Вполне себе команчи
matsea — 10.10.2023Я тут решила влиться во всемирную дискусссию на тему, как нам обустроить Израиль.
Для начала, я полностью согласна с утверждением, что земля Израиля принадлежит палестинцам, так же как и Штаты принадлежат индейцам. Это верно в том плане, что в то время, когда началось формирование государств США и Израиль (современный) ни «индейцев» ни «палестинцев» не существовало от слова совсем - и поэтому земля если кому-то и принадлежала, то каким-то мифическим неясным сущностям. И поэтому была в каком-то плане непристроенной.
Сейчас многие из тех, кого мы называем индейцами, возможно тоже себя так назовут - особенно в туристских районах. Во времена колонизации Штатов они никогда бы себя так не назвали. На территории Штатов жили народы сиу, чипева, навахо – и проч. и проч. Племен этих были сотни – как и языков. Название племени почти всегда обозначало «люди» - на соответствующем языке.
У племен не было собственности на землю, но было понятие своей территории. На чужую территорию ты не ходишь – тебя там убьют. На своей тоже могут – но на чужой убьют почти точно.
Земледелием занимались очень мало, так что большая часть территории была пустой – но на ней можно было охотиться. Границы обычно определялись какими-то естественными препятствиями – река там или скалы. Границы постоянно переформатировались в процессе войн, которые велись достаточно перманентно и были частью нормальной жизни. Очередной виток войны мог кончиться двумя способами: либо слабая сторона отваливала подальше, оставляя свои угодья, либо обе стороны уставали. В последнем случае, вожди договаривались о прекращении огня, все выкуривали трубку мира, обменивались подарками – и расходились. Пока не отдохнут.
Когда колонисты стали высаживаться на восточном берегу и занимать участки под земледелие, местные племена, естественно, приходили, чтобы их убить. Но у колонистов были ружья, они защищались, потом договаривались в вождями, предлагали местным всякую полезную хрень – в том числе и ружья – и все довольные расходились. Обе стороны считали, что они договорились. Колонисты считали, что они получили землю в право собственности. Семинолы – или кто они там были - что они получили массу полезных ништяков за обещание не убивать колонистов в течение какого-то времени - неопределенного.
И так продолжалось пару-тройку веков. Колонистов становилось все больше. Зато у местных племен появлялись ружья и лошадки. В процессе образования мустангов местная иерархия племен сильно менялась – и в лидеры выходили те, кто лучше всех освоил лошадок – к примеру команчи.
К 19му веку команчи занимали огромнейшую территорию, на которую не то что бы кто-то сильно покушался. До этого никакой такой территории они не занимали – до появления мустангов их чморили все соседние племена – и они сидели тихонько где-то на плоскогорьях. В Вашингтоне их считали брагородными дикарями – и признавали их право скакать по прериям.
Ну и вот, самый конец 19го века, поселение в Техасе. Ночь, полнолуние. Вдруг вопли – кого-то режут. Это прискакали команчи, перебили пол-деревни, женщин и детей увели в плен, лошадей угнали. Местные рэнджеры повылезали из постелей и стреляют вслед – но лошадей нету.
Это кой-чего напоминает – не?
Наутро рэнджеры добудут лошадей и куда-то поскачут, возможно даже встретят и убют каких-то индейцев – не факт, что команчей. Возможно это будут кайова, которые иногда ходят в рейды с команчами. Возможно это вообще будут враги команчей – врагов команчам не занимать.
Два племени могут иногда объединиться, но редко – для начала, они говорят на разных языках. Да и вообще, это не слишком кошерно. Больше двух – практически никогда.
В общем, рэнджеры вернутся домой. Мэр напишет губернатору, губернатор напишет в Вашингтон. Возможно, губернатор пришлет вооруженный отряд, но не факт – остатки конфедератов уже и чихнуть боятся. А Вашингтон призовет к мирному разрешению конфликта. И так раз за разом.
Но команчам тоже сложно. Территория их потихоньку уменьшается – а им надо много, поскольку живут они охотой. Кроме того, бледнолицие тоже охотятся, причем весьма интенсивно – так что мяса все меньше. Не есть же родных лошадок. Так что вождь полукровка, окончивший универ, тоже напишет жалобу в Вошингтон.
К команчам приезжают товарищи из Вашингтона и настойчиво зовут их в резервации. Зимой команчи идут в резервацию, поскольку жрать нечего. Там уже сидят все другие племена – и начинается потасовска. Их пытаются успокоить и учат земледелию. Выдают семена и племенной скот. Они просят ружья для охоты. Им дают. К весне они сожрали весь скот и семена – взяли ружья и поехали в рейд. Скальпы, женщины, дети - все как всегда. Вернулись с награбленным в резервацию. В резервации они в «домике», их защищает закон. Каждый, кто хочет их оттуда вытащить, должен сперва доказать, что это именно они совершили рейд. А не другие какие-то команчи.
И так год за годом.
В общем, позитив состоит в том, что проблема решилась. В резервациях все мирно. Отчасти это происходит потому, что они там регулярно получают федеральное бабло. Это дешевле, чем с ними воевать. Большую часть бабла коммуниздят вожди, но населению кой-чего тоже перепадает. Вожди регулярно садятся в федеральные тюрьмы – поэтому воруют не всё. Кроме того, из резервации можно в любой момент уйти и чем-нибудь заняться – образование, допустим, получить – или там на бензоколонке подработать. Многие так и делают. Но большинство сидит ровно и ведет свой индейский образ жизни.
Ну как, индейский. Огородик. Коза-корова. Пластмассовый бисер сделанный в Китае. Хотя бирюза с серебром тоже пока присутствуют. А также орлиные перья. Особой популярностью пользуются немецкие швейные машинки зингер с ручным приводом. Они были завезены когда-то миссионерами и стали частью индейской культуры. Теперь это скрепы.
Ну, а негатив состоит в том, что приручение-укрощение этих строптивых заняло пару-тройку поколений. Не знаю, можно ли быстрее или как-то по другому.
|
</> |