Воздушные гусары. Часть 1. Винтокрылая кавалерия.
youroker — 25.03.2025
Авиация — один из важнейших современных родов войск. Собственное же
авиастроение является признаком не только развитой промышленности,
но и серьёзной военной мощи государства. Это всегда прекрасно
понимали и в Польше. Неудивительно, что в эпоху перемен, на рубеже
XX и XXI веков, поляки активно пытались создать собственные военные
самолёты и вертолёты, основываясь как на старой советской школе,
так и на заимствовании решений с Запада. Этот симбиоз делает
польские проекты достойными более внимательного изучения.
История польского вертолёта
Сложно представить современное поле боя без вертолётов, на них возложено огромное количество задач: от переброски офицеров и разведки до уничтожения бронетехники и живой силы противника. Становится понятно, почему даже самые бедные страны имеют вертолёты на вооружении. Те, кто богаче, стремятся наладить производство винтокрылых машин у себя.
Не является исключением и Польша: ещё с середины 50-х годов на
предприятии PZL-Swidnik был налажен выпуск вертолётов. Сначала это
были лицензионные советские Ми-1 и Ми-2, но достаточно быстро
поляки перешли к попыткам создания своих машин. В конце концов их
конструкторы попробовали замахнуться и на вершину вертолётостроения
— ударные машины.

Польский вертолёт PZL SM-2 — первая серийная машина собственной
разработки на базе Ми-1. Фото Томаса Гирке
Впервые интерес к созданию польского ударного вертолёта появился
ещё в начале 70-х годов. В то время польские конструкторы совместно
с советскими готовили проект вертолёта W3 Sokol («Сокол») —
многоцелевой машины, предназначенной для замены Ми-2 во всём
Варшавском блоке. Кроме того, поляки самостоятельно проводили
работы по теме Ми-2.1. В её рамках они пытались найти конструкцию,
отличную от глубокой модернизации Ми-2 в «Сокол», которую можно
было бы положить в основу будущего польского вертолётостроения.
Основным ориентиром служила американская программа UTTAS (Utility
Tactical Transport Aircraft System), из которой в будущем выйдет
знаменитый UH-60. Одним из предложенных проектов был винтокрыл
WTD-32, разработанный группой молодых польских конструкторов.
Преимуществами использования такой необычной схемы указывались
большие дальность и скорость полёта при использовании аналогичных с
«Соколом» двигателей. На базе этого вертолёта предполагалось
создать специализированные машины: разведывательно-транспортный
WDS-12 и разведывательно-боевой WB-32.

Проект винтокрыла WTD-32, 1972 год
Основным отличием WDS-12/WB-32 от обычного WTD-32 стало размещение
толкающего винта в кольцевом канале, что должно было повысить тягу
и привести к увеличению крейсерской скорости до 320–345 км/ч.
Другим интересным решением стала установка крыла большого для
вертолётов удлинения, обеспечивающего лучшие полётные
характеристики на больших скоростях. Для сохранения приемлемых
габаритов вертолёта при посадке крыло складывалось и превращалось в
стойки шасси. Интересно, что схожее решение было использовано на
раннем этапе проекта американского вертолёта Bell AH-1 Cobra.

Разведывательно-транспортный винтокрыл WDS-12, 1972 год
Вообще, проект WB-32 во многом напоминал «американца». У них были
схожие задачи: сопровождение и прикрытие десантных вертолётов,
ведение разведки. Похоже был размещён в этих двух машинах и экипаж.
Основным вооружением польского вертолёта должны были стать четыре
крупнокалиберных пулемёта: два в частично поворотной турели и два
жёстко закреплённых в корпусе. Указывалась возможность размещения
под крылом двух точек подвески с незначительным ухудшением лётных
характеристик.

Разведывательно-боевой винтокрыл WB-32. 1972 год
Проект получил высокую оценку как у конструкторов PZL-Swidnik, так
и у военных, но для реализации выбран не был. Объяснялось это
неотработанностью многих технических решений, используемых в
винтокрылах. Поляки просто не могли самостоятельно провести все
необходимые исследования и испытания, а на помощь от СССР
рассчитывать не приходилось. Для дальнейшей реализации в рамках
Ми-2.1 был выбран более простой вариант, совмещавший решения Ми-2 и
американского UH-1, — проект вертолёта SM-5 Jaszczurka («Ящерица»).
Был даже построен макет, но в 1972 году работы по Ми-2.1 были
прекращены по требованию СССР. Все силы бросили на проектирование,
а потом и доводку «Сокола».

Полноразмерный макет лёгкого вертолёта SM-5 «Ящерица», 1972
год
Следующий этап истории собственного польского ударного вертолёта
начался в 1984 году. К тому времени взгляд на место боевого
вертолёта на поле боя сильно изменился: из средства поддержки и
защиты транспортных машин вертолёты превратились в самостоятельную
ударную силу и главного охотника на танки. Хорошо понимали это и в
Польше, тем более, что с 1978 года из СССР полякам поставлялись
ударные Ми-24. Это позволило собрать данные о применении машин и
конкретизировать мысли военных на эту тему.
Ми-24 был признан не полностью устраивающим польскую армию: отмечая
хорошую скорость вертолёта и защищённость, польские военные считали
значительными недостатками малую манёвренность и перегруженность
конструкции. Неудивительно, что уже в 1984 году было инициировано
проектирование на базе узлов «Сокола» польского ударного вертолёта.
По своей концепции проект SW-3B снова оказался ближе к западным
вертолётам, чем к советским. От Ми-24 его отличало радикальное
уменьшение массы при сохранении достаточно мощной силовой
установки.
Экипаж размещался схоже с Ми-24, но конструкция колпаков кабин была
изменена из-за того, что у Польши не было технологии производства
бронестекла сложной формы. Интересно разместили пушечное
вооружение: на правом боку вертолёта с возможностью наведения по
вертикали в достаточно большом секторе. Основное вооружение
вертолёта составляли противотанковые управляемые ракеты. Систему
управления огнём к ним предполагалось получить у СССР, а другую
электронику частично закупить у нейтральных стран.

Проект ударного вертолёта SW-3B, 1984 год
Ближайшим аналогом SW-3B на Западе можно назвать франко-немецкий
лёгкий ударный вертолёт Eurocopter Tiger, разрабатываемый в то же
время. «Поляк» уступал ему в электронике, но значительно
превосходил по силовой установке. Тем не менее для существовавшей
на тот момент польской промышленности проект SW-3B был слишком
сложен и дорог. Можно предположить, что его планировалось
использовать как разменную монету при переговорах о получении
Польшей лицензии на самостоятельный выпуск Ми-24.
С переменным успехом дискуссии с СССР об этом шли с середины 80-х.
Точный их результат неизвестен и на данный момент. В одних польских
источниках сообщается, что СССР был не против передать лицензию и
технологии в связи с переходом на ударные вертолёты следующего
поколения, по другим сведениям, эта идея советским руководством
напрочь отвергалась.

Полноразмерный макет транспортного вертолёта W-3L, увеличенной
версии обычного «Сокола». Планировалось, что эта машина дополнит
или даже заменит Ми-8 в польской армии, также W-3L должен был стать
основой для других вертолётов Польши
Ситуация в корне поменялась в 1989 году в связи со сменой власти в
Польше. Стало ясно, что рассчитывать на получение лицензии на Ми-24
больше нельзя. Уже к концу года СССР стал первым противником, и у
польского ударного вертолёта появился реальный шанс на реализацию в
металле. Противотанковая оборона была крайне важна в случае
возможной войны с СССР, а шансы начала такого конфликта
расценивались достаточно высоко. Потому работы, медленно идущие с
1984 года, были подстёгнуты дополнительным финансированием. Военные
желали как можно быстрее получить лёгкий противотанковый
вертолёт.
В 1990 году PZL-Swidnik представили проект ударного вертолёта W-3B
Jastrzab («Ястреб»), созданный на основе доработанного проекта
SW-3B. Изменениям подверглась кабина пилотов, обзор экипажа был
улучшен ценой небольшого падения защиты. Пушку перенесли с борта
вертолёта в нос, под кабину. Проект предполагал массовое
использование западных электроники и вооружения. В перспективе
рассматривался и вариант продажи «Ястребов» на экспорт.

Проект лёгкого ударного вертолёта W-3B «Ястреб», реконструкция
Т. Новаковского
Первоначально военные поддержали как «Ястреб», так и проектируемый
в то же время W-3L — увеличенный вариант обычного «Сокола».
Предполагалось, что две этих машины станут основой польских
вертолётных сил; кроме того, велись переговоры о продаже машин в
Чехию. После развала СССР в 1991 году стало ясно, что в ближайшее
время война Польше не грозит, что сразу же привело к отказу от
финансирования многих военных программ, в их числе оказались W-3B и
W-3L.
Тем не менее в PZL-Swidnik было принято решение продолжить работу
над программами, сведя их для экономии в одну. К 1993 году
подготовили проект нового многофункционального вертолёта на базе
наработок по W-3L. Десантный отсек на 14 человек сохранили, кабину
серьёзно переделали. Предполагалась установка новых двигателей,
спроектированных совместно с южноафриканскими фирмами Kentron и
Denel. Из ЮАР хотели получить и различную электронику.
Отличительной особенностью проекта стала установка пушечной турели
с 20-мм южноафриканским орудием для самообороны и прикрытия
десанта.

Проект многофункционального вертолёта на базе W-3L, выполненный
совместно со специалистами из ЮАР, 1993 год
На базе транспортного варианта был создан и ударный вертолёт с
максимальной унификацией, сохранивший старое имя «Ястреб».
Относительно предыдущих проектов машина значительно потяжелела, в
основном из-за появления десантного отсека на шесть человек. Кабина
была переработана с помощью специалистов из ЮАР и стала серьёзно
напоминать их вертолёт AH-2 Rooivalk. Систему управления огнём и
электронику также разработали в ЮАР, она была оптимизирована для
применения как западного вооружения, так и бывшего советского.
Более 60% конструкции многофункционального и ударного вертолётов
были унифицированы друг с другом, унификация с обычным W-3
составляла около 15%. Несмотря на хорошие характеристики
спроектированных машин, интереса у польских военных они не вызвали.
Также не удалось найти и иностранного покупателя, готового
спонсировать не самое знаменитое польское вертолётостроение.

Проект ударного вертолёта «Ястреб», выполненный совместно с
южноафриканскими специалистами, 1993 год
Тем не менее сотрудничество с ЮАР было решено продолжить, и на базе
предыдущих наработок создать ударный вертолёт, минимально
отличающийся от уже существующего W-3. В конце 1993 года
представили проект W-3WB Huzar («Гусар»), на него перекочевали
установка 20-мм орудия и часть системы управления огнём с
предыдущих проектов. Для испытаний в Южную Африку направили один
W-3, который был на месте модернизирован до уровня W-3WB.
Так же, как и в предыдущем случае, ни собственных военных, ни
иностранных покупателей заинтересовать не удалось. Провал ожидал и
другой проект по приданию «Соколу» ударных функций. Ещё с 1991 года
в качестве запасного варианта в PZL-Swidnik разрабатывали проект
установки на W-3 авионики от советского Ми-24В. Вертолёт был
вооружён лицензионной польской копией 23-мм пушки ГШ-23Л и имел
возможность применять весь спектр вооружения Ми-24В. Несмотря на
дешевизну и простоту проекта, даже на него денег не хватило.
Иностранные покупатели также не проявили интереса: закупка того же
освоенного и проверенного Ми-24 стоила не дороже.

Проект ударного вертолёта W-3WB «Гусар», выполненный совместно
со специалистами из ЮАР
Долгое время вопрос о собственном ударном вертолёте в Польше более
не поднимался. Но с 2016 года, в связи с увеличением «русской
военной угрозы», польские военные вернулись к обсуждению темы.
Рассматриваются различные варианты: закупка вертолётов у США или в
Европе или же собственное производство, что выглядит более
предпочтительно. В 2018 году появилась информация о заключении
предварительного соглашения о приобретении лицензии на турецкий
T-129 ATAK, но подтверждения от официальных источников пока не
поступало.
Продолжение по ссылке.
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Пахнет осенью...
ЛЕДОКОЛ "КРАСИН"
Какая прелесть!
ДАРТ вейдер УЖ не ТОТ
AR15 от Концерна Калашников?
Точно
Новая Ладога. Ладожские верфи и прочие водные сущности.
Есть женщины в русских селеньях

