Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

топ 100 блогов okkomovies08.12.2022

Если кому однозначно и мог прийтись по духу 2022 год, так это любителям хорроров: возвращение мастеров, множество ребутов кровавой классики, неожиданные сюрпризы из инди-сектора и знаковые дебюты. Рассказываем о 10 самых необычных, ярких, страшных и причудливых фильмах ужасов уходящего года.

Кадр из фильма «Наблюдающий», реж. Хлоя Окуно
Кадр из фильма «Наблюдающий», реж. Хлоя Окуно

X

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Инди-режиссер и маститый стилизатор Тай Уэст внезапно вышел из уютного андеграунда и в 2022 году стал звездой хорроров. Вслед за слэшером о резне на съемках порно «X» вышел приквел истории «Пэрл». Впереди конец трилогии, но уже сейчас фильмы не хочется разлучать в итогах, пусть «Х» и остается флагманом вычурного действа.

Уэст вернулся в 70-е и окунул руки по локоть в жанровую кровь Тоуба Хупера («Техасская резня бензопилой»), чтобы в очередной раз проговорить, что у хорроров и фильмов для взрослых общая генетика и за родственную связь низких жанров никому не должно быть стыдно. Мастеров эротического жанра ждет беда в арендованном сарае: старики-фермеры неласково встретили гостей. Не стоило порнографистам приезжать на чужую землю, да еще шуметь и вести себя неприлично. Старички не так уж безобидны. «Х» — упоительное признание в любви и хоррорам, и кинематографистам, и артистам, а вместе с тем чистейший образец жанра. Нюансы индустрии и тяги к славе достались «Пэрл» вместе с могучим монологом Мии Гот, а классические залпы бронебойного слэшера остались в координатах «X» (вместе с Дженной Ортегой, Кидом Кади и Бриттани Сноу и той же Гот).

Род мужской

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

«Род мужской» — пожалуй, не лучший и не худший, а один из самых резонансных фильмов года. Кто-то упоительно обвиняет Алекса Гарленда в дидактичности и вторичности, кто-то восторгается причудливым киноязыком и смелостью высказывания. Правы и те и другие, но лишь наполовину. «Род мужской» — шкатулка с секретом, в которой не одно, не два, а три или четыре дна.

Молодая женщина (Джесси Бакли), переживая утрату супруга, снимает на выходные небольшую усадьбу в глуши, чтобы остаться наконец наедине со своими (порой страшными) мыслями и тягучим горем, но спокойствие Харпер только снится. Режиссер «Аннигиляции» и «Из машины» пускает в ход библейское Писание и голых мужчин на заднем дворе, чтобы в тревожно-ироничной манере порассуждать об историческом месте женщины и вечной оптике мужского рода. Временами получается смешно, временами чертовски страшно, всегда возмутительно красиво, а главное — памятно. «Род мужской» — один из тех фильмов, которые, увидев однажды, сложно выбросить из головы, как и полные боли и надежды глаза исполнительницы главной роли Джесси Бакли.

Смотреть в Okko

Черный телефон

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Скотта Дерриксона все искренне полюбили и за «Синистера», и за «Доктора Стрэнджа», а потому пауза длиной в пять лет казалось до обидного затянутой. Но долгое ожидание не испортило впечатления от новой картины. «Черный телефон» — очередная экскурсия во времена буйства поп-культуры: конец 70-х, пригород, дети на велосипедах и игровые автоматы за углом. На экране оживает одноименная повесть Джо Хилла, но предсказуемость обманчива: вместо ностальгии по эпохе — нарывы десятилетия, вместо рисковых приключений — болезненная опасность. Вокруг пропадают дети, и те мальчишки, которых уже не найдут, звонят пойманному маньяком (Итан Хоук) товарищу Финни (Мэйсон Темз), пытаясь помочь бедолаге спастись.

В «Черном телефоне» больше печального и трагичного, чем жанрово страшного: за каждой мистической детективной тайной стоят трагедия семьи и жертвы, которым не дали последнего слова.

Сверхъестественное. Знаки

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

У фильма «Сверхъестественное. Знаки» самый сильный дисбаланс в оценке зрителей и критиков: там, где пресса в нескрываемом восторге, зрители разводят руками. Впрочем, есть место ложным ожиданиям: Аарон Мурхед и Джастин Бенсон — режиссеры рукотворного кино, которые начинали снимать сай-фай на заднем дворе с друзьями и после работы на Marvel («Лунный рыцарь») вернулись к родному формату, в котором достигли недостижимого мастерства.

В крохотной квартирке не самого лучшего района Лос-Анджелеса соседи находят неизведанное — летающую пепельницу! Молодые люди решают за счет аномалии разбогатеть и снять фильм об удивительном открытии. Something in the Dirt (именно так называется фильм в оригинале и творчество лоботрясов в кадре) — ироничное и трогательное размышление о том, почему люди так хотят верить в сверхъестественное рядом, даже если контакт не всегда случается удачно. Бенсон и Мурхед вновь сделали картину своими руками и сыграли главные роли — получилась неподдельная жанровая радость, у которой нет аналогов.

Наблюдающий

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Шествие многих необычных и потенциально хитовых хорроров начинается с фестиваля независимого кино «Сандэнс». В последние годы программа была богата на сильные женские дебюты в жанре, три из них попали к нам в подборку: «Свежатинка», «Скрежет» и «Наблюдающий» — начнем с последнего. Тревожный триллер Хлои Окуно разыгрывает вроде бы бытовую ситуацию. Пара переезжает в Бухарест, и на новом месте Джулии (Майка Монро) кажется, что ее преследует сосед: то безмолвно пялится из окна напротив, то бродит по пятам в супермаркете. Близкие, полицейские и зрители в замешательстве — девушке привиделось, или опасность действительно есть?

«Наблюдающий» до последнего кадра не сбавит напряжение и не раскроет карт. Майка Монро, привычная к кошмарам, делает тревогу осязаемой, а геометрию улиц Бухареста — отторгающей. Окуно сняла то ли фильм-паранойю, то ли фильм-интуицию: как бы то ни было, оторваться от экрана невозможно.

Свежатинка

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Следующий сувенир с «Сандэнса» — сатирический хоррор Мими Кейв. «Свежатинка» прорывает плотину привычных ужастиков необузданным нравом: кровь, телесность, жанровая акробатика, поп-хиты и знакомые аккорды ромкомов. Кино вышло в равной степени хулиганским и осознанным: бодрым языком с шутками-прибаутками Кейв рассуждает об эксплуатации женского тела настолько буквально, насколько может (остальное — спойлер).

Ноа (любимица поколения Дэйзи Эдгар-Джонс) после череды утомительных провалов в дейтинг-приложениях встречает мужчину мечты Стива (Себастиан Стэн) в супермаркете. Жанр подскажет, что стремительный роман завершится смертельной опасностью, а пока время коктейлей и непринужденных шуток. «Свежатинка» — бешеное импульсивное действие и брак феминистского дискурса и жанра по любви (или даже дикой страсти). Дебют Мими Кейв с легкостью можно посоветовать и тем, кто хорроры не очень-то и любит. Впрочем, перед просмотром лучше ничего не есть.

Скрежет

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Из занесенного снегом штата Юта до наших кинотеатров успел доехать «Скрежет» — третий дебютный фильм в списке. Ханна Бергхольм обратилась к скандинавской классике каталога IKEA и нарисовала на экране внешне идеальную, но глубоко несчастную и дисфункциональную семью. Наиболее печальной и отрешенной родственницей выглядит девочка Тинья (Сиири Солалинна) — пятно на цветочной скатерти и грязь на пастельном ковре. Мама-блогерша (София Хейккиля) готова бесконечно гордиться успехами дочки-гимнастки, но предпочитает не замечать и игнорировать неудачи чада. В одиночестве и зарождающемся протесте Тинья находит нового друга в лесу — птенца, которого можно спрятать под кроватью. Постепенно чудо в перьях превращается в кого-то вроде доппельгангера Тиньи.

Бергхольм рассказывает историю взросления на языке телесности, ладно вплетая в темп слоубёрнера аниматроника родом из ужастиков 80-х. «Скрежет» — кино эстетическое выверенное, но кое-где сбивчивое. Берем ленту в главные успехи авансом.

Смотреть в Okko

Паранормальные

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

С Каннского фестиваля — 2021 «Паранормальные» добирались до нас довольно долго и в череде ярких перезапусков и режиссерских возвращений остались где-то за периметром зрительского внимания. А зря! Фильм сценариста и режиссера Эскиля Вогта — один из самых необычных представителей вроде бы уже привычного жанра: баллады о детях со сверхспособностями.

Убрав лоск и гротескность комиксов, режиссер с психологической точки зрения раскручивает неограниченные возможности у несовершеннолетних и абсолютную безнаказанность. Ида (Ракель Ленора Флоттум) и Анна (Алва Бринсмо Рамстад) переезжают в новый дом и новый двор, а там ждут новые друзья — отшельники и неудачники, которые могут больше других. «Паранормальные» застыли где-то на пересечении скандинавских триллеров и романов взросления Стивена Кинга. Кино, несмотря на фантастический зачин, вышло болезненно реалистичным и заземленным: последовательное изобретение жестокости там, где должна была жить любовь.

Смотреть в Okko

Варвар

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

Едва ли к концу 2022 года остались люди, которые не слышали о «Варваре». Инди-хоррор комедиографа Зака Креггера в один момент стал событием: домашний прокат порвал кассу, а сеть заполнили бесконечные обсуждения твистов. Все сошлись в одном: если ленту вы еще не видели, то лучшим подарком будет не читать синопсиса и не смотреть трейлера (а на всякий случай и лишних кадров). Постараемся похвалить фильм без лишних спойлеров.

«Варвар» ловко заигрывает с жанровыми ожиданиями. Дано: девушка (Джорджина Кэмпбелл) приезжает в забронированную на Airbnb квартиру, а вместо ключа под ковром находит другого постояльца (Билл Скарсгард). Дальше события будут развиваться по непредсказуемому маршруту, периодически выделывая сумасшедшие сценарные кульбиты. В багаже: реверансы Альфреду Хичкоку, подмигивания Уэсу Крэйвену и Джастин Лонг в одной из самых ярких ролей фильмографии. «Варвар» — лучший хоррор, чтобы истошно кричать на экран и обсуждать увиденное с друзьями, мамами и бывшими — проще говоря, со всеми, до кого удастся доораться.

Нет

Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022

С оговорками «Нет» можно назвать самым противоречивым и неоднозначно понятым фильмом Джордана Пила. Любимец публики XXI века заявил себя хоррор-сатириком: социальное неравенство и расизм режиссер препарировал бескомпромиссным языком триллеров. В «Нет» Джордан Пил зашел на почву научной фантастики, где немного утратил центр притяжения, но удержал общий пульс.

Над ранчо неспокойно: то и дело в воздухе зависает странный опознанный и не очень летающий объект. Голливуд рядом, и хозяева лошадей-артистов решают не отставать от индустрии и заснять таинственное существо. Одна беда: НЛО выводит технику из строя. Ядовитое жало «Нет» целится в кинематограф и жажду зрелищности, но не выводит единой мысли, а предлагает несколько пассажей (кажется, пленка сильнее цифры, но это не точно). Если отойти от посылов на три шага назад, то можно увидеть энергичный сай-фай с прекрасным Дэниэлом Калуей, который сторонится беды, и бесстрашной Кеке Палмер, которой всё нипочем. Событием в этом году картина Пила точно стала: осталось понять, как фильм пройдет проверку временем.


Текст: Настасья Горбачевская

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Казанский собор Санкт-Петербурга доставили мощи Иоанна Крестителя . Из Иерусалима. Привезли в тот самый момент, когда в мире уже более 120 тыс человек заразились коронавирусом, почти пять тысяч умерли, страны одна за другой закрывают границы, объявляя карантин, авиакомпании отменяют ...
Это спутниковый снимок местности, где позавчера была попытка украинской ДРГ проникнуть на территорию России.  Зеленый овал с цифрой «1», это территория ихтиостанции. ...
Я не понимаю, с какой целью оппоненты взялись отрицать очевидное: что животные тоже трудятся. (Опуская даже тот факт, что и человек причисляется в число таковых.) Ну ок, даже если допустить, что во времена Маркса можно было отнестись к труду, как к некой особой человеческой деятельности; ...
http://www.dailymail.co.uk/debate/article-2024284/UK-riots-2011-Liberal-dogma-spawned-generation-brutalised-youths.html They respond only to instinctive animal impulses — to eat and drink, have sex, seize or destroy the accessible property of others. Their behaviour on the streets resembled that of the polar bear which attacked a Norwegian tourist camp last week. They were doing what came naturally and, unlike the bear, no one even shot ...
  Как всем известно, из новостей, Россия куда-то собирается сейчас вторгаться. И из окна на моей работе весь «флот вторжения» очень хорошо видно. Такое, даже я, человек выросший в Севастополе и с детства насмотревшийся на боевые корабли, видел не часто. У нас на внешнем рейде ...