«Все страхи Бо»: Долгая дорога домой

топ 100 блогов okkomovies05.05.2023

На больших экранах можно посмотреть третий по счету фильм Ари Астера, автора «Реинкарнации» и «Солнцестояния», — «Все страхи Бо» с Хоакином Фениксом в заглавной роли. Для переживающего не лучшие времена российского проката это одна из главных новинок весны. Рассказываем об изобретательном, но утомительном фильме на грани между абсурдистской комедией и психологической драмой.

Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023
Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023

Середина лета, типичный крупный американский город. Приближающийся к полтиннику плешивый Бо (Хоакин Феникс), который боится даже лишний раз открыть рот и выходит на улицу только для посещения психотерапевта (Стивен Хендерсон), живет в очень неблагополучном районе. По многоквартирному дому шастает ядовитый паук, под окном лежит разлагающийся труп наркомана, с ножом и безумными глазами бегает голый мужчина. И это не всё. Поход Бо за водой в магазин напротив — уже полоса препятствий. Кажется, весь мир ополчился на безобидного мямлю. Просто так, беспричинно. Бо собирается поехать в гости к богачке-маме (Пэтти ЛюПон), чтобы вместе отметить годовщину смерти отца. Папочка умер в момент зачатия ребенка. Мама сказала Бо, что заболевание наследственное, так что не исключено, что послушный сын умрет девственником. Можно, конечно, просто сесть на самолет и долететь до родительского дома, но в жизни неврастеника средних лет с очевидным эдиповым комплексом ничего так просто не бывает. Начинается бесконечное сюрреалистическое приключение.

«Все страхи Бо»: Долгая дорога домой

«Все страхи Бо» снял Ари Астер, автор блестящих хорроров «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Зрители, которые будут смотреть новый фильм, ожидая увидеть комедийный ужастик или, скажем, психологический триллер, могут быть сильно разочарованы. Трехчасовое мегаломанское и гигантоманское полотно, во-первых, высидеть может далеко не каждый, а во-вторых, это настолько неуемное и отказывающееся вписываться в какие-либо рамки кино, что может закружиться голова и хочется закрыть глаза. Легче, если вы любите авторские фильмы и/или прониклись предыдущими творениями Астера, просто дать «Всем страхам Бо» шанс.

Еще в 2011 году у режиссера вышла короткометражная картина «Бо», а первый сценарий полнометражного фильма циркулировал в сети еще в 2014-м. Видимо, чтобы реализовать задуманное, Астеру нужно было снять два успешных и по-своему революционных хоррора и впечатлить студию A24. Бюджет «Всех страхов Бо» — 35 миллионов долларов. Это самый дорогой проект A24. Любопытно, что на оскароносный «Всё везде и сразу» было потрачено не более 25 млн.

«Все страхи Бо»: Долгая дорога домой

Новая работа Астера особенно удивительна, если учитывать, что автору всего 36 лет. Такие личные, выстраданные и чуть ли не подводящие черту под всем творчеством картины обычно снимают седые мастера, которым уже ничего никому не нужно доказывать. «Все страхи Бо» — выставленный на всеобщее обозрение сеанс психотерапии самого режиссера. С одной стороны, шаг смелый, с другой — несколько самонадеянный. Словно бы автор уверен, что аудитории будет интересен любой его фильм.

«Все страхи Бо» — пример невероятной творческой свободы. Складывается ощущение, что продюсеры дали Астеру полный карт-бланш, никак не вмешивались в процесс производства и не влияли на финальный монтаж. Это пример саморазоблачительного фильма, показывающий, что рядом с автором все-таки должен быть кто-то, кто может остановить постановщика, дать ему совет.

«Все страхи Бо»: Долгая дорога домой

Первый час картины Астера невероятно увлекательный и изобретательный. Бо буквально боится всего. Угроза исходит от каждого встречного, а минимальное действие может привести к фатальным последствиям. Это гипертрофированный, смешной и узнаваемый альманах неврозов среднестатистического горожанина. Плешивый мужчина средних лет трусливо выглядывает из-за занавесок, пристально всматривается в замочную скважину и десять раз думает, прежде чем открыть дверь. Внешний мир настроен враждебно, жизнь — борьба. Любопытна и дальнейшая сюжетная абсурдная задумка: подобно землемеру из «Замка» Франца Кафки, Бо движется к заветной точке — дому матери, но с каждым следующим шагом и не думает приближаться к пункту назначения. Это классическое развитие событий для ночного кошмара, странного и всё более пугающего движения на месте.

В сюрреалистическом пространстве сна начало и конец условны, а повествование нелинейно, фрагментарно. Астер следует иррациональным законам сюжетостроения, но совершенно не учитывает, что у его фильма есть зрители. Более рыхлой и неоднородной картины в последние годы даже не припомнить. Есть и прекрасные анимационные вставки об альтернативной жизни Бо от чилийцев Хоакина Косиньи и Кристобаля Леона (их «Дом волка» и «Кости», сделанные в технике stop motion, надолго врезаются в память), есть смутные эпизоды из детства и юношества главного героя, есть встречи с шизофреническими персонажами, есть эпизоды, которые лучше анализировать фрейдистам. Но уже к середине повествования закрадываются сомнения в необходимости всех этих нагромождений, а в конце и вовсе становится обидно осознавать, что основные посылы Астера сводятся к двум-трем трюизмам.

«Все страхи Бо»: Долгая дорога домой

Если «Голова-ластик» Дэвида Линча рассказывала об ужасах отцовства, автор «Всех страхов Бо» упивается нелегкой сыновьей долей, сводя беды центрального персонажа к токсичным отношениям с матерью, уходящим далеко в детство. «Все страхи «Бо» сам автор описывает как «еврейский „Властелин колец“», а еще как «кошмарную комедию», но можно придумать и другие аналогии. Наверное, если бы Вуди Аллен снимал более мрачные фильмы, получился бы «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана. Астер соединяет наследие Линча, Кауфмана и Кафки. А сцена с идущим по желтому кирпичу героем Хоакина Феникса — очевидный поклон «Волшебнику страны Оз» Виктора Флеминга. На самом деле из странствия Дороти выросла вся сюрреалистическая традиция американского кино.

«Все страхи Бо» порой интересно разгадывать, как шараду с цитатами из других режиссеров или как учебник по психоанализу, да и нет никаких сомнений, что Астер, как и оператор Павел Погоржельский, — одаренные и техничные мастера, но суммарно картина разваливается, а до финала дойдут далеко не все. Постановщик предлагает утомительный и дискомфортный марафон с попыткой превратить смотрящего в ходячий сгусток неврозов, увидеть мир глазами Бо, но не до конца понятно, зачем всё это нужно зрителям.

Текст: Максим Ершов


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Украину от масштабного социального взрыва спасает лишь чудо, а нынешняя политическая элита не способна этому противостоять из-за полного непонимания процессов, которые происходят в Украине, считает политолог Ростислав Ищенко. «Я лично не уверен, что Украине удастся избежать ...
Легко ли чувствовать себя человеком? Легко, если при этом от тебя ничего не требуется. Легко ли быть человеком, когда стоит выбор между своим удобством и счастьем близкого? Тоже, наверное, легко. А вот легко ли оставаться человеком, когда жертвовать чем-то приходится ради совсем посторонн ...
Если вы подумали, что видите очередное творение Джека Кунса, то очень даже ошибаетесь. Ее сделал вдохновленный работами Джеффа Кунса «Balloon Dog» из нержавеющей стали, польский художник Seb. Это почти в 1,5 метра высотой скульптура той же собаки, но на корточках и под ...
Небольшой прибрежный городок в нескольких километрах от Амстердама, население которого составляет всего около 10 тысяч человек. Монникендам имеет богатую историю. Рассказывали, что чуть ли не отсюда «пошла есть земля» голландская: поселение появилось здесь в XII веке. Поначалу население за ...
ДРУЗЬЯ! МЫ ВСЕ В НЕБЕЗОПАСНОСТИ! Мою почту, аккаунты, Скайп к о н т р о л и р у ю т. И мне важно, чтобы ВЫ ЭТО ЗНАЛИ. ...