«Всё оригинально, за что ни тронься», записал в дневнике Вавилов. Да,
picturehistory — 23.09.2021К примеру, злак тэфф, напоминающий мелкое просо, не возделывался нигде в мире, кроме Эфиопии. Причём в экономике страны тэфф играл ведущую роль: это главное хлебное растение. Приёмы обработки земли и зерна тоже оказались совершенно особыми. Нигде ещё Вавилов не видел плуга в виде гвоздя; нигде не встречал, чтобы зерно не мололи, а растирали на большом плоском камне, нередко просто прогоняли по зерну скот.
Культур здесь возделывалось немного. Совсем не было плодовых и почти не встречалось овощных, так свойственных странам Средиземноморья. «Самоё отсутствие этих шаблонов культуры Старого Света уже свидетельствует об оригинальности земледельческой культуры Абиссинии», - писал впоследствии Вавилов. Разные нити сплетались в единый узел концепции.
Он мог бы сказать, как когда-то при обследовании Гератского оазиса в Афганистане: «Направление путешествия было выбрано правильно». Но культуры Харарского района поставили перед Вавиловым и ряднеожиданных вопросов. «Интересно отсутствие Aegilops. Эту невязку надо расшифровать»*, - записал он в дневнике.
___________________________________________________________________________
*Цитата из архивных документов, впервые приведённые в кн.:Резник С. Николай Вавилов
___________________________________________________________________________
Факт был действительно странным и, главное, не случайным: с тем же Вавилов столкнулся ещё в Афганистане. Эгилопс - ближайший дикий родич пшеницы, относительно легко с ней скрещивается. Логично было полагать, что пшеница связана с ним общностью происхождения.
Эгилопс - растение не редкостное. Вавилов встречал его и в северном Афганистане, и в странах Средиземноморья. Но в Кабульском оазисе, где, по его представлениям, берёт начало культура мягкой пшеницы, эгилопс обнаружить не удалось. И вот теперь его не оказалось в Эфиопии, где сосредоточен основной потенциал генов твёрдой пшеницы.
«Из общих фактов, - записывает он в дневнике, - надо отметить отсутствие родоначальников и диких родичей <�…>. Ещё всё это надо проверить <�…>, но факт вобщем очевиден и очень важен для философии»*. Он чувствовал, что за этим кроется важная закономерность. Мысль эта мучила его потом два дня пути до Аддис-Абебы и ещё два месяца странствий по Эфиопии.
Эфиопия. Глава из новой книги "эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время. Семён Резник. Наука и жизнь 10, 2017
|
</> |