Всё смешалось в доме Облонских

топ 100 блогов shaganne25.02.2011 И понравилась Василию Ширяеву моя заметка о современной литературной критике. И попросил он меня расширить её до четырёх с половиной тысяч знаков. И расширила я её до четырёх с половиной тысяч знаков. И поместила результат под кат.

В последнее время с иррелевантным интересом воспринимаю рецептивную литературную критику. В более ранней темпоральности мне репрезентировалось, что этот экзистенциал активности сукцессивен к технической литературе, некое аналогие инструкции к купленному в магазине электроутюгу. Но, к своей вящей сатисфакции, всё чаще в мой феноменологический горизонт попадает много не просто интересных, но и креативных текстов, написанных талантливыми разумными человеческими существами.
Но поговорить мне бы хотелось не о них, а о мертворождённых, аномальных текстах, созданных родителями, облучёнными большой дозой филологической радиации и о фокусниках, ловко жонглирующих восхитительными, выпендрическими словечками и проделывающих, захватывающие дух, конструктивные трюки.
С замиранием сердца читаю о преображениях замкнутой архитектоники, располагающей к внутренней рефлексии, о композиционном хаосе, клокочущем в кадре художественной концепции, о лирическом беге, развинченном аномалией артикулярного времени, о трагедии подлинника, пробившем затвердевшую оболочку тактирующей декламации, о смертельной духовной опасности, материализующейся летальным исходом запредельной ритмической группы.
Это пишут не люди. Это пишут пришельцы из космоса.
Попробую включить воображение, произвести гипотетический анализ и предположить, по каким причинам появляются на свет подобные симулякры.
Первая версия – незрелость литературного критика. Маленькие мальчики и девочки любят надевать на себя одежду и аксессуары своих родителей, крутиться перед зеркалом, любоваться своим смешным изображением в маминых босоножках или папином галстуке. Возможно, начитавшись программных критических статей своих литературных учителей, начинающие критики попали под обаяние «сложного» текста и теперь пытаются создавать нечто подобное, небрежно щеголяя чужими достижениями.
Вторая версия – теснота российской литературной тусовки. Большинство друг с другом знакомы, многие приятельствуют, ведут совместные проекты, выпивают.
К примеру, дружат критик Петя и поэт Коля. Петя считает, что Коля плохой поэт, но хороший человек. Но у Коли выходит книга стихотворений и он обращается к Пете за критическим отзывом об этой книге. Петя не может отказать, потому что Коля, повторюсь, друг и хороший человек. И как из этой ситуации выходит Петя? Он пишет туманную, сюрреалистическую статью о Колином творчестве, и так заворачивает свои мысли, что ни Коля, ни Вася, ни Маша никогда не поймут Петиного отношения к Колиному творчеству.
Третья версия – поиск. Критики, как поэты и писатели, пытаются бежать от штампов и неустанно ищут новые формы художественного выражения своей творческой мысли. Некоторые доходят до крайности в этом поиске, смещая смысловой центр своей исследовательской системы на периферию суггестивного метода.
Четвёртая версия - фантастическая – критики пишут не для читателя, а друг для друга. Выходит в свет очень много литературных произведений, прочитать всё невозможно, и вот критики изобрели свой тайный внутрицеховой язык и теперь передают друг другу шифровки о том, на какую полочку литературной иерархии они бы поставили ту или иную книгу. Открыто ведь не скажешь – Оля талант, а Вася бездарность. А вот так: «точка-тире-тире-точка» - можно передать коллегам тайные сведения об авторе.
Предполагаю, что, познакомившись с этими размышлениями простого читателя, высокоуважаемые критики произнесут: «Да кто ты такая?», воскликнут: «Не суй нос в нашу семантическую кухню и возвращайся к своим пролонгированным борщам!».
На это я отвечу заранее заготовленной ссылкой: http://starushkalarina.livejournal.com/60329.html
Там интеллигентные люди, в том числе учителя, филологи, писатели, доктора наук, редакторы издатели и критики, собирают подписи под коллективным письмом верховным правителям и пишут, что «без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране, ни даже роста конкурентоспособности государства в целом».
Интересовалась литературой и буду интересоваться. Читала литературную критику и буду читать. Только хотелось бы, чтобы люди, её пишущие, эти врачи современной литературы, говорили с читателем не на латыни, а на адекватном, доступном для понимания языке, располагающем к внутренней рефлексии, развинченной аномалией артикулярного времени, пробившем затвердевшую оболочку тактирующей декламации, материализующейся летальным исходом запредельной ритмической группы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Просили меня тут пару раз написать про Яйца Путина . Поэтому напишу про каждое по отдельности. Точнее расскажу что можно интересного сделать из одного яйца. В одиночку или с добавлением других ингредиентов. Это простое, но очень приятное блюдо. Я иногда балую себя такой подачей яиц на ...
Слишком давно. Никто ничего не понимает и нет точки отсчёта. Гамбургский счёт обнулился и миром правят юристы и прочие недоучки. Обнулились простейшие понятия "справедливость", "здравый смысл". Это очень плохо. Какие-то дикие негры становятся прокурорами уголовных судов и выполняют заказы ...
Выбор между соседским тираном и своим гражданином для Кремля очевиден. Представим себе ситуацию: самолет с гражданкой страны X летит по обычному маршруту в точку Y, как вдруг появляется сторона Z, которая заявляет о минировании лайнера, уводит его на свой аэродром под конвоем ...
Байден заявил, что если Россия вторгнется на Украине, то это будет самое крупное вторжение со времен второй мировой войны, которое изменит мир. Итак, берем по американским оценкам 100-125 тыс. человек, которые Россия может использовать на украинском направлении. Вспоминаем историю. ...
Из интервью Кургиняна в "МК": Я сказал, что Тухачевский не суперпрофессионал, а один из многих. И ...