Воздушные засады или АЗ на страже неба Москвы.
Андрей Лебедев — 14.08.2011
Одной из устоявшихся картин связанных с Великой Отечественной
войной которая запомнились советскому поколению с самого детства
это темное тревожное осеннее небо 1941 года над Москвой и
Ленинградом, небом, в котором были видны гигантские лучи
прожекторов и какие то предметы в виде то ли воздушных шаров или
дирижаблей, сколько обидных и смешных прозвищ получили эти
летательные аппараты и колбаса и сосиска и еще кое что другое, в
70-х годах советскими кинематографистами была даже снята
кинокомедия посвященная подразделениям которые обслуживали и
применяли данные летательные аппараты, хотя германским летчикам
было далеко не до смеха когда они попадали в ловушки установленные
советскими аэростатными подразделениями ПВО и с криками проклятий,
кому повезло выпрыгивали на парашютах из своих покалеченных машин.
Что это были за подразделения? Для чего они предназначались? Кто в
них служил? Какова была тактика их применения?
А "колбасы" эти назывались аэростатами заграждений, сокращенно -
A3, они не имели гондолы и могли подниматься на большую высоту ,
почти до 4-4,5 км. Внешне A3 напоминали небольшие дирижабли.
Поднимали их в небо как правило ночью, а иногда в условиях плохой
видимости и днем, по одному или по два на одном тросе (тандем) в
шахматном порядке. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов
противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо
подниматься на большую высоту, что резко снижало точность
прицельного бомбометания. Дивизия ПВО, в которую входили
подразделения АЗ могли прикрывать площадь в 75 кв. км. Наиболее
массово подразделения АЗ применяли при прикрытии столицы Москвы,
Ленинграда, других крупных городов и наиболее важных стратегических
объектов. Подразделения аэростатчиков в основном состояли из
военнослужащих-женщин, как и большинство подразделений ПВО того
времени.
Из архивных документов известно, Что к началу войны армия
располагала 6 полками и 10 дивизионами аэростатов заграждения.
Общее число A3 в годы войны достигало 3 тысяч.
Наиболее точное бомбометание в те времена авиация противника
стремилась наносить как правило с небольшой высоты или при выходе
из пике. Это обеспечивало и точность удара, и большую безопасность
для экипажа самолета, однако с появлением A3 высоту бомбардировок
объектов немцам пришлось резко увеличить, иначе при столкновении
самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом
инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса
открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, оно
сминалось, а то и разрушалось, самолет опрокидывался. Закрепленная
мина подтягивалась к самолету и взрывалась. Первый немецкий самолет
был «пойман» аэростатчиками над Москвой в августе 1941 года. Всего
за за время воздушных боев за Москву было официально
зарегистрировано (т.е. были найдены остатки самолетов) уничтожение
7 и серьезные повреждения 12 бомбардировщиков противника с помощью
аэростатов. В дальнейшем неоднократно было установлено, что часть
из налетевших на тросы аэростатов самолетов упали у линии фронта и
за ней, не долетев до своих аэродромов.
Основная тактика применение аэростатов заграждения основывалось
прежде всего на том, что они являются всего лишь дополнительным
средством, усиливающим противовоздушную оборону пунктов и объектов,
имеющих особо важное значение.
Применение аэростатов заграждения рассчитывалось, во-первых, на
непосредственное уничтожение самолетов противника при их
столкновении с тросами аэростатов и, во вторых, на увеличение
противником высоты бомбардировки или на обход им зон заграждения по
невыгодным для бомбардировщиков курсам. Считалось, что аэростаты
заграждения должны применяться не только ночью, но и днем в
условиях тумана, облачности и плохой видимости. Боевой порядок
подразделений аэростатов заграждения строился в одну, две, три
линии или по площади. В последних двух случаях в размещении
аэростатов соблюдался шахматный порядок. Интервалы между лебедками
устанавливались 500 - 200 м, дистанция между линиями 1 - 1,5 км.
При этом учитывалось господствующее направление ветра и
сколоченность подразделения. Наставлением по ПВО того времени даже
допускалось создание особых маневренных групп аэростатов
заграждения на дальних подступах к объектам, на направлениях
наиболее вероятного появления неприятеля. Так например в апреле
1942 года, когда во время внезапного штурмового налета немцев на
корабли Балтийского флота, переведенные на зиму из Финского залива
в Неву, командир корпуса ПВО генерал-майор Г. Зашихин приказал
поднять аэростаты в разгар воздушного боя, таким образом удалось
перекрыть основное направление выхода вражеских самолетов из боя.
Фашистские бомбардировщики, оказавшись в ловушке, стали спешно
освобождаться от груза, потеряв при этом 25 самолетов. Прикрываемые
наши корабли почти не пострадали.
Всего за время войны на фронтах ПВО было произведено около 300
тысяч аэростатоподъемов, в результате которых было зафиксировано
более 120 столкновений самолетов с тросами аэростатов, 35 самолетов
врага разрушилось в воздухе, вроде бы фашистских самолетов таким
способом сбить удалось не много, однако эффективность действий
вражеской авиации, особенно над Москвой и Ленинградом резко
снизилась. Это была первая и последняя война подразделений
аэростатов заграждений в которой они успешно выполняли свои задачи,
надежно прикрывали города и объекты, не давали хваленным германским
воздушным асам безнаказанно хозяйничать в советском небе.
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Сказочный зимний Домбай
Два берега и один остров
про выхи
Без названия
Музей "Дороги жизни"
Нобелевская Премия 2025. ОБНОВЛЯЕТСЯ
Овощной суп-пюре
Дмитрий Пожарский. Часть 8. Кто тут в цари крайний? Земский собор 1613 года

