Встретимся через 25 лет: Как и зачем культовые герои и франшизы возвращаются на

топ 100 блогов okkomovies15.04.2022

От Кэндимена до Джеймса Бонда, от Майкла Майерса до Декстера — рассказываем о персонажах из нашего детства, которые не собираются уходить на пенсию, и объясняем, почему их новые инкарнации совсем не те, что раньше.

18+

Кадр из фильма «Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста, 2021
Кадр из фильма «Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста, 2021

Трава была зеленее

Кризис идей, с которым столкнулась киноиндустрия, с одной стороны, не сулит ничего хорошего. Оригинальных проектов становится меньше, успешные новые франшизы можно пересчитать по пальцам двух рук, а коронавирус усложняет и без того непростую жизнь рискованным киностартапам. Но у этой медали, как и любой другой, есть обратная сторона: если не получается придумать коммерчески успешную историю с нуля, значит, стоит пересобрать материал из бессмертной классики поп-культуры. С Джеймсом Бондом и Годзиллой все и так понятно — эти франшизы были, есть и, само собой, будут: они настолько универсальны и популярны, что встроятся почти в любой культурный контекст и любую эпоху. Геополитика Бонда и экологическая проблематика Годзиллы — откровенное, но очаровательное читерство, которое позволяет им подхватывать дух времени так, будто они были с нами всегда.

Кадр из фильма «Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста, 2021
Кадр из фильма «Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста, 2021

А что делать с куда более локальными и непопулярными сериями? Например, с «Кэндименом», который мимикрировал под городскую легенду и рассуждал об исторической вине белых американцев за рабство? Или слэшером «Черное Рождество» — мрачной и антипраздничной феминисткой присказкой про резню в женском общежитии? Или, в конце концов, неполиткорректными Джеем и Молчаливым Бобом, чьи фразы в далекие нулевые растащили на цитаты, а сейчас позабыли как страшный сон после трезвона будильника воук-культуры? Все они, спешим успокоить, тоже заслужили путевку в светлое будущее — просто каждый из их ребутов пытается по-своему смотреть на идеи оригиналов.

У ностальгии глаза велики

Хоррор в этом смысле — идеальный жанр для ревизии. Его герои — ходячие олицетворения комплексов, психологических фиксаций, травм и гендерных конфликтов, которые в наше время могут стать еще актуальнее. В новом «Кэндимене» переосмысляется целая мифология оригинала. Если раньше антагонистом выступал злодей с крюком вместо руки, то теперь чудовище, как выясняется, многолико: его место занимает всякий афроамериканец, испытавший на себе предрассудочный гнев белых янки. С одной стороны, «Кэндимен» 2021 года в культовую франшизу ничего не привносит: мысли здесь прежние, проблемы — тоже. Но теперь легендарный убийца из городских легенд становится настоящей жертвой: бремя вины и насилие не прекратятся до тех пор, пока мрачное прошлое страны будет тщательно скрываться в индустриальных сплетнях и поголовном замалчивании. Главный герой живет в доме, который раньше считался центром гетто, а его картины перестали пользоваться популярностью, потому что истории темнокожих вышли из тренда — новый «Кэндимен» бережно достраивает канон в контексте BLM-движения, способного существовать лишь в непрерывном диалоге об ужасах рабства.

Кадр из фильма «Черное Рождество», реж. Софи Такал, 2019
Кадр из фильма «Черное Рождество», реж. Софи Такал, 2019

«Хэллоуин» Гордона Грина отдает дань всесильному матриархату, «Черное Рождество» Софи Такал в финале, напротив, грозит пальцем одиозному патриархату, а новый сериальный «Чаки» выводит на первый план квир-проблематику. В контексте нынешней американской действительности, где хорроры и раньше успешно рассуждали над гендерными и социальными вопросами («Люди под лестницей» — чем не критика капитализма?), жанр всё же становится леволиберальнее, чем когда бы то ни было. Хотя и связано это отнюдь не с одним лишь желанием начать поучительный разговор о сексуальных меньшинствах, ущемлениях и неравенстве. Скорее даже с тем, что молодые режиссеры, которые росли на картинах Уэса Крейвена, Джорджа Ромеро и Шона С. Каннингэма, вспомнили подтексты любимой классики и решили пересказать их в новой реальности. Из той же категории, к слову, ребуты или почти сиквелы «Суспирии» и «Бегущего по лезвию» — истории, вроде бы верные оригиналам, но развивающие их мысль настолько вольно, что большинство фанатов не смогло вытерпеть авторской наглости.

Сила прогресса

С другой стороны, у ребутизации хорроров есть и другая причина — жанр просто-напросто сильно зависит от технологий кинопроизводства. Знали ли вы, что, например, «Муха» Кроненберга — ремейк культового ужастика 50-х? А что «Нечто» Карпентера — вольный пересказ одноименной повести и старомодного фильма «Нечто из иного мира»? Эти картины вышли в одно десятилетие в том числе и потому, что грим с эффектами стали позволять самым смелым режиссерским задумкам воплощаться в жизнь пугающе достоверно. И именно это мы наблюдаем в недавно вышедших блокбастерах: «Безумном Максе» («Дорога ярости» формально сиквел, но на деле игнорирует много важных эпизодов канона и развивает свою обновленную вселенную), «Космическом джеме» или новой «Матрице».

Кадр из фильма «Безумный Макс»: Дорога ярости», реж. Джордж Миллер, 2015
Кадр из фильма «Безумный Макс»: Дорога ярости», реж. Джордж Миллер, 2015

Время стремительно летит, на смену одним технологиям приходят другие, поэтому возвращение культовых персонажей — эдакий вызов для фильммейкеров, которые хотят сохранить дух оригинала, но осовременить форму. Все тот же «Космический джем: Новое поколение», с одной стороны, добавляет в историю драму отца и его ребенка, эдакий конфликт бумеров и зумеров, однако, что важнее, работает с обновленными способами внедрения анимации в формат live-action (то есть нахождения в кадре реальных актеров с мультяшками). Хотя такой апгрейд не всегда идет на пользу: хуперовскому «Полтергейсту», например, куда больше подходила производственная непричесанность, обилие, может, и устаревших, но сделанных со всей любовью практических эффектов.

И смех, и слезы

Заметно любопытнее, чем с большими студийными проектами, происходит дело с сегментом юмора. Вот, например, «Клерки 2» Кевина Смита: с одной стороны, прямой сиквел малобюджетного инди-шедевра о говорливых кассирах, со второй — кино совсем другого стиля, толка и смысла (к тому же вышло аж спустя 12 лет). Великовозрастные гики-персонажи выросли и столкнулись с проблемой собственных амбиций: им, может, и хочется вырваться из инфантильного окружения захолустного городка и бросить унизительную работу в забегаловке, но что-то всё время мешает. Если для боевиков и хорроров важно определиться, как изменился мир вокруг, то у комедии на первом плане совсем другое: запоздалые сиквелы (что, повторимся, сродни ребутам) пытаются рассуждать о том, как в новом мире не находят себе место некогда беспечные инфантилы.

Кадр из сериала «Чаки», реж. Дермотт Даунс, Лесли Либман, Самир Реэм, 2021
Кадр из сериала «Чаки», реж. Дермотт Даунс, Лесли Либман, Самир Реэм, 2021

В этом смысле даже не похожий ни на что «На игле» удачно задает тренд: всё те же герои спустя несколько десятков лет собираются в одном месте… и идут старому пути. Комедия 90-х преобразилась в трагедию 2000-х и 2010-х: заложники поп-культуры, повального инфантилизма и неоправданных надежд, герои, подобно призракам, стоят на месте. Вместо иронии — грустная констатация факта, вместо развития характеров — сплошной застой.

Историческая справедливость

Наконец, еще одна редкая, но очень интересная функция ребутов и поздних сиквелов — попытка подарить героям достойный финал. «Декстер» в свое время впал в немилость к фанатам как раз из-за отсутствия последнего: после неудачной развязки зрители негодовали в соцсетях и, в общем-то, хоть и через 8 лет, но добились своего. Теперь обаятельный маньяк заслужил право на раскаяние в мини-сериале «Новая кровь», где он сталкивается с призраками прошлого и исправляет возможные ошибки настоящего.

Кадр из фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, 2021
Кадр из фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет», реж. Джеймс Ганн, 2021

Один из ярчайших и удачных примеров последних лет — «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Ганн, иронично называя свое кино не Suicide Squad, а The Suicide Squad (то есть тот самый «Отряд», что вы на самом деле ждали), восстанавливает вселенскую несправедливость: у одной из самых безумных франшиз, перезагрузившейся и в отношении стиля, и в плане каста, появляется-таки достойная экранизация.

Перезагрузка теперь — не просто попытка откатить неудачный или устаревший проект назад, а возможность поразмышлять над будущим героев, теорией мультивселенных (чем пользуются, например, создатели нового «Человека-паука») и актуальными социальными проблемами. Любимые герои, будьте уверены, если и уйдут с экранов, то ненадолго: настоящая классика всегда с нами, ждет своего часа и своих продюсеров. Надо только уметь ждать.


Текст: Влад Шуравин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Понятно, что дискуссии на тему "врач должен относиться ко всем одинаково и хорошо!!!" никогда не утихнут. Я чисто пять копеек для уточнения нюансов, о которых не все помнят, а многие и понятия не имеют. Просто для сведения. Сразу говорю - я врач СП. ...
Что думаете — сам вдруг решил почитать?... Не, я не скажу, что совсем не понравилось. Но тут есть предыстория... Как-то недавно я состряпал отзыв по результатам прочтения ...
— Многие считают, что здесь заканчивается родина, но на самом деле она здесь начинается. На прошлой неделе мне довелось проделать долгий путь до небольшого села Укыр, расположенного у самой границы с Монголией. Эта территория изолирована от единой энергосистемы страны. Здесь нет сотовой ...
...
Друзья, у меня есть цифровой ключик, который я с удовольствием подарю тому, кто убедительнее других расскажет, зачем он ему нужен. Ключ активирует игрушку World of Warcraft Battle Chest . В нагрузку тот самый единственный победитель (ница?) получит 30 дней ...