все на борьбу с мацой
mi3ch — 30.04.2019Во время борьбы с религией в Советском Союзе под удар попала маца. Главный «элемент религиозного праздника Песах» – тонкий пресный хлебец, или маца – стал большой головной болью у религиоведов в штатском. Еще в конце эпохи Сталина все обстояло практически однозначно просто: в 1949 году в Киеве все объявления о выпечке мацы безжалостно срывались.
Но после смерти Сталина мацу начинают выпекать официально. Или почти официально. В 1955 году, как пишет львовский уполномоченный Совета по делам религий, есть твердое указание Министерства торговли по поводу «пока еще не устраненных потребностей верующих этого культа». Вопросы о выпечке мацы решали местные советы, а не синагога. Количество муки, использованной для выпечки, аккуратно фиксировалось КГБ: так, в 1955 году львовская артель им. Панфилова выпекла 15 тонн мацы. А частники, которые выпекали мацу якобы «для себя», безжалостно штрафовались.
В 1950-е – 1960-е годы на Песах посылки с мацой из-за рубежа шли в советские еврейские семьи. Каждую весну сотрудники органов задавали одни и те же вопросы получателям: «А что, вот тут, в Одессе, нельзя было мацу испечь? Зачем ее получать из Израиля, США или Аргентины?». Раввины отвечали Совету по делам религий, что советской мацы, во-первых, слишком мало, а во-вторых, есть сомнения в ее кошерности.
Однако советские евреи, посещающие синагогу и получающие посылки из Израиля, все больше и больше начинают восприниматься как граждане с «двойной лояльностью». Наличие заграничной мацы в посылке – это уже не упрек родной системе торговли, но демонстративная пропаганда чужого государства. Получает, скажем, Рабинович посылку с мацой. Один он все не съест, раздаст друзьям и коллегам. И будут коллеги есть мацу и задаваться ненужными вопросами. И вот товарищи из органов, выявив очередную посылку с антисоветской мацой, составляют оперативную справку не просто на членов семьи Рабиновича, но и в некоторых случаях на все семьи, живущие с ним в одном подъезде.
В 1965 году КГБ в Одессе забил тревогу. За полгода они досмотрели 4,5 тысячи посылок и обнаружили резкий рост числа посылок с мацой. КГБ предлагал ввести меры по борьбе уже с пропагандой не столько религиозной, сколько антисоветской. Две меры выглядели для тех лет довольно привычно: во-первых, идеологические работники должны были объяснить, что это «сионистская диверсия», и во-вторых, «деятели культа» (то есть раввины) должны были опубликовать в местной прессе публичные отказы от таких посылок. А вот третья мера содержала некий полет фантазии. Используя проверенных агентов, следовало распространить среди верующих евреев слухи об отравленной заграничной маце: «поступающая из-за границы маца готовится без соблюдения необходимых религиозных ритуалов и [из] некачественной муки, вследствие чего “в прошлом кое-где имели место желудочно-кишечные заболевания”». Несомненно, полковник Крикун и его сотрудники ориентировались на популярные в то время слухи об отравленных американских джинсах и заграничных жвачках с лезвиями внутри.
Сложный статус мацы – то ли разрешенный, то ли запрещенный, то ли ритуальная еда, то ли сионистская пропаганда – привел к тому, что где-то в СССР ее покупали открыто, а где-то только смелые могли стоять в очередях и «брать на всех». У кого-то старая бабушка получала посылку из Израиля, скромно прикрыв газетой, разносила по домам, а где-то рассказывали соседям, что это такой специальный «диетический хлеб» и врач прописал в эти дни «питаться только им».
via
|
</> |