враг моего врага

топ 100 блогов mi3ch19.08.2018 враг моего врага

Бисмарк, затевая войну с империей Габсбургов в 1866 году, раздумывал о том, чтобы использовать против своего противника венгерских революционеров-сепаратистов (об этом опыте вспоминали в Германии в годы Первой мировой войны). В международных конфликтах революционный враг великой державы мог стать союзником ее противника. Так, Япония, ведя в начале ХХ века войну с Российской империей, поддерживала и некоторых русских революционеров, желавших поражения ненавистному самодержавию, и финских и польских сепаратистов. Во время Первой мировой войны Османская и Российская империи пытались использовать друг против друга и армянских революционеров, и вождей курдских племен. И Россия, и ее союзники всячески содействовали национальным движениям, ослаблявшим Австро-Венгрию. Самым же успешным проектом использования ресурса национального движения в годы Первой мировой войны стало Арабское восстание, направленное против Османской империи – роль Британии в поддержке этого восстания хорошо известна.

Германия в годы Первой мировой войны работала над различными проектами революционизирования Российской империи. Нередко эту немецкую политику связывают с меморандумом Александра Парвуса, направленным германскому правительству в марте 1915 года. Известно, что германское правительство выделило ему средства для финансирования социалистических организаций в России. Пожалуй, значение деятельности Парвуса существенно преувеличивается. ⁠Реализовывались и иные инициативы, некоторые из них возникли еще до ⁠меморандума Парвуса, они влияли и на ⁠восприятие документа германскими дипломатами и политиками (в германском Политическом архиве Министерства ⁠иностранных ⁠дел меморандум Парвуса содержится лишь в третьем ⁠томе коллекции документов, в хронологической последовательности освещающих «подрывную работу» против России, всего эта коллекция содержит 25 томов, помимо этого еще 24 тома посвящены революционизированию Украины, 20 томов – революционизированию Кавказа, есть и другие коллекции, касающиеся Российской империи).


Объектом немецкой политики революционизирования была не только Россия, Германия поддерживала сепаратистские движения в британских колониях и даже в Ирландии (была попытка создать добровольческую ирландскую бригаду, сражающуюся на стороне рейха, но нашлось лишь пять десятков волонтеров). Особое место в немецких планах занимали попытки поднять восстания мусульман в Британской, Французской и Российской империях.

Хаджи Вильгельм Мухаммад

Император Вильгельм Второй стремился укрепиться в Османской империи и заигрывал с мусульманами, немецкая пропаганда изображала его «защитником ислама». В 1898 году, находясь в Дамаске, кайзер заявил, что «на все времена» будет другом 300 млн мусульман, «которые разбросаны по земле». Собственно и планы вовлечения турок в мировую войну на стороне Германии во многом были связаны с планами политического использования мусульман: военные возможности турок немецкие генералы оценивали не очень высоко, но замысел спровоцировать «джихад» с помощью султана, который был религиозным главой суннитов (халифом), казался очень заманчивым. Османская империя вступила в войну в ноябре 1914 года, и султан объявил «священную войну», призывая всех мусульман мира подняться на борьбу против угнетателей. На церемонии провозглашения «джихада» присутствовало полтора десятка французских военнопленных – тунисцев, марокканцев, алжирцев, которые специально были доставлены в Стамбул немецкими властями. Обращение султана переводилось на разные языки, в том числе на татарский и русский.

Еще 30 июля, до начала Первой мировой войны, кайзер призвал использовать ислам против противников, через несколько дней эту идею поддержал и начальник немецкого Генерального штаба. Создается впечатление, что Берлин относился с большим энтузиазмом к «джихаду», чем сами турки. Некоторые историки описывали впоследствии эту идею как преимущественно немецкий проект. В годы войны противники Германии, в том числе и эксперты-востоковеды, писали, что «джихад» – made in Germany. Среди немецких экспертов – ученых и военных – находились и те, кто изначально считал идею «священной войны» утопичной, но решения принимали не они.

Для турок возникала теологическая проблема: надо было обосновать разницу между хорошими и плохими неверными, – но опыт предшествующих конфликтов, прежде всего союза с Францией и Англией во время Крымской войны, позволял решать эту задачу. Султан не призывал к войне с христианами, не упоминал слово «неверные». Следовало воевать с враждебными неверными, которые борются против ислама, укрепляя союз с дружественными христианами, которые помогают мусульманам.

В то же время немецкие и пронемецкие агенты распространяли слухи о том, что император Вильгельм тайно принял ислам, совершил паломничество в Мекку, его следует именовать Хаджи Вильгельм Мухаммад (подобные слухи были зафиксированы и в России). На Востоке обсуждали и молву о том, что население Германии в массовом порядке принимает ислам.

Идея священной войны влияла и на политику Германии по отношению к пленным. Военнопленные мусульмане именовались «гостями кайзера». Были созданы специальные лагеря. Один из них, Вайнберг, был предназначен для мусульман России, его называли иногда «татарским лагерем», в нем находилась лишь часть русских мусульман, попавших в немецкий плен. Другой лагерь, Хальбсмондлагер (Лагерь Полумесяца), служил местом содержания солдат британской и французских колониальных армий, которые исповедовали ислам. Условия содержания в «национальных» лагерях были лучше по сравнению с другими. В исламских же лагерях подчеркнутое внимание уделялось соблюдению религиозных обрядов. Были возведены мечети, выделялись средства на проведение празднеств.

Немалое значение придавалось и собственно военной пропаганде. Тиражировались фотографии пленных, находящихся в специальных лагерях для мусульман и вступавших добровольцами в турецкую армию. Для пленных издавалась газета «Эль-Джихад», она выпускалась на арабском, турецком, татарском и русском языках.

Исламской революции не случилось

Несмотря на все усилия германских пропагандистов, идея исламской революции не получила особого распространения на территории держав, противостоящих Германии. Правда, специальные службы этих стран с тревогой фиксировали деятельность агентов, распространявших панисламистскую идеологию.

Казалось бы, важное исключение составляет восстание мусульман в Средней Азии в 1916 году. Правительство не доверяло приверженцам ислама, лишь башкиры и татары призывались на военную службу, мусульмане иных этнических групп служили лишь в качестве добровольцев. Огромные людские потери заставили российское правительство прибегнуть к мобилизации новых групп населения, в том числе и мусульман Туркестана – их предполагалось использовать на тыловых работах. Некоторые опытные чиновники, знавшие Туркестан, пытались отменить или по крайней мере ограничить масштаб мобилизации. К их мнению не прислушались. Недостаточно продуманное решение к тому же непрофессионально осуществлялось, невысокая компетентность дополнялась случаями коррупции. В городах состоялись демонстрации «туземного» населения, но еще более опасными для властей были восстания кочевников. Жертвами повстанцев стали представители администрации, телеграфисты, железнодорожники, особенно пострадали поселения русских крестьян и казаков. Противоречия между кочевниками и русскими поселениями из-за земли и воды накапливались годами, мобилизация превратила множество локальных конфликтов в восстание. Погибли тысячи выходцев из европейской России, в том числе женщины и дети. Но жертв среди туземцев было на порядок больше.

Некоторые чиновники и офицеры жандармерии объясняли размах восстания агитацией и подрывными действиями турецких агентов, панисламистов и пантюркистов. Одни отчеты властей сообщали об агитации каких-то «китайских анархистов», а другие сообщали о подрывной деятельности германских и австро-венгерских военнопленных, размещенных в Туркестане. Создается впечатление, что составители подобных отчетов хотели отвлечь внимание начальства от своих собственных промахов. Во всяком случае, некомпетентность российских властей в большей степени способствовала взрыву в Туркестане, чем деятельность иностранных агентов. О слабой вовлеченности германских служб в подготовку этого восстания свидетельствует и тот факт, что немецкая пропаганда удивительно мало использовала событие как информационный повод.

Немецкие планы организации «джихада» в империях противника потерпели провал, да и вербовка «джихадистов» в лагерях военнопленных в Германии не была особенно успешной. В декабре 1916 года Военное министерство Германии приказало прекратить пропаганду «джихада».

via

враг моего врага враг моего врага враг моего врага враг моего врага

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда Ольга Скабеева в своей программе "60 минут" спросила у приехавшего в Россию Скотта Риттера - как ему последние выступления дипломатов США, по сути, приватизировавших победу над фашизмом, американский военный эксперт и ярый сторонник нашей страны ответил несколько неожиданно. Не ...
Здравствуйте уважаемые коллеги. Чуть больше года назад я с коллегой  yury_krugovyh начал публикацию статей проекта " РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ", в рамках которого мы открыли общую дискуссионную платформу по выработке конструктивной программы ...
Вопрос, наверное, незамужным и неженатым друзьям) Понятно, что в идеале знакомства происходят через круги общения и там часто вообще не возникает вопросов, куда позвать и как общаться. А вот если вы знакомитесь без общих компаний - бывают у вас затруднения с тем, куда позвать человека? ...
Интересно смотреть на мир глазами специалиста. Он всегда сможет заметить какие-нибудь детали, которые дилетант пропустит мимо. Например, Тоня - профессионал в дизайне интерьеров, и часто показывает мне какие-нибудь мелочи, которые я бы никогда в жизни не заметил, однако увидев их, они мне ...
Прикол сейчас был.  Вчера лазил по автосайтам, глядел какие цены на авто. Моя чилитра уже подустала. Плюс то говно, которое сыпят на дороги в виде реагентов, радости машине не доставляют. Натурально начала гнить. Если до осени не пересяду в новую машину, считай сделаюсь ...