Возможные проекты реконструкции Лубянской площади

Так, на месте современного «Детского мира» мог оказаться крупнейший вокзал, а к нему под площадью поезда попадали бы по туннелям.
В 1922-1923 гг. архитектор Владимир Кринский предложил экспериментальный проект небоскрёба ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства).

В.Ф.Кринский
Здание могло бы вознестись у самого начала Мясницкой. Это один из всемирно известных проектов, который стал едва ли не символом советского авангарда.

Проект здания ВСНХ. 1922-1923 гг. Арх. В. Ф. Кринский
Задолго до появления МЦД, ещё в 1930-х гг., рассматривалась идея создания Курско-Октябрьского диаметра – главной железнодорожной магистрали столицы. Но в центральной части, между Останкинским и Пролетарским вокзалами (современные платформы «Останкино» и «Новохохловская») от магистрали отделялась ветвь, которая поднимаясь на эстакады и уходя в тоннели, должна была пройти через центр города. Одной из главных станций этой ветви должна была стать станция под Лубянской площадью.

Проект создания "Новой площади Дзержинского" из собрания Государственного музея обороны Москвы
(ГМОМ 1047/78)
Градостроительные проекты реконструкции предполагали изменение и схемы движения, и самой конфигурации площади, например, развитие вглубь Мясницкой.
Не смотря на удивительные проекты, в середине 1930-х гг. площадь начинает превращаться в более привычную нам «Лубянку». Строится метро, появляется здание с вестибюлем со знаменитыми арками по проекту Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко. Арки должны были быть фланкированы скульптурами, в 1939 г. одна из скульптур даже была установлена. А в центре площади формируется цветник. Мало кто знает, но автором цветника является как раз Владимир Кринский. Правда, в проекте это цветник вокруг фонтана.
В послевоенные годы начинается реконструкция здания, за которым в итоге закрепится «здание КГБ / ФСБ». Конечно, А. В. Щусев и его мастерская не могли просто заниматься реконструкцией здания. Ревизии подверглась вся площадь и прилегающие постройки, даже кварталы. В этих проектах уже видна идея сноса квартала со стороны Политехнического музея, и, симметрично, снос квартала со стороны Пушечной улицы (современный «Детский мир»). В собрании Музея архитектуры им. А. В. Щусева сохранились эскизные проекты площади, поиски её геометрии. Многие из этих графических листов оцифрованы и их можно посмотреть на замечательном сайте goskatalog.ru

Проект реконструкции площади Дзержинского. Вариант. Архитектурная мастерская А. В. Щусева. 1944-1947. Из собрания ГНИМА им А. В. Щусева
В ряде эскизов видно, что рассматривались варианты создания крестовой композиции цветника. В этих же проектах появляется идея некоторого вертикального объекта, фиксирующего композиционный центр площади. На эскизах можно проследить идею установки триумфальной колонны, подобной знаменитому сооружению на Дворцовой площади.

Генеральный план "Детского мира" и площади Дзержинского. начало 1950-х гг.Арх. А. Н. Душкин. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева
В начале 1950-х «на арену» площади Дзержинского выходит А. Н. Душкин. Его постройка – здание Детского магазина. Но, как и Щусев, его бригада работает также и с площадью. Как и во многих проектах Щусева, Душкин не собирается сносить здание со стороны Политехнического музея. Нет. Но он предлагает его реконструкцию, в результате которой обновлённый фасад здания отвечал бы фасаду Детского мира, симметрично замыкая композицию площади с юго-востока. Вместе с тем, в проектах Душкина в центре площади сохраняется лаконичный круглый цветник.
На иллюстрации отчётливо виден план здания со стороны Политехнического музея. Душкин предлагает обустройство портика, симметричного "Детскому миру".
В 1957 г. открыт «Детский мир», в 1958 г. установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому.
И только во второй половине 1960-х гг. сносят квартал между Новой площадью и Лубянским проездом (в то время проезд Серова, назван в честь А. К. Серова – советского военного лётчика), площадь обретает более-менее знакомый вид. Как замечает в своей статье 1968 г. архитектор Павел Штеллер, в результате реконструкции в систему площади включено здание Политехнического музея.

Конкурсный проект структуры Москвы. 1967. Молодёжная бригада Моспроекта-2. руководитель В. Калинин.
Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3
во второй половине 1960-х гг. в архитектурной периодике большое внимание уделялось и более реальному, как тогда казалось, проекту – новой московской магистрали – Новокировскому проспекту (его фрагмент – современный проспект Сахарова). Любопытно, что это внимание едва ли не превосходило интерес к Новому Арбату. Руководил авторским коллективом П. П. Штеллер. Рассматривались самые разные концепции проспекта, понятно было одно – это должна быть улица совершенно нового масштаба и выдержанная в совершенно новом архитектурном языке.

Проект Новокировского проспекта. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.

Проект Новокировского проспекта и организации движения на площади Дзержинского. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6. Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Разнились и варианты начала проспекта: например, в некоторых проектах от самой Лубянской площади. Другие архитекторы предлагали вести проспект буквально от Кремля, и тогда Лубянка становилась первым крупным узлом магистралей. В это время организация транспортного, автомобильного движения в многоуровневых пересечениях считалась самой прогрессивной. «Развязка» воспринималась едва ли не как символ современной организации городов, становящихся местом движения множественных потоков в многоуровневом пространстве. Неудивительно, что в одном из проектов на месте Лубянской площади появляется прекрасно нам знакомая клеверная развязка. Конечно, сейчас такой проект покажется варварским. В то время он воспринимался подобно открыткам из начала века – утверждение Лубянской площади как центра нового города, устремлённого в будущее.

Новокировский проспект. 1967-1968. Проект Мастерской №11 Моспроекта-2.
Арх. Л. Н. Павлов
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6
Так как проекты были градостроительными, то архитектурные решения в них условны. В макетах рассматриваются варианты сопряжения проспекта, Мяскницкой и площади. И архитектурной компоновки этого сопряжения. Памятник при этом в некоторых вариантах смещается ближе к Политехническому музею, вставая в новом геометрическом центре площади и в створе проспекта; в случае с клевером он сдвинут ближе к зданию КГБ/ФСБ, а в некоторых проектах он и вовсе отсутствует.
Один из неожиданных проектов этого смотра представлен мастерской Б. И. Тхора. С одной стороны, проект радикален – в нём предусмотрено обустройство автомобильного тоннеля под площадью, с другой – в этом проекте предлагалось сохранить многие объекты исторической застройки и даже восстановить Китайгородскую стену.

Новокировский проспект. 1967-1968.
Проект Мастерской №12 Моспроекта-2. Арх. Б. И. Тхор.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6
В ряде проектов предполагалась организация крупного общественного центра «за» Лубянской площадью, который в силу своего архитектурно-композиционного решения становился бы и доминантой площади. Самые выразительные (но и разрушительные для городского силуэта) идеи были связаны со строительством высотного комплекса условно на месте пересечения Мясницкой и Большого Златоустьинского переулка.

Вид на площадь Дзержинского.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Таким амфитеатром, с партером, зданием КГБ и небоскрёбом площадь и предстала на иллюстрации в советском журнале «Строительство и архитектура Москвы». Панорама площади открывается в створе единого пространства Театрального проезда и Никольской улицы (проспект Маркса и ул. 25 октября), её горизонтали поддерживают здание КГБ/ФАСБ и новые здания по Лубянскому проезду (проезд Серова), а её вертикальную динамику фиксируют памятник Дзержинскому и словно «двоящийся» в стремлении вверх небоскрёб.
Источник Материалы периодических изданий:
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 11.
Строительство и архитектура Москвы. - 1968. - № 6.
Строительство и архитектура Москвы. - 1967. - № 3.
Строительство Москвы. - 1933. - № 9.
а также открытых интернет источников.