Вступление в монашество
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Евгения Жукова. Зарождение и развитие Последования Великой и Ангельской схимы в ΙV–VII веках на базе агиологических источников
http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/1814-zarozhdenie-i-razvitie-posledovaniya-velikoj-i-angelskoj-skhimy-v-vekakh-na-baze-agiologicheskikh-istochnikov/
Небольшая выжимка из него:
В ранних текстах принятие монашества называется
συναρίθμηση, то есть причисление к братии и ἐξίσωση (уравнивание) с братией вступающего в монастырь.
Терминология, характеризующая вступление в киновию, призвана указывать теперь не только на вселение приходящего в какое-либо место подвига, а на его единение с подвизающимися в этом месте в одно тело (ἐν ἑνὶ σώματι). Именно по этой причине результат церемонии приема нового брата выражается здесь через понятие причисления к братии, в то время как его личное посвящение Богу совершенно не выделяется, ведь таковое он мог получить и вне киновии. Структура и понятийный аппарат совершаемого сегодня Последования полностью опираются на те ранние, еще не литургические церемонии.
в эпоху V–VII веков, по всей видимости, одновременно существовали два вида монашеских Последований. Одно имело цель личного посвящения Богу (такое Последование описано в ареопагитских сочинениях) и совершалось во время Божественной литургии лицом, имеющим священный сан. Возможно, оно совершалось в больших городах для нужд тамошней Церкви. Другое Последование было связано с киновиями, и эти древние церемо-нии приема в киновию не имеют характера присвоения вступающему монашеского звания как сугубо личного посвящения Богу. Они призваны соединить и причислить его к единому телу насельников монастыря. Можно заметить, что при этих церемониях совершенно отсутствует священник и священнические молитвы. Прием в древние монастыри (преп. Пахомия, свт. Василия Великого и др.) не происходит в храме. То, что древние церемонии «приема» в киновию не носили литургического характера подтверждается и тем фактом, что зачастую они повторялись для одного и того же лица в случае перехода и вступления в другой монастырь.
Необходимо особо обратить внимание на то, что в Житиях святых и других литературных источниках того времени вплоть до конца VI века термины схима и пострижение практически не используются для выражения перехода от мирской к монашеской жизни. Для этой цели используют термин отречение (ἀποταγή).
Лишь с VII века и далее мы видим, что церемония приема в монашество начинает приобретать литургическую форму, то есть совершается лицом, имеющим священный сан. И здесь пострижение влас уже выделяется как главное литургическое действие. Глаголом κείρομαιтеперь выражается усвоение монашеского звания, вступление в монашеский чин.
Хочется также остановиться на одном термине, на который исследователи редко обращают внимание. Совершающий данное Последование архиерей или священник молится: «Во иго Твое, Владыко, спасительное приими раба Твоего...». По греческому оригиналу мы видим, что слово иго является переводом термина – ζυγός (упряжка, пара), то есть перед нами еще одно понятие из все той же крещальной терминологии, призванной указать на происходящее в данный момент второе крещение приступающего. Душа его таким образом вступает в одну упряжку со Христом, становится Его со-упругом, т. е. супругом (σύζυγος), отныне он посвящен Владыке, он в одной с Ним упряжке.