Всего-то навсего, готовясь к вебинару, полезла читать чувака, хорошо пишущего о теории поэзии

топ 100 блогов feministki01.06.2013 ВНЕЗАПНО



"В процессе формирования Персоны и Тени художественная литература способна оказывать огромное воздействие.
Рассмотрим пример Татьяны из «Евгения Онегина».
В одном исследовании психотерапевт М.Е. Литвак (1) получил интересные данные: большинство девочек в старших классах школы в анкете достижений указали «найти человека», не стать человеком, а именно найти. Подобную жизненную позицию можно назвать «активной пассивностью». Татьяна представляет яркий пример такой позиции. Единственным социально-психологическим наполнением её личности, как сказано у того же Пушкина является «способность лёгкая страдать» (А.С. Пушкин стихотворение: «Я думал, сердце позабыло»). Татьяна мучительно решается написать Онегину, потом не менее страдальчески выслушивает его ответ, после вроде бы разочаровывается в нём, но в конце всё же снова страдает от его писем, и всё это преподносится как самая важная ценность. Процесс совершенствования, становления, самореализации для неё выглядит чем-то ненужным. Её блистание в свете при муже преподносится как единственно важное общественно проявляемое качество.
В «Грозе» Островского идеал страданий возводится в крайнюю степень – ставится выше жизни. Там же идеал успешности для женщин выставляется в самом мерзком виде Кабанихи. Вот оно: страдания в Персону, успешность в Тень.
Надо сказать, что часто, если женщины и преодолевают негативное отношение к самореализации и добиваются определённой успешности, то испытывают неясное чувство вины, что создаёт внутренний невротический конфликт, который по К. Хорни (3) является основной причиной торможения развития индивида. Иногда такие женщины создают себе психологическую защиту по принципу переноса. Убеждая себя и всех вокруг в том, что всеми своими достижениями обязаны кому-то (зачастую совершенно никчёмным фигурам). Так, известен случай, когда успешная женщина считала, что всего добилась только благодаря мужу (в чём убедила и его), однако, когда они развелись, тот благополучно спустил весь бизнес (юридически женщина оформила его на мужа), а она начала с нуля и снова поднялась, избавившись от психологической защиты при помощи психолога. Здесь виден внутренний конфликт: внушённый романтический идеал заставлял её чувствовать вину за свои успехи на пути самореализации, и, защищаясь от этой вины, женщина переносила все свои деловые достоинства на кого-либо. В другом случае также целеустремлённая женщина компенсировала свою вину перед идеалом, регулярно впадая в лирический образ. В этом образе она писала стихи. Но по-настоящему талантливыми из них были те стихи или хотя бы их фрагменты, где прорывалась её сильная натура. Но такие прорывы благополучно подавлялись ею, и далее шли стереотипные утрированно лирические штампы.
В о многом здесь же можно видеть и корни аморальности людей добивающихся определённого успеха. Преодолевая барьер «стыда быть успешным», они проваливаются в противоположную крайность. Это похоже на то, как если бы человек прилагал всё больше усилий, чтобы открыть дверь, нажимал на неё плечом и, в конце концов, резко выдавил её и вывалился вслед за ней.
Возникает вопрос, от которого у стереотипных литературоведов остановится сердце – а нужна ли вообще такая литература?
Нужна.
Ведь такая литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса. Вот только следует помнить: что другой ракурс возможен для того, у кого УЖЕ` есть собственный.
Формирование достаточно устойчивого мировоззрения заканчивается к восемнадцати – девятнадцати годам. Безусловно, в процессе дальнейшей социализации личность может изменить свою ценностную систему, но это уже будет именно изменение, в значительной степени осознанное, а не принятие чего-либо в качестве идеала.
И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о построении школьной литературной программы и сопровождающих её учебных занятий. Какие книги с какими идеалами следует раскрывать перед формирующейся личностью – вот вопрос, на который следует ответить авторам программы «Литература»."

http://www.proza.ru/2011/06/25/180

Андрей Локиев. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. – СПб.: СПбАППО, 2010. – С.59–65.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:09

https://bit.ly/2NkBY0U
Экспресс заработок от 35 000 рублей за 30 дней!
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
«Ну что девчонки, красотки, зачем занимаетесь проституцией?» Депутат Милонов организовал рейд по многонациональным борделям низких цен в Петербурге и обнаружил там трудолюбивых соотечественниц Мухтара. Оказалось, что данные путаны замужем и дома в Узбекистане их с нетерпением ...
Ещё раз о прививках. Павел Воробьев, профессор, президент Общества фармакоэкономических исследований. "ПРИВИВКИ, СПОР С ПРИРОДОЙ" Еще несколько лет назад я был таким же доверчивым почитателем вакцинации, как и большинство из нас. Но чем больше я думал об этой ...
Иногда в отражениях этого мира видишь одно. Иногда другое. Иногда всё искрится. Иногда всё томится. И всегда это зависит от настроения нашей души. Что у неё «на уме», то и вокруг отражается. Не так ли? ...
Несколько фотографий с горы и видео полета над Кукмором в конце поста. Слева Кировская область и деревня Пинегерь, справа Татарстан и город Кукмор На фото конечно не весь поселок, вид с горы, который был раньше на весь поселок, увы зарос деревьями и то что еще видно с другой ...
Вообще не хотел уделять внимания ни выставке, ни её закрытию, но градус общественной реакции подскочил невероятно и обстановка вокруг закрытой выставки скорее напоминает жидкую расплавленную сталь. Уже просто боюсь давать сами работы (кто хочет смотрите в интернете), ещё и дело заведут. ...