Врубил на полную мощность
capat — 07.03.2022Не хлебом единым жив человек.
Даже в самые мрачные времена людей тянуло к искусству.
Выставка Михаила Врубеля в Третьяковке подействовала на меня более чем демонически ).
Как всегда делюсь личными впечатлениями от увиденного.
Не замечать тяготения художника к теме демонизма не возможно. Целый зал отведен под трех основных Демонов в творчестве художника – сидящий, летящий, поверженный. Идея собрать воедино эти полотна настоящая фишка!
В этом зале обратил на себя внимание странный посетитель, облаченный в черное. Его облик не вязался с обычной, праздной публикой. Это был человек в рясе, священнослужитель, пытливо рассматривающий демонов.
Захватывающий сюжет.
Оригинально организовано пространство выставки – в стенах между залами прорезаны окна, сами по себе напоминающие живые картины с постоянно меняющейся экспозицией. Через них хорошо видно, как в соседних залах посетители – мужчины, женщины, дети – переходят от одного полотна к другому, переговариваясь, фотографируя, одним словом, насыщая атмосферу дополнительными эмоциями и усиливая связь между людьми. На выставке, где витают демоны, это важно ))
В экспозиции, помимо
крупных и хорошо известных полотен, представлено множество рисунков
и очень маленьких картин. Но практически во всех работах – в
цветовой гамме, взглядах и даже в сказочных трансформациях –
отражается внутренняя сосредоточенность художника на демонической
теме запустил по полной. Связь с реальностью наиболее
явственно прослеживается в замечательных портретах.
Увы, за одно посещение оценить масштаб творчества Михаила Врубеля не возможно.
Выставка, как всегда, вызывает желание узнать больше о личности художника.
В интернете много написано о не совсем понятном нормальному человеку интересе художника к демонической теме.
Мне же кажется, причина столь странного тяготения-болезни кроется в любви, ставшей для него испытанием. Первой любви – восторженной, пламенной, неразделенной. На эту мысль наталкивают биографические страницы.
Но, возможно, и знакомство с толстовской Анной Карениной неизгладимо отпечаталось в памяти Михаила Врубеля. Ошарашивает его иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» -
Во
взгляде и позе Анны больше ужаса и боли, чем любви. Вряд ли она
вообще видит сына в этот момент… То ли любит,
то ли готова удушить…
Да и сын вряд ли забудет перепугавшую его до смерти маму…
Похоже, Анна Каренина — первая демоническая фигура в творчестве Врубеля.
На момент создания иллюстрации Врубелю было 22 года.
Хотелось бы, чтоб при взгляде в будущее ни у кого не возникало такого драматичного выражения лица…
Мой друг математик, наконец, дорвавшийся до выхода в свет в культурное пространство столицы, для многих доселе перекрытое, за 30 минут осмотрев экспозицию, заявил: «Я думал, на земле только один псих – Дали, но наш, оказывается, не менее крут». Крут! И это не удивляет, ведь даже Пикассо, увидев работы Врубеля, изобрел кубизм, как говорят знатоки.
Очень интересна техника Врубеля. Он будто высекает полотна – так крупно ложатся мазки.
Гадалка
ПортретН. И. Забелы-Врубель. 1898
Выставка потрясла, но
не заслонила собой суровую суть происходящего на земле сегодня, не
отвлекла от бед, обрушившихся на людей. Напротив, жестко вернула к
действительности. Захотелось встряхнуться, выйти из плена
врубелевских грез. И в этом, наверное, требование самого
провидения – не позволять фобиям тянуть вас на дно, жить настоящим,
учиться смотреть правде в глаза, видеть контуры будущего. И
неустанно работать над его формированием. Во имя жизни, уверенности
в своих силах. Для свободного дыхания. Для счастья, наконец,
вопреки врубелевской обреченности.
Каждым человеком владеют свои «демоны». Важно, сумеет ли… успеет ли человек обратить их в ангелов…
P.S Возможно, в скором времени появится целый ряд произведений искусства, кинокартин, очерков, полотен про сегодняшний, экзисциальный вызов, про выживание и стойкость под единым названием, отражающим противоборство сил – «Путин против “Сороса”» )
Что и говорить, врубили на полную мощность.
И битва еще не закончена…
|
</> |