Все гениальное просто.

топ 100 блогов wyradhe23.08.2011 Все гениальное просто.

Когда-то я наткнулся на фразу Глеба Морева:

"Нежелание знать рядом с желанием концептуализировать приводит к довольно комичным результатам" -

и с тех пор она стала одной из моих любимых - по точности и полноте формулировки. Нельзя было бы сказать на эту тему лучших слов в лучшем порядке. Я их с тех пор и повторяю каждые три раза из четырех, когда читаю что-нибудь культурологическое, затрагивающее древний мир, или встречаю ссылки на фундаментальные концепции Лосева и Элиаде (ей-богу, лучше уж прямо на Тахо-Годи, а еще лучше - на Грейвза и Марра, они хоть неокультуренные). Но иногда приходится и по другим поводам эту формулу вспоминать. И не по одному разу в час.

Своими глазами в один день видел (правда, во втором случае с пятилетним запозданием) две разнородные штуки такого типа.

Одна - это серия перлов из очередной рукописи учебника для 5/6 классов по истории древнего мира (полагаю, что в печать пройдет). Прочел - и подумал, что может, мои собственные разделы в таком же учебнике и не так плохи, как мне всегда казалось...

"В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей - Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что..."

Так объясняет "религия, то есть вера". Вся одна.

"Но почему за миллионы лет одни обезьяны остались животными, а другие превратились в людей? Возможно, было так. Обезьяны живут на деревьях. Но миллионы лет назад засуха уничтожила много лесов. И часть обезьян оказалась на равнине. Постепенно, за время жизни многих поколений, они научились ходить на задних лапах, чтобы издалека замечать опасность".

"Появление "человека разумного". Люди постепенно создавали все более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Убивая животных, люди изготовляли из шкур тёплую одежду. Шерсть на теле стала ненужной и исчезла".

Ну да, а негроиды и прочие жители тропического пояса (которые теплую одежду не носили) шерсть у себя вывели просто из солидарности с северянами, когда узнали, что там на севере появилась теплая одежда и теперь приличные люди в Лондоне и Петербурге шерсти на теле уже не носят.

А тёплые шапки, видимо, изобрели на десятки тысяч лет позже, чем тёплую одежду - ведь на головах шерсть пока так и не исчезла. Не успела стать ненужной...

И так погонными метрами. Появление человека современного вида датировано у автора _40 тысячами лет назад_ - то есть последние 20, если не 40 лет автор проспал (на самом деле наш подвид вида современных людей появился более 100 тыс. лет назад, а сам наш вид - вид современных людей - так и примерно 200 тысяч лет назад; автор не знает ни о хомо сапиенсе идалту, ни о исследованиях митохондриальной ДНК, ни еще много о чем).

"Аттика славилась оливковыми деревьями, афинские крестьяне выращивали виноград, а вот зерно доставляли из причерноморских колоний".

То есть так до самого 6 века хлебушка и не видали. И т.д...

И в тот же день и час попадаются под руку очередные учительные заметки А.С. Кушнера в адрес нонешних пиитов, 2006 году. ("Заметки на полях стихотворений Батюшкова", http://kushner.poet-premium.ru/zametki_batyushkov.html . Батюшков с ума сошел давно, умер давно, на полях у него можно писать что угодно, он не обидится). Там А.С.К., справедливо отметив, что у Батюшкова знаки препинания имеются, далее цитирует стихотворение Алексея Цветкова, у которого их так-таки нет, и продолжает, указывая таковому бесстыдству его (бесстыдства) место:

"Вам [читатель] нравятся запятые? Вот уж никак не ожидал этого от вас. Неужели и вопросительные знаки тоже? Как, и восклицательные? Даже и двоеточие, и тире? Вы еще скажете, что строчные буквы тоже?.. Стыдитесь!

Всё это безнадежно устарело. Стихи теперь записываются так:

проснуться прежним навеки на этих фото
вмиг ориентир на буфет и виски залпом
буржуазно живут но видно вышел кто-то
в красивой стране в июле своем внезапном

(...)

Далее идут еще три восьмистишия, — их не привожу, но многоточие после первой строфы предусмотрительно не ставлю, дабы автор не упрекнул меня в нарушении правил новой поэтики.
Как прочесть такие стихи? Странный вопрос: они и не рассчитаны на чтение. Помилуйте, а на что же они рассчитаны? На заполнение журнальной или книжной страницы стихоподобным текстом. Все-таки я попробовал их прочесть. С первого раза ничего не получилось. Со второго — тоже. Только с третьего, мысленно расставив знаки препинания, кое-как справился с более или менее тривиальным смыслом
" и т.д.

Страшно становится за автора - я вот и с первого раза понял. Думаю, что я не один такой, тем более что поэзия Цветкова для меня чужая (что никак не мешает мне констатировать ее уровень), и понимать его мне было бы труднее, чем кому другому. Впрочем, кушнеровское непонимание доходит до того, что он пишет:

"«В июле своем внезапном». Почему «своем» и может ли июль быть «внезапным»? Он что, наступил после декабря?«"

Поясняю: "внезапный июль" - это июль, к приходу которого (или к наступлению погоды, типичной для него) человек почему-либо не был готов. "Не успел оглянуться, а уже июль!", "Работал-работал, а тут вдруг бац - лето, июль, отпуск!" или "Июль застал меня врасплох". (Представляю, как изумился бы А.С.Кушнер этим фразам - как это застал врасплох? Что, человек забыл про очередность месяцев? ) Или и еще того проще - время _резко наступившей_ июльской жары (наступившей не неожиданно/непредсказуемо для лета вообще, а резко). И т.д. Все-таки русский язык намного богаче того его компонента, который мог бы уместиться в русско-иностранном словаре, где "внезапный" - это, вероятно, только "такой, появления которого в данный отрезок времени нельзя было бы предсказать и ожидать".

Далее идет: "Уверен, что, кроме меня, это стихотворение не прочел никто. И редактор журнала тоже не читал его — и правильно сделал. Три раза читать, чтобы получить в итоге столь жалкий результат? Игра не стоит свеч. Зачем же всё это делается, зачем убираются знаки препинания? А затем, чтобы озадачить нас, может быть, напугать: не доросли мы до понимания столь загадочных, многозначительных, новых стихов. Мне очень стыдно: плетусь в арьергарде, в то время как поэзия так далеко ушла вперед, с боем занимая передовые рубежи. Неужели передовые? Позвольте усомниться. Алексей Крученых писал и не такое, и когда писал, — в 1920-м году!"

И дальше про Крученых и упадок.

Должен ли я поверить в то, что Кушнер просто НЕ ЗНАЕТ, что знаки препинания в русской письменности появились к концу 15 века? Что финикийские, еврейские, египетские, аккадские, а до поры до времени и греческие и латинские (и русские, см. выше) стихи записывались без знаков препинания, а зачастую еще и без словоразделов - и ничего, люди их понимали, и записывали их не только для заполнения пространства стихоподобным текстом? Так что независимо от того, как он относится к опущению знаков препинания в виде намеренного художественного приема*, критиковать его по этой линии - полная нелепость. Он же филолог по образованию, преподаватель-русист по профессии... Дивно виденью, неудобь сказанью.

* Прием, кстати, вполне почтенный, применяется многими людьми и является не изыском написания и на самом деле вовсе не отказом от знаков препинания, а применением особого (нулевого) знака препинания ровно в тех же целях, в которых знаки препинания применяются вообще. Знаки препинания передают паузы, голосовые выделения и интонации. Всякий автор, ставя знаки, тем самым указывает, с какими паузами и пр. их читать. Теперь представим, что автор желает прочесть свой текст максимально ровным голосом, с равномерными паузами, без голосовых выделений, без изменений интонации - ну вот так ему хочется их читать, бесстрастно, монотонно, отстраненно. Такое произношение и нужно передавать посредством отказа от выраженных графически знаков препинания, - по правилам применения самих этих знаков. Кушнер критикует нечто несуществующее. Отказа от знаков препинания в современных стихах на самом деле быть не может - может быть только применение "нулевого" знака препинания для точной передачи именно того распределения пауз и интонаций, которое хочет применить автор.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Новость ниже напомнила мне тетку, которая зимой на инсте в паттайский топ попала — занимается какой то магией, амулетами, очень популярна. Одновременно ее профайл на фэйсбук заброшен два года назад на стадии получения сертификата по перманентному макияжу и попыткам это счастье втюхивать ...
Телеведущий Джон Уоррен, много лет живущий в России, нелестно отозвался о США и их жителях. Он рассказал о главных минусах Штатов, которые осознал только после переезда в РФ. ...
В том же Шалоне-ан-Шампань надгробий несколько, одной руки - Какие женщины! интеллигентные, до мозга костей интеллигентные. Даром что 14-15 вв., и стилистика та самая, которую Леонид Успенский и при сные хвостни его столь простодушно, столь незамутненно называют ...
Дорогой Живой Журнал, ты спрашивал, отчего меня давно не слышно, ну вот теперь я готова поведать тебе историю, как родной брат моей мамы наебал свою родную сестру. мою маму((( Я сепциально не ставлю запись под замок, знаю, что мои родственнички читало мой журнал. Экскурс в историю: у моих ...