Полярный Франкенштейн — страшное оружие эскимосских шаманов
nathoncharova — 09.11.2024Когда эскимосский шаман (ангакок) не способен решить проблему при помощи авторитета, интриг или вызванных из заснеженной тундры ледяных духов, то он идет на крайнюю меру — создает тупилака. Безжалостный убийца, живой, но созданный из мертвой плоти, тот безропотно служит своему хозяину, убивая тех, на кого укажет шаман.
По своей сути, тупилаки являются аналогами зомби, которых, согласно поверьям, создают карибские колдуны вуду. Однако, если зомби — это оживленное в процессе обряда человеческое тело, обычно целое, то тупилак — это своеобразный конструктор из частей человека, животных и даже неодушевленных предметов. Тупилак создается ночью в иглу шамана, когда никто не может помешать колдовству. Создается такой слуга-убийца из тюленьей кожи, оленьих потрохов, птичьих перьев, когтей медведя, сухожилий и прочих подручных материалов. Но обязательной частью тупилака является тело ребенка, без которого ничего не получится.
Скрепив жуткого полярного Франкенштейна воедино сухожилиями и кожаными ремнями, шаман приступает к основной части обряда — оживлению монстра. Для этого он надевает свою парку задом наперед, накидывает на лицо капюшон и совокупляется со своим изделием. Эскимосы верят, что таким образом колдун способен вдохнуть жизнь в свое детище.
После того, как монстр начинал подавать признаки жизни, шаман бросал его с берега в море, отдавая приказ найти и уничтожить конкретного человека или группу людей. Считалось, что это самый верный способ избавиться от недругов, гораздо более надежный, чем самостоятельная расправа. Согласно поверью, тупилаком движет лишь ненависть, и существо не остановится, пока не выполнит поставленную хозяином задачу. Спастись от тупилака невероятно сложно, ведь при его создании учитывались все препятствия, которые могут стоять перед монстром при выполнении «заказа».
Части тюленя помогали тупилаку быстро перемещаться по воде и под водой, копыта оленя-карибу — без устали бежать по тундре, перья птиц — подниматься высоко в небо, а клыки моржа и когти медведя без труда расправиться с настигнутой жертвой. Тело ребенка же было необходимо для того, чтобы наделить чудовище зачатками разума, необходимого для выполнения одной задачи. Труп взрослого человека для этих целей не подходил. Хотя такой монстр мог бы быть более эффективным и коварным, колдуны опасались, что слишком умное существо может восстать против своего создателя. Ребенок, не слишком опытный и менее самостоятельный — это то, что нужно для управления мертвым телом.
Эскимосы верили, что остановить тупилака невозможно, и лишь после выполнения своей задачи изделие шамана снова превратится в мертвую плоть. Однако, создавая безжалостного убийцу, шаман хорошо знал, что действует на свой страх и риск. Эскимосы были уверены, что управление тупилаком может перехватить более могущественный шаман, и тогда монстра вполне можно обратить против его же хозяина. Чтобы нейтрализовать тупилака, который охотится на своего создателя, существовал лишь один способ — рассказать о проделанном обряде своим соплеменникам. Создание монстров из мертвых тел было порицаемым в среде эскимосов действием, и обычно шамана после такого признания ничего хорошего не ждало.
Нет, жители стойбища не убивали своего колдуна, но его род, после раскрытия неприятной тайны, навеки покрывался позором, а сам шаман мог быть изгнан из человеческого общества навсегда. В системе верований эскимосов шаман — это всегда положительный герой и добрый помощник, а признание в черной магии полностью лишало его авторитета. Табу на совершение манипуляций с мертвыми телами напрямую связаны с погребальными обрядами жителей Заполярья.
Эскимосы верили, что все животные и предметы вокруг одушевлены и после смерти нуждаются в погребении. Поэтому, прежде чем убить и съесть оленя, тюленя или рыбу, житель Гренландии просил у существа прощения. Оставшиеся же невостребованными части обычно бросали в море, совершив таким образом своеобразный обряд похорон и заслужив этим окончательное отпущение греха. Поэтому любые мистические манипуляции с останками, животными или, тем более, человека, вызывали у эскимосов отвращение и ужас. С приходом христианства эскимосы с удивлением обнаружили сходство тупилака и дьявола — обе эти сущности имели рога, копыта, хвосты и крылья. Путало северных прихожан лишь то, что Бог сам создал дьявола-тупилака, а тот вернулся, чтобы бороться с создателем. Поэтому, не логично ли предположить, что где-то существует более могущественный колдун, и священники, почему-то, скрывают его имя от прихожан.
Европейцам, столкнувшимся с легендами о тупилаках, жуткое мистическое существо очень понравилось. Ученые и туристы охотно приобретали поделки местных жителей на эту тематику, что вызвало появление целой индустрии особых сувениров. Каждый мастер представляет тупилака по своему, так как канонического изображения чудовища не существует. Фигурки массово вырезают из дерева, камня и кости и их можно сегодня встретить на сувенирных ярмарках и выставках изделий народного промысла по всему миру.
источник
|
</> |