Всё это рейв. Становление и взлёт электронной музыки.
soullaway — 03.12.2025
1
Классическая группа всегда ассоциировалась с гитарой, басом, барабанами и вокалистом. Здесь можно начать рассказывать о том, что когда-то в давние-давние времена песни писали специальные люди, далеко не всегда вокалист являлся главной движущей силой в коллективе, да и вообще ещё большой вопрос получилось бы что-то у того или иного певца, если бы не остальные члены коллектива. Вот только так мы совсем погрязнем в риторических вопросах.
Здесь важно отметить, что к концу 70-х правила изменились полностью. Поменяли их, в том числе Sex pistols. Выяснилось, что музыканту необязательно необходимо уметь петь и играть. Куда важнее имидж и внешний вид. В итоге спустя полвека Сид Вишес намертво прикрепился не только к группе Sex pistols, а вообще стал олицетворением панка.
Рассуждать о том хорошо это или плохо нет никакого смысла, потому что мы имеем дело с историческим фактом. Таким же историческим фактом является использование электронных возможностей для музыки, начиная с 60-х годов. Если откатываться в историю, то можно упереться в «Tomorrow Never Knows» от битлов или вообще обратить внимание на песню «Telstar» записанную в 1962 году The Tornados.
Мы всё время забываем о том, что необходимо отдавать должное не только группе сделавшей ту или иную запись, но и человеку, создавшему само полотно звука. Так вот в данном случае надо вести речь о звукоинженере по имени Джо Мик. Он много кого записывал, а студию считал инструментом. Правда, его история печальна. Он был не только новатором, но ещё и человеком страдающим шизофренией. В 1967 году Джо застрелил домовладелицу, у которой арендовал жильё, поругались они, кстати, из-за громкой музыки, а дальше покончил с собой. Ружьё же в свою очередь принадлежало бас гитаристу The Tornados.
2

В прошлом столетии музыкантам было свойственно выискивать новый звук, электроника же в свою очередь тут предлагала безграничные возможности. Электроорган активно использовали Pink Floyd, Yes, Genesis, а The Doors вообще играли без басиста. Партии инструмента шли как раз благодаря использованию клавиш.
К 70-м годам сформировались такие группы как Neu!, Can, Kraftwerk. Kraftwerk и показал, что можно с помощью синтезатора делать необычный звук при этом имея коммерческий успех. Может быть, сейчас их записи и будут звучать наивно, но для своего времени это было нечто небывалое.
Таким же необычным был коллектив Mother Mallard's Portable Masterpiece Company. Он не добился какой-то большой известности, но если и искать корни электронной музыки, то они вот там. Обратите внимание на инструменты, которые использовали ребята. В каком-то смысле это был полностью электронный проект.
3

Может показаться странным, почему я поставил в качестве заглавного фото такой кадр, только нюанс в том, что The Prodigy не взялись на пустом месте. Эта музыка не из ниоткуда. У всего и всегда есть какой-то фундамент, и данный коллектив не является исключением. Ребят точно так же считали новаторами в 90-е, как считались новаторами в подобном контексте за 20 лет до них Kraftwerk.
А если немного поразмышлять, то опытный меломан вспомнит и Жан Мишеля Жарра и Клауса Шульце. Да и Вангелис успел создать немало хороших звуковых полотен. Многое из его записей я лично и сегодня могу послушать с удовольствием. Обратите внимание опять же на его оборудование. Ведь у многих была да и остаётся иллюзия, что электронную музыку создавать легко и просто. Это не так.
4

Определенное влияние на формирование культуры оказала и Ямайка. Там был свой взгляд на звук и сведение песен. При этом я убежден, что чувство ритма у темнокожих весельчаков зачастую врожденное. Да и если так вдуматься, то всё, что нам нравится прослушивать, корнями идёт к ним. Нет, не на Ямайку. А в блюз или джаз. Ну и рок-н-рол очевидно же, что не был музыкой белых людей.
5

Здесь можно погрузиться в эксперименты, которые мир узнал как даб или поразмышлять об огромных стереосистемах, которые так полюбились темнокожему населению. Они же использовали их для дискотек, которые впоследствии полюбились уже и белым.
6

Но мне проще выделить такого человека как Ли Перри. С одной стороны. С другой стороны, был и некто Африка Бамбаатаа. Африка работал с такими людьми как Джеймс Браун, UB 40, да и с Джоном Лайдоном выпускал сингл. Да-да, тем самым Джоном. Вчерашние панки активно искали вдохновения, как в регги, так и в электронной музыке.
В данном случае мне крайне досадно, что в России Лайдона знают по большей части как вокалиста Sex pistols, но строго говоря, его проект PIL намного разнообразнее и интереснее. Есть у него и любопытный сольный альбом Psycho's Path. Делал его вместе с ним некто Марк Сондерс. Марк же работал с The Cure, Depeche Mode, Дэвидом Боуи и, к примеру, Мэнсоном.
С Лайдоном случилось такое же недоразумение, как и с Игги Попом. Того тоже зачастую знают как крёстного отца панка, но он вообще-то два десятка очень разных альбомов после The Stooges выпустил. Впрочем, меня опять понесло в дебри рок-н-рола, а речь же об электронной музыке. Потому пусть тут будет Африка повлиявший на появление хип-хопа. Хотя речь пошла уже о 80-х годах, потому откатимся снова немного назад.
7

И тут важно сделать акцент на том, что панк изначально не был вот всем тем, что понимается под ним сейчас. Это был способ делать что-то новое и необычное. Могли ли панки пройти мимо электронной музыки? Ответ очевиден. Просто так сложилось, что мир предпочёл Ramones и The Clash. Но история панка была бы неполной без коллектива Suicide.
Обратите внимание на выступающих людей. Вот таким составом они и записывали свои альбомы. Алан Вега и Мартин Рев заложили основы будущего музыки. Да-да. По отзывам некоторых критиков Suicide на своём дебюте 1977 года создали фундамент постпанка, синти-попа и индастриала. Естественно, там везде использовались так же синтезаторы и драм-машины.
8

К 80-м годам электронное звучание уже никого не смущало, и использование синтезаторов стало нормой. Там была целая волна групп, которые пользовались спросом у широкой аудитории. Начиная от Duran Duran с Culture Club и заканчивая Japan и Eurythmics. Да хоть напрочь забытых Talk Talk можно назвать или ту же Кайли Миноуг. Поп музыка так же активно использовала новые возможности.
По большому счёту о каждом десятилетии здесь можно долго рассказывать. Ведь в одном временном отрезке уживались Pet Shop Boys с Depeche Mode. Обе группы прекрасны, но при этом невероятно разные. Пожалуй, за это я и люблю музыку.
9

И, тем не менее, все упомянутые коллективы, как правило, были, так или иначе, группами в традиционном понимании. Там всё же присутствовал вокалист и какой-то состав. Даже отдельные композиторы всё равно были узнаваемыми сами по себе. Так же как были узнаваемы Ganymed или Space. Хотя кто их сейчас помнит?
Однако параллельно формировалась культура, направленная на вообще нечто новое. И я бы с удовольствием свернул в сторону первопроходцев техно Parliament-Funkadelic, но вступление честно говоря и без того вышло слишком большим. На фото уже упомянутые Parliament-Funkadelic.
10

Параллельно с концертами, обрастающими всё более мощной инфраструктурой, тут можно сравнить с какой аппаратурой выступали The Beatles и Grateful Dead, формировался свой отдельный мир дискотек. Он был не хуже и не лучше. Просто он был другим. А к концу 80-х появился рейв.
Я не случайно начал с такого большого экскурса. Ведь кроме музыкального фундамента необходимо помнить о том, что для молодых людей зачастую играет роль ещё и идея. Так вот вчерашние хиппи выросли, уселись в кресла и начали рассказывать о том, как надо жить.
По иронии эти вчерашние хиппи, когда выросли, стали не сильно отличаться от своих же родителей. Но не отличалось от них молодых и новое поколение, а это всегда подразумевает бунт. Разногласия отцов и детей естественное состояние общества. Только каждому поколению требуется своя культура. И такая культура нашлась. Обратите внимание на настенную живопись. Вот этого хотела и хочет молодежь. Счастья.
11

Давал ли это самое счастье рейв, вопрос дискуссионный. Но разве хиппи или панки не пытались стать счастливее предыдущих поколений? Проще всего в данном случае заявить, что молодым людям нравилось плясать по заброшенным ангарам и потреблять запрещенные вещества, но я склонен считать, что ситуация здесь несколько сложнее.
Точно такое же отторжение у старших вызывал когда-то панк, психоделический рок, да на Элвиса Пресли ругались. Мыслимое ли дело себя так вести на сцене? Потому с моей точки зрения рейв культура лежит в той же плоскости, где лежат и все остальные направления музыки. Это часть музыкального полотна двадцатого века.
12

Было бы напрасно думать, что её категорически избегали группы в привычном для нас понимании. Можно взять в качестве примера Happy Mondays. Они не просто были погружены в тему, но имели неразрывную связь с рейв вечеринками.
Тут уместно сказать о запрете в Англии всех мероприятий связанных с рейв культурой. Резонанс был такой, что молодые люди собирались даже на митинги. И мы в очередной раз видим пересечение с панк-культурой. Её так же стремились отторгнуть официальные власти. К слову обратите внимание на футболку парня справа.
13

По поводу рок музыки будет правильным упомянуть коллектив Cabaret Voltaire. Кроме традиционных инструментов вроде гитары или саксофона, парни активно использовали сэмплы и драм-машины. И уж, что такое эйсид-хаус или техно они прекрасно знали.
Так же здесь надо озвучить, что ребята выпустили первый диск в 1979 году. Бас, гитара, всё это там было, но зато на диске Groovy, Laidback and Nasty вышедшем в 1990 году мы видим, то есть слышим, что парни использовали лишь клавиши и программирование. Такая вот трансформация.
14

Если мы мельком вспомним о коллективе Psychic TV, то тут само собой мы уже упрёмся в фигуру такого человека как Дженезис Пи-Орридж. С одной стороны перед нами привычный рок, но с другой-то без эйсид-хауса никуда. И если вспоминать Дженизса, то дальше можно зарыться в Coil, Питера Кристоферсона, а выплыть вообще где-то в Nine Inch Nails. На фото Psychic TV.
15

Собственно вот мы и добрались до The Prodigy. Так сложилось исторически, что лицом группы стал Кит Флинт, только вот движущей силой был не он. Большая часть музыкального материала создана Лиамом Хоулеттом, а Кит до третьего альбома даже в записях не принимал участия.
В первую очередь он был танцором и на большее не претендовал. Вышел же он как раз из танцевальной культуры, зарождавшейся в 80-е годы. До этого само собой было влияние панка, вот только любимыми группами он называл Led Zeppelin и Pink Floyd. Это опять же к вопросу о фундаменте.
16

У нас в стране, пожалуй, самыми популярными западными группами в 90-е годы были The Prodigy и Nirvana. При этом любители скажем так, традиционного рока избегали прослушивания чего-то электронного. Работало это и в обратном направлении. Вот уж не берусь сказать, как было всё устроено на западе, но в целом музыкальная палитра там была явно шире. Параллельно с этими группами популярен был и брит-поп, и трип-хоп, и шугейз и то, что потом назовут ню-метал. Я уж молчу о всяком поп-панке в лице Green Day или блэк-металле от Burzum и Darkthrone.
Музыки в 90-е становилось всё больше, но возвращаясь к The Prodigy надо сказать, что они как раз начав с электроники, к середине 90-х годов в концертных турах стали использовать традиционные гитары. Словно показывая свою взаимосвязь с роком. Вот кто это на фото? А это всё те же самые The Prodigy, просто с ними играет гитарист.
17

Конечно, тут есть великий соблазн свернуть в сторону такого человека как Трент Резнор. В конце концов, он так же не обходился без синтезаторов и электронных эффектов. Это уже потом мир узнает Мэрилина Мэнсона и Rammstein, но первопроходцем в данном случае был Резнор. Он же к слову занимался звуком на первых двух альбомах Мэнсона. Да и его собственная группа Nine Inch Nails вполне успешный коллектив.
18

Сам же Резнор настолько влиятельный человек, что именно с ним записывался Дэвид Боуи. Они и тур совместный катали в 1995 году. Хотя, казалось бы, что может быть более противоположным, чем их музыка? Правда, поклонники Боуи не оценили подобные эксперименты.
19

Вообще в плане экспериментов со звуком и соответственно с электронной музыкой Боуи был ещё тот любитель искать чего-то нового. Потому тут логично упомянуть такого человека как Брайан Ино. Он ведь не только в Roxy Music играл. С кем он только не сотрудничал.
20

А там и до группы Звуки Му рукой подать. Я знаю, как у нас принято сейчас относиться в кругах эстетов к русскому року, но Ино ещё в 80-е работал с Мамоновым. Происходило это сотрудничество в одно время с Джоном Кейлом из The Velvet Underground и группой U2. Представляете вообще, как тесно всё сплетено?
21

Выше я упомянул Nine Inch Nails и Rammstein, но кого-то тут не хватает. И очевидно, что не хватает здесь группы Skinny Puppy. Опять же если погружаться в их историю, то выплывет и Пи-Орридж, и Ministry, а с Резнором они катали совместный тур. Он у них как раз на разогреве играл. Опять же оттуда рукой подать до Throbbing Gristle, Portion Control, Orbital и Front 242. Но это тема для отдельной захватывающей беседы.
Skinny Puppy в свою очередь называли не иначе как Kraftwerk играющий в аду. Что-то, несомненно, в этом есть. У нас этот коллектив не так уж сильно популярен, но насколько я могу судить, вообще большая часть коллективов из этой статьи не пользовалась в России спросом. Впрочем, и на западе они занимали свою узкую нишу. Просто там изначально индустрия работает иначе.
22

У массовой же аудитории электронная музыка скорее будет ассоциироваться с таким человеком как Моби. Парадокс или нет, не знаю, но он, вообще-то, так же вышел из панка.
Впервые на сцене Моби оказался в составе группы Vatican Commandos. Однако к середине 80-х годов он пришёл к выводу, что всё это гитарное жужжание крайне ограниченно. Электронная музыка напротив даёт ему куда больше возможностей.
23

В свою очередь здесь мы снова вынуждены откатиться в прошлое и обратить внимание на группу Orchestral Manoeuvres in the Dark. Ещё один влиятельный коллектив из 80-х годов игравший электронную музыку.
Моби именно их называет в числе тех, кто оказал на него влияние. Они же повлияли на Pet Shop Boys, Depeche Mode, Duran Duran. Их указывает и Рики Уайлд как источник вдохновения. Вы можете его не знать, но вообще он автор множества песен своей сестры Ким Кайлд. А уж её-то вы точно знаете.
24

Раз уж опять зашла речь о 80-х годах, то надо упомянуть группу The Housemartins. Никакой электроники в их случае не было. В целом это классическая по звучанию команда. Более того она была вполне успешна в родной Великобритании. Ребята успели выпустить два альбома, но к 1988 году у них наступил кризис и коллектив распался. Нас в данном случае интересует, басист Норман Кук, он второй справа на снимке.
25

Этот человек дальше пробовал играть в других группах, но музыка к 90-м изменилась полностью. И вот где-то здесь Кук решил, что рок-н-рол это всё хорошо, но крутить пластинки дело не менее интересное. Так появился Fatboy Slim. Даже далёкие от танцевальной культуры люди не могли его не слышать.
26

Скорее всего, вы слышали и группу The Chemical Brothers. Ну как группу? Это дуэт двух ди-джеев. И в данном случае уже не приходится говорить о том, что кто-то знал, как они выглядят. Для танцев всё это было неважно. Хотя как?
27

На следующем фото ничего особенного. Просто во время сета The Chemical Brothers на сцене танцует Кит Флинт. Это довольно занятное сочетание. Потому что Кит как раз наоборот делал ставку на внешний вид.
28

Относительно равнодушия к собственным портретам на обложках журналов, да когда-то мир ещё читал печатную прессу, надо вспомнить и Daft Punk. В 90-е годы французы ещё пытались держать позиции в музыке. И этот дуэт делал самую актуальную музыку на тот момент.
29

Тут можно было упомянуть курьёз в лице Bomfunk MC's, вы наверняка слышали их главный и единственный хит, но с другой стороны, где в таком случае Ministry? Посему об индастриале лучше сделать отельную подборку, а в данном случае логично упомянуть команду The Crystal Method.
С одной стороны это именно электронные ребята, но на их альбомах, то гитары Тома Морелло из Rage Against the Machine зазвучат, то вокал Скотта Вейланда из Stone Temple Pilots. Играл с ними и Уэс Борланд из Limp Bizkit, а Милла Йовович и вовсе как-то спела в одной из песен. К слову у неё есть два собственных музыкальных альбома. Неочевидно, но так делали многие актрисы и актёры.
30

Уместно же окончить данный материал отличной группой LCD Soundsystem. Здесь не приходится говорить о том, что группа оказала на кого-то влияние или совершила некий прорыв, иди, соверши его в 21 веке, но это просто хорошая группа. И на чём-то же надо закончить? Пусть будут они напоследок.
31

Без сомнений тут могли бы быть The Future Sound of London, Basement Jaxx, Björk, Poliça или Skrillex. Здесь много кто мог бы быть ещё. Но не будет, потому что невозможно объять огромный мир музыки даже в таком большом материале. В одном я могу вас точно заверить, музыка всегда развивалась и не развиваться не могла. Она как велосипед – двигается только вперед. Появление же электронных возможностей ее, несомненно, улучшило и сделало разнообразнее.
Конечно, большая часть упомянутых здесь коллективов не имеет отношения к рейву, но был бы вообще возможен рейв без предшественников? Вопрос как вы понимаете риторический. Точно так же без него не было бы возможно дальнейшее развитие музыкальной палитры этого мира.
|
|
</> |
ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок
"Национальные" операции НКВД: цена интернационализма
Она была под маскою, её пропал и след
Дополнение в пост о появлении Руси и русского народа в науке и историческом
Мама иллюстрирует повседневную жизнь родителя, жены и подруги: 12 комиксов
Ловля окуня в декабре: тактика поиска и секреты успешной рыбалки по перволедью
15 декабря ● "Международный день чая" и не только...
Услуги электрика метро Окружная
Про Вифлеемскую звезду

