возлюбить
kmartynov — 18.08.2010 В основе христианской этики лежит глубоко нарциссический мотив. Евангелие предлагает возлюбить ближнего как самого себя. Любовь к самому себе считается данностью, с которой нужно смириться, чтобы на ее основе возвести храм добродетели, открытый миру и другим людям. В общем, это и не удивительно, если считать, что каждый человек носитель бессмертной души, искры божьей, личность и так далее. Но эта этика, белый плащ отшельника, вывернутый своей изнанкой наружу, предстает в виде кучи копощащихся червей, гнильцой, смертью. Если и любить вот этого человека, то не больше, чем себя, не сверх меры. Если идти навстречу, то лишь глубже спускаясь в себя. Если дарить, то в ожидании ответного дара.У Эпиктета есть мотив ненависти к себе. Христианство и стоицизм часто сближают, но это не верно. Хотя в развитых мистико-философских ответвлениях христианства есть концепция внутренней аскезы, самоограничения не в смысле физических удовольствий, но в смысле практики перманентного критического осмысления самости, стоики совсем другие. Им вообще не известен принцип ауто-любви. Точнее, они не считают его желательным, неизбежным злом или данностью. Любовь к себе не только не выступает посредником для любви к миру, но и не используется приватно. Есть строгий запрет на то, чтобы любить себя. Себя нужно ненавидеть. Ты не дорогой гость, которого в доме нужно класть на мягкую постель, кормить лучшей едой. Ты враг, которого нужно преследовать и уничтожать.
Все это нытье, пассивность, равнодушие, зависть, злобу.
И человек - это то, что должно преодолеть. Лишь поэтому, конечно.
Разумеется, христианская диалектика, так похожая в этом отношении на марксисткую или фрейдистскую, легко возвращается в новых чистых одеждах. Ведь Христос хотел любить своих врагов. Возлюби ближнего своего как своего врага.