рейтинг блогов

Возразить Карлу Марксу

топ 100 блогов siberian_laykee23.12.2021

Или анализ финансовой устойчивости своими руками.

Возразить Карлу Марксу

На картинке изображены представители малого бизнеса, изучающие Conceptual Framework for Financial Reporting

Многолетними усилиями тысяч преподавателей Марксизма — Ленинизма чеканная формула Т — Д — Т+ усвоена большей частью соотечественников. Ее простота и наглядность в сочетании со слоганом «Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно» оказала токсическое воздействие на мозг тысячам советских людей. 

Обычно это выглядит так. Бывшие инженеры Петров и Боширов открывают торговый дом. Первая неделя вроде соответствует: были деньги — закупили товар. Но уже после пары месяцев торговли (а производство это на порядок сложнее) мы имеем:  деньги в кассе, остаток на расчетном счете,  кредит от банка, рассрочку от поставщика, задолженность клиентов, складские остатки, некоторое количество неликвидов под списание, пара штрафов и надвигающийся платеж за аренду склада. Причём, если просуммировать товар и обязательства, то вроде всё сходится, но почему-то денег категорически не хватает. А третьего дня Боширову, когда он ехал на работу, перебежала дорогу черная кошка, и совершая манёвр уклонения джипом он попал на бабки.  Из кассы товарищу выдали деньги, предназначавшиеся на закупку товара под частично уже предоплаченную поставку, но поставщик внезапно уперся и отказался поставлять  без оплаты, хотя вроде до этого договаривались. А тут уже и платеж по аренде подошел.  В общем, вроде всё по Марксу, вот только денег почему-то нет. 

Кто виноват — понятно. Что делать?

Шаг 1 «Задуматься о ЕБИТДе».

В реалиях малого бизнеса это означает три довольно простых действия.  

а) Методом неполной себестоимости нужно определить сумму, которую необходимо заработать в месяц. 

б) Приказом установить неснижаемый минимум торговой наценки. Продавцы, особенно начинающие, любят раздавать скидки, чтобы показать объем продаж. Подобные ограничения позволят осознанно планировать получаемую прибыль и избежать модной у Стартапов — Единорогов стратегии роста продаж сбытом  1 рубля за 80 копеек.

в) Разделив одно на другое определить плановое задание для продавцов, меньше которого продавать нельзя. Умри, но план сделай.  То есть, или план — или сеппуку на улицу. 

Шаг 2 «Ускоренье (важный фактор, но не выдержал реактор)»

Скорость оборота — один из ключевых показателей для торговли, да и не только. Всё требует времени, а время — деньги, иногда в прямом смысле слова. Этот процесс нужно контролировать, но достаточно сложно в практической работе. Два самых крупных пожирателя времени — складские остатки и дебиторская задолженность. 

Идеально, конечно, вести бизнес методом дропшиппинга по предоплате. Правда, почему-то количество сограждан, не знающих о существовании Алиэкспресса  крайне мало. А количество желающих отправить 100% предоплату под обещание поставить товар «как на картинке» в предыдущей группе равно нулю.  Поэтому рассмотрим более традиционную схему.

Объем продаж у малых фирм, как показывает практика, вещь довольно стабильная (учитывая сезонность). Поэтому в управленческом учете выделяем объем складских остатков и объем дебиторской задолженности.  Эти суммы нужно достаточно жестко контролировать и не допускать их необоснованного роста. К идеям «а давайте мы закупим ХХХ спиннеров» нужно относиться со здравым скепсисом.

Последние события показали, что идеи JIT и LEAN работают только в условиях отсутствия пандемии и прочих напастей.  Поэтому совсем уменьшить эти показатели не получится, но они должны соотноситься с показателями продаж вполне определенным образом. 

Шаг 3. Оценить стоимость кредита.

Источники (пассивы, говоря бухгалтерским языком) средств для деятельности компании имеют разную стоимость.  Кредитная нагрузка в наших реалиях, может съедать существенную часть прибыли, поэтому тут также необходим учет, разумная достаточность и заблаговременная озабоченность их получением. 

В малом бизнесе с кредитом всё  вообще очень сложно, но об этом в следующий раз. Главное необходимо помнить, что товар лежит на складе, а проценты за кредит идут. Поэтому иногда распродажа при кажущейся убыточности может быть весьма разумным решением.

Итак:  в управленческом учете выделяем объем кредитных средств и стоимость обслуживания долга. 

Шаг 4.  И теперь сводим всё в табличку.

Сверху вниз, прямо как сказано в писании:

  1. Выручка (объем продаж) за месяц      
  2. Дебиторская задолженность  
  3. Товары на складе
  4. Долги поставщикам и банкам и отдельно стоимость обслуживания долга

По каждой позиции пишем данные за месяц и в скобках изменение в сравнении с предыдущим месяцем.  Если повторять эту несложную процедуру каждый месяц, то через некоторое время вы опытным путем увидите, что соотношения между строками имеют определенную пропорцию. 

Ключевым показателем, безусловно, является объем продаж. Как говорят американцы no replacement for displacement, и если нет продаж, то «кина не будет». А вот обеспечивать объем продаж можно по разному, и чтобы не допустить выхода показателей «в красную зону»  пригодится колхозный метод, изложенный выше.  Разумеется, нет предела совершенству, и открыв мануалы IFRS можно найти достаточное количество остроумных методик анализа финансовой устойчивости. Но нужна ли нашему стартапу подобная красота — вопрос интересный.

И последнее, но не по значению, как говорил герой одного мульфильма. Как не будучи допущенным на капитанский мостик оценить финансовую устойчивость компании, в которой ты трудишься скромным менеджером среднего звена? Сразу скажу, что это непросто. Обычно ранний тревожный признак — задержки с закупками ассортимента вне «высокого сезона».  Как правило это связано с нехваткой оборотных средств. Если внятно артикулированной причины руководство не озвучивает — скорее всего у нас проблемы. Второй типичный признак — приобретение руководством нового джипа или ремонт офиса на фоне падения продаж. Поскольку если внимательно посмотреть на табличку то становится понятно, что падение оборотов и уменьшение склада приводят к увеличению количества денег на расчетном счете.  Если вместо захвата новых рынков и закупки ассортиментных позиций начинается ремонт — это косвенно  говорит о кризисе идеологии у руководства.

Но обычно революция всегда начинается вдруг. Фирма достаточно долго может болтаться «в красной зоне», постепенно накапливая неликвиды на складе, прокисшую дебиторку и явно избыточные кредитные обязательства. В этой ситуации достаточно незначительного стресса, чтобы ситуация вошла в режим лавинообразного ухудшения.  Но тут уже спасайся кто может. В утешение можно сказать, что менеджер среднего звена рискует месячной зарплатой и годовым бонусом. В отличие от собственников, для которых в сегодняшних условиях всё может закончиться субсидиарной ответственностью.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Неизвестно Блиать, что за несправедливость? Вы типичная фудзеси, не умеющая рисовать, пишущая о всякой бытовщине, эксплуатирующая интересы толпы дабы сохранять свою популярность, с такой внешностью вы ещё ...
Еще немного истории медицины. Высыпания при многих кожных болезнях на коже рвсполагаются не хаотично, а ориентированы относительно неких, невидимых до того на здоровой коже, линий. О том как они были описаны впервые с дерматологического сайта: Альфред Альфред Блашко родился в 1858 ...
https://flackelf.livejournal.com/1607539.html 2. Лариса Шеслер о наших беженцах-политэмигрантах. "Россия – очень нелегкая страна для политэмигрантов и просто для беженцев. Здесь нет пособий для беженцев, каких-то льгот, социального жилья и прочих плюшек, которыми отличаются Германия, ...
Хорошее чтиво ...
    Хочу рассказать истории двух реально существующих молодых женщин, в чем-то очень похожих, а в чем-то очень разных. Они- ровесницы, обеим 30, умницы и красавицы и даже зовут  одинково.       Первая Анна осталась одна, когда училась в университете - мама повторно вышла замуж и переех ...