Воздушная тюрьма страха
boec008 — 09.06.2014 Лететь на самолете для меня огромное удовольствие. Это как воплощенная в реальность детская мечта. Мир внизу сжимается до смешных размеров, люди и дома уменьшаются, а затем и совсем пропадают. Чудесное ощущение, когда самолет начинает поворачивать, опуская вниз крыло, и в этот самый момент ты понимаешь, что летишь. К тому же, по согласно статистике путешествия на борту воздушного судна – самые безопасные. Но опросы общественного мнения показывают обратное отношение к безопасности авиации. Абсолютное большинство респондентов считают полеты опасными или очень опасными. Чем же вызвано такое расхождение реальности и восприятия и как с этим бороться?Я, конечно, не психолог и не могу с уверенностью судить о природе фобий. Но тех, кто чувствует себя некомфортно на борту, я могу понять. Нестись на высоте десять тысяч метров с невероятной скоростью в относительно небольшой железной трубе, будучи пристегнутым к креслу. Температура за бортом как на нижнем уровне дантовского ада, воздухом тоже особо не подышишь, а меленькая трещинка где-нибудь может вызвать глобальный хаос. Особенно ситуация усугубляется, если ты не понимаешь как вообще эта штуковина летает. Так что один из главных, на мой взгляд, способов борьбы – информирование.
Наш любимый кинематограф тоже спокойствия не прибавляет. То американский борт №1 распадается на части под атакой террористов, то безумный от кровопотери и похмелья Джон Макклейн пытается остановить неминуемое падение. Примеров тысячи. Медиа тоже не отстают. Авиакатастрофы освещаются в СМИ чрезвычайно подробно и производя ужасающие впечатление. Самыми ужасными и врезающимися в память, становятся катастрофы – столкновения бортов в воздухе.
Первая подобная трагедия на мое памяти – столкновение над Загребом 10 сентября 1976 года. В небе над Югославией столкнулись HS-121 Trident 3B, выполнявший рейс Лондон — Стамбул и McDonnell Douglas DC-9-31, выполнявший рейс Сплит — Кёльн. В результате катастрофы погибли 177 на борту двух самолетов и один человек на земле. На момент происшествия это было крупнейшее по числу жертв столкновением самолётов в воздухе. За катастрофой последовало крупное расследование, а причиной был объявлен человеческий фактор. Хронология событий и радиопереговоры, приведены во множестве источников.
Столкновение над индийским городом Чархи Дадри произошедшее в 12 ноября 1996 года стало еще более серьезным. Казахстанский Ил-76ТД выполняющего рейс «Шымкент — Дели» ( 10 членов экипажа и 27 пассажиров на борту ) и индийский Boeing 747 летящий по маршруту «Дели — Джидда» с 314 пассажирами на борт столкнулись в 75 километрах от Дели. Причиной, по заключению специальной комиссии в первую очередь стали ошибки допущенные пилотами Ил-76 рейса. Унесшая жизни 349 человек, эта трагедия стала рекордной по числу жертв среди всех столкновений и третьей в истории гражданской авиации.
Одной из самых резонансных катастроф последних десятилетий стало столкновение над Боденским озером. Самолёт Ту-154М авиакомпании Башкирские авиалинии, выполнявший рейс 2937 из Москвы в Барселону столкнулся в воздухе с Boeing 757 компании DHL рейс 611. Катастрофа унесла жизни всех, кто находился на борту обоих самолетов (71 человек, в том числе 52 ребёнка). За ужасной трагедией и расследованием, признавшим частичную вину диспетчера, слишком поздно среагировавшего на ситуацию сближения, и пилотов Ту-154М не преступивших к немедленному выполнению его инструкций, последовали ужасные событий, которыми мировые медиа питались еще в течении года. Гражданин России Виталий Калоев был признан виновным в убийстве Питреа Нильсена, диспетчера, который работал с погибшими самолетами. Таки события, безусловно, не уменьшают фобий связанных с полетами.
Две основные проблемы, приводящие к катастрофам – человеческий фактор и технические неисправности. Первая проблема стара как мир и решить ее полностью, вероятно, никогда не удастся. А вот над техникой можно и нужно работать. Передовое направление в данном случае – создание «умных» систем нового поколения. Примером подобных разработок в России является комплекс бортового оборудования перспективного самолета МС-21, разработанный концерном КРЭТ и в настоящий момент проходящий сертификацию. Входящая в него Интегрированная вычислительная система (ИВС) – формирует и выдает навигационную и предупреждающую информацию, а также информацию по безопасности выполнения полета, управлению радиосредствами, выполнению техобслуживания. Этот уникальный «мозг» самолета позволяет, как эффективно бороться с техническими проблемами, так и уменьшить негативное воздействие человеческого фактора. Зарубежные авиа концерны в свою очередь, работают над созданием подобных систем.
Развитие технологий поможет нам поймать трех зайцев сразу – сделать полеты действительно безопасней, избежать ужасных трагедий и избавить людей от страха, который отнимает у них гораздо больше возможностей, чем предоставляет спокойствия. Добавьте к этому еще качественное информирование, плюс высокий уровень госконтроля за состоянием авиапарка и о большинстве проблем можно будет забыть. Благополучных взлетов вам и мягких посадок.
|
</> |