Вспомнить все
eryv — 28.12.2012Кто захочет повспоминать – присоединяйтесь! Можно будет составить небольшое описание нашей недавней истории.
Про жизнь в Советском Союзе между 1980 и 1983 годах. Акцент будет сделан на кулинарной составляющей, а повествование немного хаотичным – все-таки по этой теме можно небольшую книжку написать. Дело происходило в забайкальской деревне, расположенной практически на границе с Монголией. Деревня стоит на реке шириной около 100 метров и окружена тайгой. До ближайшего города 200 километров. Основные деревне-образующие предприятия это молокозавод, зверопромхоз, заготовительная контора и лесхоз. Население 6 тысяч человек. У отца зарплата 360 рублей, у матери 120 рублей. Семья по деревенским меркам считается не очень зажиточная. В хозяйстве есть машина, пара мотоциклов, велосипед для сестренки и мопед для меня.
С Апреля по Ноябрь растили двух поросенков. На период забоя они достигали веса около 50 килограммов каждый. Кормили поросят в основном вареной картошкой и запаренной крапивой. Собирать крапиву была обязанность детей. В заготконторе также покупали мешок комбикорма – это, как я понимаю, смесь различных измельченых зерновых культур. Кроме того, деревенские откармливали свиней хлебом, стоившим около 15 копеек за большую буханку, но мой отец был против этого.
Из свиных ножек варили холодец. Приправой к холодцу обычно служил тертый чеснок разбавленный уксусом. Горчицу употребляли редко, хотя она всегда была на столах в общепите. В деревне действовало три столовых (включая школьную). Голову свиньи отваривали и отдавали собакам. Собаки были охотничьи – лайки. Практически все мужское население деревни увлекалось охотой, как профессиональной, так и любительской, как мой отец. Сало обычно просто солили с чесноком, а мясо использовали для приготовления супов. Самым распространенным мясными супами были щи из квашенной капусты и всевозможные солянки. Свинину практически никогда не тушили-запекали-жарили. Изредка, не каждый год, делали солонину. Колбасу никто не делал, хотя различные салтисоны и рулеты из брюшины были в ходу.
Капусту квасили в конце сентября. Получалось около 50 литров конечного продукта. Примерно такими же по объему были соленые грибы и огурцы. Солили только мокрые грузди и рыжики. В нашей семье также сушили подосиновики и подберезовики, но большинство деревенских эти грибы не собирали. Часть грибов конечно жарили сразу. Иногда готовили грибную икру – мелкопокрошенные рыжики долго томились в масле. Эта икра хранилась несколько месяцев в подполе и часто сопровождала различные блюда с картофелем. Мне очень нравились пирожки с ней. Около 3 литров маслят мариновали.
Летом мясо ели значительно меньше. Обычно это несколько петушков, и пара килограммов различных колбас. Родители любили ливерную, а дети предпочитали докторскую. Иногда покупали мясо в магазине. Мясо там было всегда – правда в основном говядина и конина. Основными покупателями конины были крещеные буряты. Несколько раз в год появлялась европейская экзотика – французские курицы и венгерские утки. Их быстро раскупали за красивый внешний вид, но они мне не очень нравились – сильно жирные были и какие то бесформенно-мягкие в готовом виде. В магазине также покупалось сливочное масло, около 500 граммов в месяц, и сметана. Молоко, обычно два литра в день, мы покупали у соседей. Фруктов, за исключением сезонных яблок и арбузов, не было.
Летом активно ловили рыбу. Основная добыча в начале лета это налим, карась, окунь, чебак и плотва. С июля и до поздней осени клевал хариус, ленок и таймень. Некоторые деревенские использовали сети, но отношение к таким людям было не очень благожелательное. Щук стреляли из ружья, хотя сама щука считалась не вкусной. По видимому, это было своего рода развлечение. Подледной рыбалкой занимались только приезжие из города. Мелкую рыбу обычно просто жарили, из крупной делали уху, налима часто готовили в кляре. Деревенские также солили хариуса и коптили ленка. Знакомые нам иногда приносили – ленок был вкусный, а хариус мне нравился меньше.
Осенью начинался охотничий сезон. Мы с отцом приносили примерно 30 уток и столько же рябчиков. Можно было и больше подстрелить, но просто не было необходимости. Дичь никогда не заготовливали впрок. Рябчиков можно было сдавать в государственные конторы, но платили за них мало - 1 рубль и пять копеек за высший сорт, что считалось недостаточным стимулом. Уток обычно тушили, а рябчиков отваривали и затем жарили. Бульон из рябчиков использовали для приготовления простеньких, но очень вкусных, картофельных супов. Был популярен способ когда рябчиков отваривали в бульоне который использовался много раз - т.е. отварили несколько штук, тушки вынули, а в бульон следующую порцию...И так несколько раз. Готовый ароматный бульон, а он у рябчиков совершенно прозрачный, давали старым и малым. Детям также обязательно давали сухую морскую капусту и рыбий жир. В больнице был профилактический кабинет, где под специальными лампами дети приобретали загар.
С первым снегом удавалось добыть косулю или оленя (изюбря). Половину этого мяса буквально в тот же день раздавали знакомым и соседям. Косулю использовали для приготовления чистого бульона. В бульон добавляли много репчатого лука, а затем пили его заедая холодным мясом. В каждый сезон добывалось 3-4 зайца беляка, глухарь и несколько куропаток.
В начале лета солили и мариновали черемшу (около 10 литров), собирали для свежих салатов мангыр (лук-слизун).
Огороды у всех были большие, обычно от 12 соток. На большей их части выращивался картофель, капуста, огурцы, чеснок и морковь. Излишки урожая сдавали в заготконтору. Небольшие делянки занимали различные салаты, зелень и кабачки. Помидоры и перцы росли в наших краях плохо. За сезон получалось около ведра и тех и других. В небольших садиках росли ранетки и черная смородина. В лесу собирали черемуху, голубику, бруснику, жимолость и чернику. Из ранеток делали компоты и варенья, а ягоду просто давили с сахаром в соотношении 1 к одному. На зиму закатывали около 100 литров. Для приготовления чаев сушили шиповник. Черемуховую муку для выпечки покупали в магазинах. Во дворе постоянно жило с десяток курей, периодически появлялись кролики и козы.
Самогоноварение среди деревенских было развито слабо, но
бражку (крепкий квас) делали почти поголовно. В магазине был выбор
из примерно 10 наименований крепких напитков. Стояли и вина, но за
исключением венгерского “токайского” и болгарской “медвежьей крови”
я ничего не помню. Пиво и шампанское было большой редкостью и
появлялось раза два за год.
Каждый год один из родителей с детьми ездил навещать своих
родителей, наших бабушек и дедушек. Обычно в один год ехали в
Красноярск, а на следующий - на Украину. Красноярск мне запомнился
обилием фруктов на рынке. Здесь я впервые увидел дыни и гранаты. На
Украине поражался огромным выбором мясных продуктов - чего там
только не было. По дороге, мы покупали копченый омуль на Байкале,
беляши и пирожки с повидлом в Новосибирске, фанту с пепси-колой в
Москве, ведерки с вишней (или черешней) в Курской области.
Изо всех концов Советского Союза нам присылали продукты, считающиеся деликатесами. Это красная икра и красная рыба, твердые колбасы, различные необычные консервы (шпроты, кальмары, молюски, крабы), конфеты, фрукты, грецкие орехи и фундук с арахисом. В свою очередь, мы отсылали несколько ящиков кедровых орехов, варенья и различные лекарственные травы (чаи) из тайги.