Всадник Сталина
ilyavaliev">
26 октября 1973 года не стало Семена Михайловича Буденного — последнего из первой пятерки маршалов Советского Союза.Ему шел 91-й год, все его сослуживцы, включая друга Ворошилова, давно лежали в могиле.
Буденный запомнился роскошными усами, шапкой-буденновкой и крутым нравом. От него доставалось всем, кроме, быть может, Сталина, верным сторонником которого полководец оставался со времен обороны Царицына в 1918 году. Буденный никогда не лез в большую политику, занимался делами любимой конницы и, вероятно, поэтому уцелел в период репрессий и прожил долгую жизнь.
Семён Буденный родился в 1883 году в области Войска Донского. Однако он не относился к казакам: его отец переселился в этот регион в поисках лучшей жизни. Таких, как он казаки называли "иногородние". Буденный так и не стали тут своими: отец работал батраком, а когда семья заняла деньги у купца и не смогли отдать, отрабатывали долг даже дети. Так 9-летний Семён впервые начал работать разнорабочим у купца. Именно в его доме он научился писать и читать. В 1903 году его призвали на службу в армию. Отцу он написал, что счастлив, несмотря на трудности, он понял, что армия — это его призвание.
В 1904 году был отправлен в Маньчжурию. В главных сражениях русско-японской войны не участвовал, его задачей было защищать русские войска от нападений банд "хунхузов". Остался служить во Владивостоке, где его отправили в драгунский полк. И началась длительная дружба Буденного и кавалерии, позже ставшая легендой.
Когда началась революция 1905 года, Буденный держался в стороне, заявляя, что его дело служить.
В 1914 году вернулся в родную Область Войска Донского, женился. Мечтал заняться разведением лошадей. Но началась Первая мировая, Буденного отправили на Кавказ, затем в Польшу, затем в Персию и вновь на Кавказ.
После Брестского мира 1918 года и окончания войны для России, отправился в родные края. Большевики, дабы установить свою власть на Дону, опирались именно на прослойку иногородних, играя на их давних противоречиях с казаками, которым не доверяли.
Как иногородний, Будённый неожиданно оказался в составе местного совета и по его поручению начал формировать отряд из местных жителей для борьбы с казаками, не признавшими новую власть. Казаки скоро разогнали совет, и Будённый с несколькими людьми ушёл в лес. Там его отряд присоединился к отряду Думенко, заместителем которого он и стал.
Позднее их отряд разросся до полка и отступил к Царицыну, где произошла важнейшая встреча в жизни Будённого. Там он встретился со Сталиным, который руководил этой обороной. Впрочем, сам Будённый в 1918 году не играл значительной роли, оставаясь всего лишь помощником комполка Думенко, считавшийся в то время более талантливым и способным командиром, чем Будённый и бывший по сути создателем конармии, впоследствии вычеркнутым из истории.
После ряда принудительных мобилизаций полк разросся до дивизии. Весной 1919 Думенко получил тяжелейшее ранение, его уже не надеялись спасти. Новым командиром стал его помощник Будённый. Затем был сформирован корпус и наконец осенью 1919 года — 1-я Конная армия.
Стоит отметить, что её создание стало возможным по инициативе Сталина. Вождь Красной армии Троцкий относился к кавалерии настороженно. Она до революции считалась элитными частями, а значит, там служили "реакционные элементы". Про лёгкую кавалерию — казаков — нечего и говорить. Они по умолчанию считались врагами революции. Однако Сталин добился создания армии. В Реввоенсовет был введён Ворошилов — доверенное лицо Сталина.
Хотя более поздняя пропаганда и создала вокруг конармейцев имидж непобедимых, им доводилось терпеть и поражения. В январе 1920-го они понесли серьёзные потери в боях с белыми, однажды потеряв всю артиллерию. В советско-польской войне их действиям также не сопутствовал успех. Но всё же надо заметить, что конная армия действительно была важной частью РККА, будучи мобильной и мощной ударной силой.
О многие страницах истории конармии советская пропаганда стыдливо молчала. Конармейцы славились бесчинствами и кутежами, что очень сильно обеспокоило советское руководство, возлагавшее на свой главный ударный кулак большие надежды. После взятия Ростова в начале 1920 года конармейцы предались разгулу и стали требовать возвращения Думенко, в то время уже арестованного (и вскоре расстрелянного). Командующий Юго-восточным фронтом Шорин слал в Москву тревожные телеграммы: "Пребывание частей войск в Ростове, Нахичевани и Новочеркасске и станциях с большими запасами вина сыграло большую роль в отношении боеспособности войск. В особенности это отразилось на Конной армии, где большинство предавалось пьянству, грабежу и насилиям". В свою очередь Будённый слал Ленину телеграммы с жалобами на Шорина, намекая на то, что он — бывший царский офицер, которому нельзя доверять и который отдаёт странные приказы.
Я.Петерс, на тот момент бывший полпредом ЧК на Северном Кавказе и комиссаром Северо-Кавказской железной дороги, докладывал в ЦК: "Армия Будённого разлагается с каждым днём. Установлены грабежи, пьянство, пребывание в штабе подозрительных женщин, по слухам, были случаи убийства наиболее сознательных товарищей. Будённый перестаёт считаться с кем-либо. Бесчинства, творимые им на железной дороге, совершенно невероятны: непрерывные захваты топлива, паровозов, вагонов экстренных поездов, расхищение трофейного имущества. За каждой частью следует хвост вагонов, наполненных женщинами и награбленным имуществом".
Ленин с большой тревогой отнёсся к этим сообщениям и отправил унимать конармейцев Орджоникидзе: "Крайне обеспокоен состоянием наших войск на Кавказском фронте, полным разложением у Будённого, ослаблением всех наших войск, слабостью общего командования, распрей между армиями, усилением противника. Необходимо напрячь все силы и провести ряд экстренных мер с революционной энергией".
После тяжёлых и неудачных боёв в Польше конармейцы были вновь переброшены на "врангелевский" фронт и по пути опять предались бесчинствам. Особенно отличились части 6-й дивизии, которые устроили грабежи и погромы, а пытавшегося их остановить комиссара Шепелева просто убили на месте. В рапорте его секретаря Хагана сообщалось: "Раздался выстрел из нагана, который ранил тов.Шепелева в левое плечо… Нас снова окружает толпа красноармейцев, отталкивает меня и Книгу от тов. Шепелева, и вторым выстрелом смертельно ранили его в голову. Труп тов.Шепелева долго осаждала толпа красноармейцев, и при последнем вздохе его кричала "гад, ещё дышит, дорубай его шашками". Некоторые пытались стащить сапоги, но военком 31-го полка остановил их, однако бумажник вместе с документами, в числе которых был шифр, был вытащен у тов. Шепелева из кармана".
Реввоенсовет вынужден был констатировать: "направляясь в тыл, ...полки 6-й кавалерийской дивизии учинили ряд погромов, грабежей, насилий и убийств. Эти преступления появились ещё раньше отхода. Так 18 сентября совершено было 2 бандитских налёта на мирное население; 19 сентября — 3 налёта; 20 сентября — 9 налётов; 21 числа — 6 и 22 сентября — 2 налёта, а всего за эти дни совершено было больше 30 разбойничьих нападений. В местечке Любарь 29 сентября произведен был грабёж и погром мирного населения, причём убито было 60 человек. В Прилуках в ночь со 2 на 3 октября тоже были грабежи, причём ранено мирного населения 12 человек, убито 21 и изнасиловано много женщин. Женщины бесстыдно насиловались на глазах у всех, а девушки, как рабыни, утаскивались зверями-бандитами к себе в обозы. В Вахновке 3 октября убито 20 чел., много ранено, изнасиловано, и сожжено 18 домов. При грабежах преступники не останавливались ни перед чем, и утаскивали даже у малышей-ребят детское белье… Трудовое население шлёт вслед армии проклятия".
Член Реввоенсовета Ворошилов вынужден был признать, что 2\3 состава 6-й дивизии составляет бандитский элемент. После этого Реввоенсовет принял решение расформировать все участвовавшие в погромах части, разоружить, наиболее активных погромщиков и их командиров расстрелять. Однако вмешательство Будённого смягчило наказания. Расстреляли лишь несколько рядовых участников, а командир 6-й дивизии Апанасенко отделался только увольнением с поста. Остальных вернули в части. Порядок удалось восстановить.
Одним из самых громких событий в литературной жизни 20-х годов стала ссора Будённого с писателем Исааком Бабелем. Бабель под чужим именем работал военкором в 1-й конной. После войны он начал публикацию своих путевых дневников, весьма откровенных по своему содержанию. Бабель не скрывал тёмной стороны конармейцев, подробно описывая все инциденты: грабежи и насилие над населением, казни военнопленных, погромы. Публикация его сборника началась в нескольких изданиях, но гнев Будённого пал именно на "Красную новь".
В весьма грубом письме Будённый назвал Бабеля "дегенератом от литературы", "больным садистом", а сама статья называлась "Бабизм Бабеля в "Красной нови". Писатель в ответ назвал позицию командарма "унтер-офицерским марксизмом" и отказался от полемики.
Вполне возможно, что гнев Будённого был вовсе не его инициативой. Как раз в 1924 году, когда начался конфликт, развернулась яростная борьба между Сталиным и Троцким. И выступление Будённого было частью этой борьбы. Главный удар не случайно был направлен именно на "Красную новь", а не на другие издания, напечатавшие писателя. Дело в том, что редактором журнала был троцкист Александр Воронский. И грубый выпад со стороны Будённого был началом ревизии истории Гражданской войны.
Ещё в начале 20-х Троцкий считался вождём Красной армии, и его имя упоминалось сразу после Ленина. Это были практически равнозначные фигуры, и огромную роль Троцкого в Гражданской войне никому и в голову не приходило оспаривать. Тогда как роль Сталина была откровенно второстепенной, и кроме участия в обороне Царицына он ничем не запомнился.
Но всего через 10 лет никто в СССР не подвергал сомнениям, что иуда, двурушник, наймит всех западных и восточных разведок Троцкий, желавший реставрировать буржуазно-помещичий капитализм, делал все, чтобы Красная армия проиграла, и только мудрое руководство товарища Сталина помогло одержать победу.
Кампания против Бабеля была не простой обидой командарма. Это было началом приватизации истории. Она должна была принадлежать только партии, которая сама писала её, как хотела, не нуждаясь в посторонних взглядах. Уже начинала создаваться легенда о непобедимой конармии, играющая на руку Сталину, который был инициатором создания этой армии, в противовес Троцкому, относившемуся настороженно.
Бабель пользовался покровительством Горького, который тогда отстоял писателя. Но миф о непобедимых конармейцах уже начал создаваться. И во многом именно он способствовал тому, что репрессии не затронули маршала.
Маршал Будённый оказался одним из немногих высших чинов РККА, не попавших под репрессии. Сам он в репрессиях тоже принимал участие, но не такое широкое, как политические деятели. Он входил в состав Специального судебного присутствия Верховного суда, которое рассматривало дело Тухачевского и одобрил применение смертной казни.
Будённый пользовался полным доверием Сталина. Множество крупных командиров Гражданской войны погибли в конце 30-х. Сталин отчасти нуждался в Будённом, легенда о конармейцах, которые едва ли не в одиночку выиграли войну, укрепляла и культ самого Сталина. К тому же он был ходячей рекламой советской власти: вот простой бедняк, который выбрал правильную сторону, за несколько лет из простого унтер-офицера превратился в маршала и теперь имеет всё, что хочет. Советская власть исполняет мечты трудового народа!
Помогло и то, что не демонстрировал непомерных полит. амбиций. После гражданской войны его мечта сбылась. Он получил свой конный заводик. И не один, а сразу все заводы страны. Его назначили курировать коневодство, чем он с огромным удовольствием и занимался.
Будённый был далеко не дурак, в унтер-офицеры в царской армии набирали самых толковых солдат. Но он умел прикинуться дурачком, когда требовали обстоятельства. Бывший секретарь Сталина Бажанов, позднее бежавший на Запад, со смехом вспоминал, как Будённый впервые посетил заседание Политбюро: "Между тем с делами Реввоенсовета кончено. Каменев говорит: "Со стратегией покончили. Военные люди свободны". Сидит Будённый, не понимает таких тонкостей. И Каменев тоже чудак: "Военные люди свободны". Вот если бы так: "Товарищ Будённый! Смирно! Правое плечо вперёд, шагом марш!" Ну, тогда все было бы понятно. Тут Сталин с широким жестом гостеприимного хозяина: "Сиди, Семён, сиди". Так, выпучив глаза и по-прежнему глядя прямо перед собой, просидел Будённый ещё два-три вопроса. В конце концов я ему объяснил, что пора уходить".
Будённый тщательно отработал роль лихого и прямолинейного рубаки, фельдфебеля-служаки (дескать, наше дело не думать, а исполнять приказ), из которой старался не выходить на публике. Это тоже помогло ему уцелеть.
Уже в начале 30-х годов стало понятно, что роль кавалерии в будущей войне будет незначительна и она уступит своё место бронетехнике. Казалось, роль Будённого начала падать. Но пока маршал выступал на съездах, рассказывая об осеменении кобыл, других маршалов арестовывали. И в 1937 году он неожиданно стал главой Московского военного округа, а затем и первым заместителем наркома обороны. Так высоко он ещё не поднимался.
В 1940 году назначен первым зам.наркома обороны.
С началом ВОА - главком войск Юго-Западного направления.
В 20-е и 30-е годы о непобедимом Будённом и его конармейцах было сложено столько героических песен, написано столько рассказов и стихов, снято столько фильмов, что Сталин просто не мог не попытаться использовать маршала для поднятия боевого духа. Будённый был назначен командующим Юго-Западным направлением с заданием удержать Киев.
Именно Буденный дал приказ взорвать ДнепроГЭС. Когда в августе 1941 года высказал мысль, что учитывая сложную ситуацию, необходимо сдать Киев, Сталин разгневался и снял его с должности, переведя на Кавказский фронт. В 1943 году возглавил кавалерию Красной Армии.
«Великая Отечественная показала, что Буденный никуда не годен как военачальник, — считает историк Черемин. — Как и Ворошилов, он был огромным тормозом. Кстати, особых наград Буденный [во время ВОВ] не получил. Во времена позднего Хрущева и Брежнева, правда, его незаслуженно осыпали наградами к каждому празднику. Он стал трижды Героем Советского Союза, навесили орденов Ленина, Боевого Красного Знамени... В общем, иконостас сделали такой, какого не имел ни один маршал Победы. Хорошо хоть орден "Победа" ему не навесили. На самом деле он был аморальный тип, как и многие из Первой конной. Буденный практически довел до того, что [немцы] дошли до Сталинграда, было много его ошибок. Это раздутый персонаж».
В последние годы жизни Будённый играл роль живой легенды. Кавалерия окончательно ушла в прошлое. При Хрущёве ему нашли место в президиуме ДОСААФ, где он заведовал наградной комиссией. Его не обделяли и наградами, с 1958 по 1968 год он получил три звезды Героя, которых раньше не имел.
После начала хрущёвской оттепели в пику сталинскому культу вновь началась романтизация и героизация Гражданской войны. Это было на руку Будённому, который к тому моменту остался единственным из значимых героев войны. Был ещё Ворошилов, но он всегда воспринимался как сталинский оруженосец и особой славы на полях сражений не получил. А вот Будённый — фигура уровня Чапаева. С той разницей, что Чапаев давно мёртв, а Будённый — живой и выступает перед пионерами и комсомольцами, родившимися через 30 лет после войны. Для которых это смутное время — уже предание старины глубокой. Ещё при жизни о нём начали слагать анекдоты, что явно свидетельствовало о том, что он стал одним из символов советской власти.
Из всех красных командармов Гражданской войны Будённый оказался самым удачливым. Звёздный час маршала пришёлся на конец 1919 — начало 1920 года, и дальнейшие 50 с лишним лет он, по сути, жил на "дивиденды".
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_401973

или
|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Рубрика "Шахматы"
А можно мне тоже?..
Дом, который построил скромный стоматолог родом из СССР
Картинки от оксаны - Якубович: "Автомобиль!"
Раздавленный "Эгоист" (Ялтинский голос, 24 июня 1917)
Просто фото
С Рождеством Христовым! И разные новости:)
Благотворительный концерт

