Возрождение судоходной Оки: Кузьминский гидроузел
podmoskva — 04.06.2017 Ох, до чего же я падка на все сложное, не очень порой до конца понятное, мощное и огромное. Меня легко увлечь и заворожить горой железа и бетона, сложными конструкциями и необъяснимыми явлениями. А уж если добавить сюда много-много воды, реку-красавицу и белый теплоход, то считай пропала. К чему я это? Да к тому, что в недавнем моем круизе снова поразилась шлюзованию и гигантской мощи, сотворенной руками человека. Под катом рассказ о прохождении нового Кузьминского шлюза на Оке, который введен в эксплуатацию взамен аварийного старого всего два года назад.2. Кузьминский гидроузел на Оке служит для поддержания и регулирования уровня воды в реке на участке в верх по течению реки до Белоомута в целях обеспечения судоходства, а также для удовлетворения потребностей водопользователей.
3. Находится он между Константиново и Рязанью, наш путь на "Образцове" во время круиза как раз проходил через него. Про Константиново я уже подробно писала чуть раньше здесь, а вот про Рязань лишь парой слов пока обмолвилась.
4. Это сооружение относительно новое, было построено и запущено взамен старого аварийного всего два года назад.
5. В составе Кузьминского гидроузла гравитационная водосбросная плотина с четырьмя водосбросами, судоходный однокамерный шлюз и большой административно-хозяйственный комплекс на берегу.
6. Старый гидроузел Кузьминск был построен более ста лет назад в 1914 году и его уже благополучно демонтировали.
7. Вместе с Белоомутским входит в состав Москворецко-Окской шлюзованной системы, являясь одним из главных водно-транспортных объектов на Оке. На очереди реконструкция гидроузла Белоомут, работы уже начаты и идут очень активно.
8. Да, не балует нас погода в последнее время. За те минуты, что мы шлюз проходили, небо успело раз пять сменить цвет с голубого на черный и почти столько же раз обливало нас дождем.
9. До постройки этого гидроузла бывали ситуации, что из-за обветшания плотины существенно снижался подпорный уровень воды. Вплоть до минимально допустимого значения, что сильно осложняло судоходство, делая его порой практически невозможным.
10. Именно с проходом этого места на Оке были связаны основные проблемы речных путешествий. За более столетнюю жизнь старая плотина просто изжила себя физически.
11. Да и само место не очень благоприятно - тут присутствуют напорные грунтовые воды, разнородный грунт и оползневая активность. Я не знаток этих особенностей, но в описаниях старого Кузьминского шлюза на профильных сайтах часто об этом упоминается.
12. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, уровни воды успешно регулируются и ожидается развитие судоходства на Оке, в том числе и туристического. Возродится судоходная наша красавица! Ну, достаточно умных слов, давайте просто посмотрим, как проходят шлюз теплоходы.
13. В прошлом году эта тема меня очень впечатлила. Я даже репортаж большой про шлюзы публиковала под названием "Шлюзы, рым и теплоход". Пройдите по этой ссылке, прочтите, там и правда интересно.
14. Водяное царство бетона и стали, заботливо огороженное мягкими стенками. Сам судоходный шлюз, как я уже говорила, однокамерный. Его размер 17х290 метров.
15. Новейшие опускные ворота облюбовали местные птички.
16. Мы пока в ожидании...
17. Стоим, любуемся Окой и мощью, созданной человеком.
18. Уровень воды тем временем снижен до нужной отметки, ворота опускаются.
19. А наш теплоход готовится выходить из камеры.
20. Свобода!
21. Выходим и продолжаем наше окское путешествие.
22. Успеваю оббежать и посмотреть вслед тому, что осталось позади.
23. Вода, вода, кругом вода.
24. А впереди снова простор Оки-красавицы.
25. Прекрасно.
26. До скорой встречи!
Ну и, конечно, ничего этого я бы не увидела без дружбы круизной компании "Мостурфлот" и сообщества блогеров travel_russia. За что им огромное спасибо!
|
</> |