Всё хорошо, прекрасная маркиза (удавка ЕГЭ в лето 2023 РХ)
pustoj_zhurnal — 04.07.2023Две недели назад Рособрнадзор выпустил ролик (частичная расшифровка тут) об успешном проведении ЕГЭ. В частности, как всегда прекрасны дела с математикой.
Впрочем, некоторые основания сомневаться в этом процветании есть.
1) Напомню, что меньше месяца назад без каких-либо видимых предварительных публичных обсуждений в педагогическом мире высочайшим повелением было постановлено ввести в школах
с 2024-2025 учебного года шестилетний курс черчения. Почему такая экстравагантная идея возникла - достаточно очевидно, геометрия в массовой школе исчезает, а обучать незнакомых с геометрией школьников на инженерных специальностях оказывается невозможным. Люди, «имеющие доступ», сформулировали проблему в таком виде.
Могу поделиться личным опытом 18-летней работы в МИЭМе. Часть этого времени приходилась на период (после)действия учебника стереометрии под редакцией Скопеца, который эту самую «стереометрию» в массовой школе почти обнулил. Как препод математики (что вижу — о том пою) могу сказать, что преподавание аналитической геометрии, линейной алгебры и функций нескольких переменных становилось невозможным (потом, с 1988г. пошли студенты, учившиеся в школе по Погорелову и по Атанасяну, и в этом отношении стало легче). Но что забавно. «Черчение» в школе тогда было! А у нас в институте был жесткий предмет «инженерная графика». Только проще от этого не становилось...
Кстати, если бы дело сейчас было бы именно в «черчении» то что мешало бы инженерным вузам упереться рогом в предмет «инженерная графика» (и там это сделают лучше, чем в школе). Очевидно, не получается упереться...
2) Кроме радостного хора по ссылке выше, встречаются и голоса не столь восторженные.
https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/17182616.shtml
В Новосибирской области больше трети девятиклассников сдали ОГЭ по математике на двойки. В Якутске родители просят перепроверить результаты аналогичного экзамена, грешат на сбои в системе, ведь там в некоторых школах порог не прошла почти половина девятиклассников. В Марий-Эл массовый завал с профильной математикой на ЕГЭ, 45% выпускников не смогли получить результат, достаточный для подачи заявлений в вузы, то есть набрали менее 39 баллов. В Пензенской области математику назвали проблемой года – результаты экзаменов озвучивать не стали, видимо, чтоб не пугать народ. Новости, конечно, удручающие. Даже после математически провальных 2021 и 2022 годов, когда с испытанием в отдельных регионах не справились от четверти до трети девятиклассников и 15-20% одиннадцатиклассников. Ведь, казалось бы, должны же были люди сделать хоть какие-то выводы. Но – увы.
Для понимания масштаба происходящего, наверное, стоит напомнить, что представляют собой ОГЭ и ЕГЭ. Начну с первого. Экзамен по математике в 9-м классе не делится на уровни сложности и довольно прост. На тройку нужно набрать всего 7 баллов. Для этого надо выполнить пять простейших заданий, собственно, по математике и два по геометрии. Многие задания способен выполнить даже ученик начальной школы. Например, чтобы узнать площадь коридора на плане, достаточно всего лишь посчитать клеточки, а чтоб высчитать, сколько коробок с паркетной доской нужно купить на пол в гостиной, необходимо совершить два простых арифметических действия. Самые легкие задания по геометрии соответствуют программе 7-го класса. А учитывая, что вместе с заданиями школьники на экзамене получают обширный справочный материал с формулами, графиками, таблицами, то логика подсказывает, что найти площадь треугольника или трапеции, просто подставив нужные значения, должны и те, кто прогулял вообще все уроки в средней школе. Но логика отчего-то тут не работает.
Что касается ЕГЭ, то здесь экзамен делится на базу и профиль. С базой обычно проблем нет, процент двоек из года в год колеблется на уровне 2-3%. Но нюанс в том, что этот экзамен даже легче, чем в 9-м классе, а сдают его те, кто в этом самом 9-м классе выдержал отсев и не ушел в бывшее ПТУ. Кроме того, в 11-м классе на экзамене нет обязательного условия показать знания азов геометрии, а некоторые задания и вовсе, кажется, взяты из учебников для начальной школы. Минимальное количество баллов на тройку в базовом ЕГЭ по математике минут за двадцать может легко набрать и четвероклассник. Я подтвердила это экспериментально с помощью собственного сына, и для верности опыт мы произвели трижды (бессердечный я человек).
Вот еще о Новосибирске
https://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/2023-13-06-s5
Стали известны первые итоги ЕГЭ и ОГЭ 2023 года в Новосибирской области. Министр образования региона Сергей Федорчук рассказал на оперативном совещании в правительстве 13 июня, что по первым предварительным итогам у 9-х классов наблюдается положительная динамика по среднему баллу. Минимизировалось количество двоек и троек, при этом выросло количество пятёрок. В 11-х классах такая же ситуация — выросла доля высоких баллов. «Ждём результаты главных экзаменов — по русскому языку и математике. Тогда уже подведём всё итоги. Но уже можем с надеждой говорить, что вышли на доковидный уровень — благодаря результатам работы программы функциональной грамотности детей.
А вот уточнения (по ссылке у Шевкина)
https://vk.com/wall-206540714_20705
Там данные по ОГЭ по Новосибирской области по всем предметам.
Средний балл:
Математика – 3,04
Кол-во участников / Доля получивших 2 / Доля получивших 5:
Математика – 30092 / 34,58 / 8,13
ОГЭ по математике в Новосибирске на 4 и 5 суммарно написали (%
от числа сдающих детей):
2023: 31,32%
2022: 37,4%
2021: 45,3%.
А теперь 2:
2023: 34,58%
2022: 27,2%
2021: 21,5%
Это Новосибирск, важнейший научный и культурный центр...
https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_57081 (Александр Иванов, Петрозаводск)
Опубликованная статистика крайне скудна, но главные итоги
просматриваются ясно.
Математика профильная.
Число участников экзамена — «около 282 тысяч». В прошлом
году было 302 тыс. Минус 20 тысяч за год. При этом надо заметить,
что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников
увеличилась (следствие подъёма рождаемости в середине нулевых
годов), и объяснить такое падение демографией нельзя. Профильная
математика — вступительный экзамен, и тут важно не только число
участников, но и его результаты, а именно, доля тех, кто преодолел
порог минимальных баллов, необходимых для поступления. В вузах,
подведомственных Минобрнауки (где готовят инженеров, айтишников и
т.д.), этот порог равен 39.
В прошлом году доля неудачников составила 20,5%. Если бы в нынешнем
их было меньше, надзиратели об этом бы непременно сказали, но в
официальном сообщении Рособрнадзора такой информации нет. Раз
молчат, с полным основанием можно ориентироваться на прошлогоднюю
цифру.
Таким образом, база абитуриентов, способных поступить на
специальности, связанные с математикой, составит порядка 226
тыс.
Напомним, что контрольные цифры приема на инженерно-технические специальности (бюджет) на 2022 год были установлены в размере 251 тыс...
Заметим, что СВО подняло мотивацию молодёжи к поступлению в
вуз, ибо студентов освобождают от призыва и возможной мобилизации.
При этом хорошо известно, что поступить на инженерно-технические
специальности (куда зачастую просто берут всех) несравнимо проще,
чем на гуманитарные. У выпускников появился убедительный стимул
сдавать профильную математику. Тем не менее мы видим описанный выше
результат.
И это значит, что «гуманитаризация образования» приобретает
необратимый характер (см. https://vk.com/wall-62604527_51805
)...
По физике картина аналогичная.
Число участников экзамена снизилось со 100 тыс до 89 (в 2020 году
было 139.5 тыс).
Таковы главные результаты ЕГЭ.
И как на это прореагирует власть, озаботившаяся было преподаванием
физики и математики?
Кравцов уже доложил, что российские школьники продемонстрировали на
ЕГЭвысокий уровень знаний. Нет сомнений, что скоро аналогичный
вердикт с высокой оценкой результатов и организации единых
экзаменов вынесут на заседании правительства. Власть не обратит
никакого внимания на отмеченную выше обвальную статистику, потому
что главные причины этой статистики так или иначе связаны с ЕГЭ
(подробно см. https://vk.com/s/v1/doc/UMS8PPGReWFnvaeEdnsKMYwM00umD..
), а отказываться от единых экзаменов наверху категорически не
желают.
Ну, и надо добавить, что 39 балов по профильной математике — это плинтус, а если учесть степень стандартизованности задач — то заметно ниже оного.
Кстати из Рособрнадзоровского ролика — про уменьшение числа сдающих профильную математику: Это произошло за счет более осмысленного выбора обучающимися уровня экзамена в рамках завершения перехода на полноценную двухуровневую модель ЕГЭ по математике. «Переход» этот, правда, случился в 2015г (в качестве реакции на предшествовашие значительные «успехи»), а в уже в 2019 было заявлено, что оба экзамена, базовый и профильный, сдавать нельзя. Впрочем, нежелание долбить ЕГЭниматику вполне можно считать осмысленным выбором, и, вероятно, число осмысляющих будет расти и дальше.
3) Начало статьи Шарыгина «ЕГЭ — путь к...», 2003
Разъяснение к заголовку вместо эпиграфа.
Сначала вместо многоточия я написал "катастрофе", но затем подумал, что это слово не совсем правильно отражает суть подразумеваемого процесса. Катастрофа - это одноразовое и кратковременное событие с очевидными последствиями. Я же имею в виду длительный процесс прозябания, деградации и вымирания Образования. Этот процесс уже давно идет и не выглядит даже мучительным. И через несколько лет, когда мы достигнем вожделенного уровня мировых образовательных стандартов, когда вымрут последние образованные люди, очередной "образовательный" министр заявит: Вот видите, ничего не случилось, а ведь кто-то пугал нас катастрофой...
И вот мы видим, что все прекрасно и гладко, и никакой катастрофы нет. Ну да, геометрия тихо и незаметно ушла из массовой школы. Разве это катастрофа? На инженерные специальности поступают люди, лишенные каких-либо математических познаний и не способные ни к какому обучению. Разве это катастрофа? «Базовый ЕГЭ» по математике, который не так уж давно не мог бы присниться и в страшном сне, — разве это катастрофа?
Помнится, математическая тусовка, и вслед за нею физическая, хорохорились, что придумали хорошие варианты ЕГЭ. Не знаю, как у физиков, а у математиков всё, по-прежнему, прекрасно... И никакой катастрофы...
В самом деле «ничего не случилось, а ведь кто-то пугал нас катастрофой».
4) И я кончу цитатами из самого себя, 2008 (аргументация в статье по ссылке)
Основная проблема ЕГЭ — не эффективность процедуры отбора, а влияние единого экзамена на образование в целом...
Дума узаконила ЕГЭ как способ сдачи вступительных экзаменов в вузы. De facto это означает перестройку образования в старших классах с опасностью перерастания в глобальную ползучую самореформу школы. Столь большой власти узкой группы лиц [составителей вариантов] над образованием история России ещё не знала. Возможно, что такого не знала и мировая история.
Звучит это печально, но одновременно отвлекает от сути дела, которая состоит в природе этой «власти». А именно, как автор пытался объяснить выше, «высокой властью» облечён «экипаж» машины, поведение которой, по сути, от его воли не зависит. В этом нет ни чуда, ни парадокса.
Последовательная борьба за изначально абсурдные цели должна приводить к последствиям, этих целей достойным...
По всей россии, по всем старшим классам, по всем предметам запускается механизм контрпродуктивного образования. Его воздействие будет возрастать с течением времени: школьники и учителя отупеют от разучивания тестов, из школ уйдут лучшие преподаватели, возрастёт неприязнь и к школе, и к образованию....
Это только начало. Что будет дальше?
Даст бог — поживём, не дай бог — увидим.
Да, я понимаю, что у нынешней деградации массовой школы есть и разные другие причины (зарплаты учителей, нагрузка, поддерживаемая с высочайшего верха борьба за дистанционку, нашествие методологов, поддерживаемое оттуда же). Но и ЕГЭ (вкупе с ОГЭ и стандартизированными централизованными контрольными) — это в чистом виде «лом в пилораму».