Вторая китайская палубная авиагруппа



Вторая китайская палубная авиагруппа 3856435_1000


Рука на пульсе.

Надо бы выгулять один из юзерпиков, благо, повод появился. На днях в Китае была "сертифицирована" вторая палубная авиагруппа. Сообщение об этом прошло практически незамеченным - на фоне вот этого всего в новостях. Между тем, событие, конечно, важное. Главное - в коротком, но ёмком видео:









Поскольку не все читают на английском, перескажу: на днях (видимо, в начале ноябре) пилоты второй китайской авиагруппы сдали зачёт в Бохайване - нам, любителям русско-японской истории, этот кусок Жёлтого моря более известен как Печилийский залив. Принципиально важно следующее: пилоты новой авиагруппы проходили подготовку для полётов с палубы с молодых кадетских ногтей, по новой программе. Первая авигруппа была набрана из уже состоявшихся лётчиков ВВС (пишут именно про ВВС, хотя, возможно, речь идёт о пилотах морской авиации ВМС НОАК), которые проходили программу переподготовки. Новые пилоты моложе - им нет тридцати - и, как утверждается, новая программа позволила сократить время подготовки, повысив её эффективность (что бы ни скрывалось за этим расплывчатым словом).

Понятно, что китайцы гордятся, и есть чем. Тем не менее, в таких случаях опытный наблюдатель должен добавить дёгтя, показав внимательность и ум. Для начала замечу, что китайцы стали замазывать бортовые номера самолётов - что, впрочем, получается через раз. Самолёты первой авиагруппы имели номера в пределах 100...125, самолёты второй лишились единички в начале номера. Сам факт цензуры представляется любопытным, хотя и не очень понятно, что хотят скрыть китайцы. Возможно, как раз тот факт - не указанный в явном виде - что это вторая (а не, скажем, третья) авиагруппа. Между тем, это можно говорить относительно уверенно, самолёты с "десятыми" номерами впервые появились в кадре относительно недавно, других серий номеров пока не было.

Во-вторых, любопытно, что зачёт новые пилоты сдавали на "Ляонине", а не на торжественно введённом в строй в прошлом декабре "Шаньдуне". Это ещё более любопытно потому, что в сентябре появились сообщения о первых в истории китайского флота учениях с участием пары авианосцев. Получается, что на этих учениях у китайцев была только одна полноценная авиагруппа. Тот факт, что вторая авиагруппа была "сдана" флоту почти на год позже второго авианосца, сам по себе может и не быть свидетельством "некоторых проблем" - но, в сочетании с сентябрьскими сообщениями, вызывает известный скепсис.

Впрочем, иначе и быть не могло. Сравнение авианосной истории с покупкой ишака может показаться избитым, но против фактов не попрёшь - ишака купить проще. И, рискну предположить, китайцев ещё ждут новые принципиальные проблемы. В одном из англоязычных сообщений по поводу радостного события приведены интересные детали: у переученных пилотов базовой авиации сохраняются некоторые мышечные навыки, неуместные на палубе, в частности, они привыкли сбрасывать газ при посадке, в то время как палубному пилоту этого делать нельзя. Частность, подчёркивающая общность: учиться всегда лучше, чем переучиваться. Принципиальная же проблема возникает потому, что третий и четвёртый китайские авианосцы, как говорят, будут отличаться от "Ляонина" и "Шаньдуна" наличием катапульт. А это значит, что китайцам снова придётся менять программу подготовки пилотов.

Более того, китайская палубная авиация может попасть в "ловушку "Сорю"и "Хирю"". В своё время японцы, получившие два новых маленьких авианосца, во многом вынужденно пришли к концепции "два корабля - одна авиагруппа". Палубы "Хирю" и "Сорю" не позволяли разместить в готовности к старту все ударные самолёты, помещающиеся в ангарах. Поскольку сами ангары были закрытыми - и в них нельзя было прогревать двигатели - обеспечить своевременный подъём всей авиагруппы в два "споттинга" тоже не получалось. Единственным решением стало "объединение усилий" - один авианосец поднимал в воздух торпедоносную эскадрилью, другой - бомбардировочную, что позволяло относительно быстро создать полноценную ударную группу. Это, с одной стороны, позитивно сказалось на развитии японской авианосной доктрины, поскольку способствовало развитию методов массирования палубной авиации. С другой стороны, возникли и проблемы - снизилась гибкость использования палубной авиации, выход из строя одного корабля или его авиагруппы нарушал целостность дивизии (см. "Сёкаку", "Дзуйкаку" и Мидуэй).

Таким образом, технические особенности кораблей наложили отпечаток на доктрину использования палубной авиации, и эта доктрина не менялась несмотря на то, что для новых (и старых) кораблей тех же технических ограничений уже не было. Нечто подобное может случиться и с китайской палубной авиацией: к моменту, когда в строй вступит первые корабль с катапультами, китайский флот накопит большой и специфический опыт использования кораблей к трамплинами, который будет закреплён в умах офицеров, доросших до командных позиций - и закреплён в руководящих документах. Что может привести к "недоиспользованию" потенциала катапульт.

Впрочем, всё сказанное не исключает главного: китайцы опять демонстрируют. И за этими демонстрациями следить по-прежнему очень интересно.


P.S. Для ценителей - чуть более полное видео на китайском. В этом видео есть ночная посадка - очень редкий кадр с китайской палубы. Но нету уверенности в том, что это снято сейчас.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
В этом месяце уже отпраздновали 50-летний юбилей шесть альбомов: The Beach Boys - "Holland", Deep Purple - "Who Do We Think We Are", Johnny Cash - "Any Old Wind That Blows", Bee Gees - "Life in a Tin Can", Elton John - "Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player", Rick Wakeman ...
Итог переговоров Зеленского и Макрона в Киеве: Минские соглашения должны быть усовершенствованы. Визит президента Макрона в Киев. Встреча с Зеленским. Фото: Офис президента Украины Как из отдельных цветных стекол собирают цельную мозаику, так из переговоров между главами ...
Валерия Башкирова (кто это, уточнять не буду, оставлю ссылку ). Милая девочка восемнадцати лет. Красивая. Возможно, образованная и самостоятельно поступившая в ВУЗ, но... глупая и уверенная в том, что она родилась с золотой ложкой вседозволенности во рту, хотя, судя по должностям ...
Если вы ненавидите женщину по имени Наташа, в этом году ей можно подарить сувенир с глубоким смыслом - Змею Натали :) Любопытно, является ли данная змея лишь частью большого пула, в котором потребитель может найти змею Олю, Катю или Свету? :) ...