![«Всенаука» в «Новой». Проживем ли мы без государства? «Всенаука» в «Новой». Проживем ли мы без государства?](/images/main/vsenauka-v-novoy-projivem-li-mi-bez-gosudarstva-be534f.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/19e4c1d6d72140479fcc61671a540ce3.webp)
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
Для нас, людей, думающих по-русски, слово «государство» наделено
особым смыслом. Это не просто территориальное образование, это не
мы сами и не наше правительство. Это что-то большое и всесильное,
от слова «господарь» или «господь», нечто данное нам свыше. Это
понятие в России чуть ли не сакрально. Нам трудно представить себя
без государства. И мы не одиноки.
Многие великие экономисты, начиная с Рикардо и заканчивая
Кейнсом, утверждали, что без государства даже свободный рынок
невозможен. Вы только подумайте — говорили они — если бы не
правительство, кто бы строил в Англии маяки? Это был сильный
аргумент, ведь Англия была крупнейшей торговой державой и
«владычицей морей».
Но однажды еще один большой ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Рональд Коуз решил проверить, кто же в действительности эти маяки строил.
И выяснилось, что в Англии ни один маяк не был воздвигнут правительством.
Их строили гильдии капитанов, корпорации судовладельцев, местные
общины — все, кто угодно, но только не правительство.
Александр Аузан, автор замечательной книги
«Экономика всего: как институты определяют нашу жизнь»
(читать тут), приводит в ней еще немало
неожиданных примеров того, как люди обходятся без государства в
самых что ни на есть государственных делах.
В России на вполне законных основаниях существуют корпоративные «вооруженные силы» «Газпрома» и «Роснефти».
Бойцы частной военной кампании в ЦАР. Фото: AFP / EAST NEWS
задолго до появления современных государств и государств вообще (3–5 тыс. лет назад) гирьки для весов были стандартизованы на огромном пространстве — от Месопотамии до Египта и от Антальи до Европы.
Эти стандарты устанавливали не центральные власти, а сам рынок. Ученые предполагают, что купцы из разных стран, встречаясь друг с другом, обменивались гирьками и весами, чтобы согласовать единый стандарт.
Образование? Здравоохранение? Социальная защита? Некоммерческие организации и частный бизнес доказали, что способны эффективно выполнять эти функции.
Словом, какую функцию государства ни возьми, обнаружится способ сделать то же самое, но без государства. Так в чем же его смысл?
Один из основоположников социологической науки Макс Вебер еще сто лет назад додумался поставить вопрос по-другому. Он заметил, что государство невозможно определить исходя из его задач или функций. Поэтому, писал Вебер, главный признак государства следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, право на использование которого признается только за государством, является насилие.
В ночь на 23 августа 1993 года был демонтирован памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянской плозщади в Москве. Фото: Андрей Соловьев, Геннадий Хамельянин / ТАСС
Монополия на применение насилия обеспечивает власть государства в
обществе. Государство имеет право отдавать приказы и принуждать к
повиновению. Для этого у него есть полиция и армия, суды и тюрьмы.
Даже частные тюрьмы и охранные предприятия не в состоянии подорвать
монополию государства на насилие. Они контролируются через
государственное лицензирование и госзаказ.
Теоретически люди могут договориться между собой и без
принуждения. Но, как показал американский экономист Мансур Олсон,
на практике этому мешает так называемая «проблема безбилетника»
(free rider problem).
Люди с удовольствием готовы пользоваться общественным благом, но участвовать в его создании зачастую не хотят.
К примеру, мы все заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее сформировался коллективный иммунитет к коронавирусу. Для этого большинство населения страны должно быть вакцинировано. Но многие люди по разным причинам уклоняются от прививок, рассчитывая, что коллективный иммунитет сформируется и без них. Это типичный подход безбилетника.
Участники марша противников вакцинации от коронавируса. Фото: РИА Новости
Другой пример — асфальтированная дорога или мост через реку. Это удобство для всех. Но попробуйте собрать с местных жителей деньги на строительство моста или дороги! И чем большему числу людей нужно договориться между собой, тем труднее это сделать.
Вот тут-то и спасает государство с его правом на принуждение. Государство вводит налоги и заставляет всех платить.
Платить налоги никому не хочется, но государство не спрашивает
вашего желания или согласия. Оно просто принуждает всех отдавать
часть своего дохода. И в сборе налогов ему нет равных.
Вот тратить собранные деньги у государства получается гораздо
хуже. Поэтому во многих странах государство используется в первую
очередь как машина для выкачивания налогов, а потом собранные
деньги передаются в частные руки или некоммерческим организациям.
Например, в Нидерландах 17% ВВП производится в некоммерческом
секторе, потому что туда направляются бюджетные средства для
оказания социальных услуг. И это правильно — волонтеры и сотрудники
благотворительных организаций работают с инвалидами и пенсионерами
гораздо лучше, чем чиновники.
Еще в XVII веке появилась теория общественного договора. Сначала
Томас Гоббс и Джон Локк, а за ними Жан-Жак Руссо сформулировали ее
суть примерно так: люди согласились на ущемление своей свободы
государством в обмен на безопасность и другие общественные блага,
которые государство обеспечивает. В этом суть общественного
договора, или социального контракта, который заключается между
народом и властью.
В теории все получается красиво, но на деле общественный
договор выглядит неравноправным. Попробуйте-ка выйти из договора.
Например, перестаньте платить налоги или соблюдать законы
государства. Вам дорого обойдется этот эксперимент. Даже если вы
переберетесь в другую страну, там вам все равно придется платить
налоги и соблюдать законы.
В этом смысле государство подобно мафии. Люди, вроде бы, добровольно платят ей за «крышу», но фактически они делают это по принуждению.
И еще теория общественного договора не может объяснить, как, собственно, появляется государство. Ведь в реальности государство никакого договора с народом не подписывает. И даже разрешения у него не спрашивает. Просто появляется и все.
Август 1991 года. Борис Ельцин с башни танка обращается к народу. Фото: Валентин Кузьмин и Александр Чумичев / ТАСС
Как пишет Александр Аузан в книге «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь», в подавляющем большинстве случаев государство возникало из организованной преступности. И только по прошествии времени оно было вынуждено как-то договариваться с населением захваченной территории. Это убедительно доказали Мансур Олсон и Мартин Макгир на примере Китая первой половины XX века. В то время страна жила в состоянии непрерывных гражданских войн. По Китаю бродили враждовавшие друг с другом вооруженные формирования, которые, проходя через какой-то город, обычно грабили его дочиста. Но вот некая воинская часть попадает в осаду, и солдаты понимают, что им придется задержаться в этом городе надолго. Именно в этот момент начинается переход от модели «кочующего бандита» к модели «оседлого бандита».
Чтобы грабить захваченную территорию регулярно, нужно создавать общественные блага в виде правил, правопорядка, судов. И вот уже складывается государственная власть.
В средневековой Европе по той же схеме закованные в латы рыцари навязывали местным жителям свои услуги по защите от других насильников. Зарождение российской государственности, кстати, происходило ровно по тому же сценарию. Только в роли «оседлых бандитов» выступали варяги, они же викинги — гроза всей Европы.
1945, Берлин. Советские солдаты рядом с поверженным изображением орла на свастике. Фото: Berliner Verlag / Archiv / picture alliance via Getty Images
Кажется, что государство неизбежно. Без него наступает анархия, а это слово нас пугает. Но вообще-то «анархия» — это вполне научный термин. В переводе с греческого он означает «без начальства». Анархизм как направление общественной мысли активно развивался в XIX веке французскими и русскими учеными. А книга Михаила Бакунина «О государстве» стала классическим обоснованием того, что жить можно и без государства. И это не просто теория. Общество без государственного принуждения — не такая уж редкость.
В ХIХ веке произошла любопытная история. Калифорния 18 лет жила без государства. Присоединение этой территории к США в ходе войны с Мексикой совпало с открытием золота в Северной Калифорнии. Началась золотая лихорадка.
Когда в новый штат прибыл назначенный из Вашингтона губернатор, он скоро обнаружил, что у него не осталось солдат — все разбежались мыть золото. Он еще неделю пытался управлять штатом без солдат, а потом отправился мыть золото сам.
Раза три федеральное правительство присылало в Калифорнию людей, но потом перестало — все равно разбегутся. Государственной власти не было, но в те годы Калифорния жила неплохо. Там была система регулирования собственности, по-своему работал суд, который мы бы, конечно, назвали судом Линча. Но на большой территории, где собрались не самые смирные люди, поддерживался порядок. В конце концов Калифорния сама попросила Вашингтон прислать губернатора, потому что была заинтересована в торговле с остальными штатами, и калифорнийцы предъявили прямой спрос на государство.
Калифорния времен Золотой лихорадки (1852 г.). Американцы и китайские рабочие на делянке. Фото: Joseph Blaney Starkweather / Fotosearch / Getty Images
Рассказывая эту историю, Александр Аузан отмечает, что для мирной жизни без государства необходимы особые условия. И главное среди них — неагрессивность людей по отношению друг к другу, по крайней мере, к своим. «Коэффициент решительности» должен быть меньше единицы. Это означает, что
усилия человека должны быть направлены в первую очередь на защиту своего, а не на захват чужого. В таких условиях государство как легальный насильник не требуется. А порой и мешает.
За примерами далеко ходить не надо. У нас в стране с XVII века общины староверов были не в ладах с государством и укрывались от него в труднодоступных местах. Из беглых крепостных и свободных людей на окраинах страны формировались казачьи общины, в которых процветало самоуправление. Это были типичные безгосударственные общества.
Вы, разумеется, заметили, что все наши примеры безгосударственных
обществ взяты из истории. И это не случайно. Территория, попавшая
под власть государства, имеет мало шансов от нее освободиться. Даже
если это государство распадется или проиграет войну, скорее всего
на том же месте водворится какое-то другое государство. Управляя
своим народом, государство цепко держится за власть и всячески
старается расширить свое влияние. Это происходит потому, что
государство — не какая-то абстрактная сила, а конкретные люди и
группы людей, которые добиваются своих целей и преследуют
собственные интересы. Для этого им нужна власть. И чем больше, тем
лучше.
ПРОДОЛЖЕНИЕ