Война о девяти головах - 13
qebedo — 24.08.2020 Король Вильям против короля Луи (начало)В год начала войны, 1689-й, в Америке резать друг дружку опять началась раньше, чем в Европе. Уже летом барон де Кастен, отец Луи-Пьер Тюри (миссионер из "воинственных священников", не гнушающихся участием в набегах) и вождь Канкама[в]гус во главе "некоторого числа" абенаков заявились в городок Дувр. Местные жители нервничали, ибо во время прошлой Войны короля Филиппа (на самом деле "король Филипп" был вождем племени вампаноагов Метаком[ет]ом - это его имя при крещении), в 1676 году, в этих местах случился фармазон - колонисты обманом захватили в плен местных абенаков и заставили выдать укрывшихся в их рядах "боевиков-филипповцев", которых потом казнили или продали в рабство на Барбадос. "Герой" тех событий майор Ричард Волдрон оставался на посту губернатора Дувра, и поселенцы притекли к нему, выражая страхи, что аборигены "за всё жистоко отомстят". На что получили ответ - "идите сажайте свои тыквы, а об индейцах я сам позабочусь".
Ночная резня в Дувре
Вечером 27 июня пять индеанок попросились каждая в один из пяти гарнизонных домов Дувра (укрепленные деревянные здания, тип блокгауза) погреться - довольно обычная практика по тем временам, так что в четыре дома их впустили (а в одном оказались наиболее вредные обитатели). Ранним утром 28 июня 1689 года женщины открыли двери домов и запустили внутрь своих соотечественников, устроивших резню. 29 колонистов, в том числе майор Волдрон (его каждый туземец полоснул ножом со словами: "Я закрываю [старый] счет!"), были убиты, 23 взяты в плен и проданы в Квебеке - четверть населения Дувра. Затем эти же абенаки убили четырех колонистов в Сако. Против них были отправлены 24 ополченца, но, потеряв 6 человек в стычках с индейцами, ретировались обратно.
Куда более серьезная "обраточка" случилась в ночь на 5 августа 1689 года, когда примерно 1500 ирокезов, поднявшихся по реке Сен-Лоран на лодках, напали на село Лашин. Солдаты обитали в форте, удаленном от поселения на 4,8 км, так что жертвами ночной резни стали мирные жители, большинство из которых были схвачены в собственных домах спящими (Резня в Лашине) - 24 убитых и 70 пленных. На помощь жителям из того самого форта выступили 200 солдат и 100 ополченцев во главе с Даниэлем д'Оже де Сюберказом, но губернатор Новой Франции маркиз де Денонвилль... не хотел портить отношения с ирокезами, и отозвал карательную экспедицию, предпочтя вступить в переговоры. В итоге эта стратегия победила - несмотря на ряд новых столкновений, жертв не было, а с 1690 года ирокезы начали с французами переговоры, тянувшиеся несколько лет, на протяжении которых крупные набеги "в обе стороны" прекратились.
Маркиз де Денонвилль
Однако ежели ирокезы решили ограничиться достигнутым, то абенаки, подзуживаемые французами, продолжали сеять хаос и смерть. 2 августа 1689 года "всё те же" барон де Кастен и отец Тюри, а также вождь Моксус набежали на Пемакид (ныне Бристоль в штате Мэн) с "от 100 до 300" человек. Форт защищали всего 30 солдат во главе с лейтенантом Джеймсом Вимсом (остальные дезертировали из-за... политической борьбы якобитов с вильямитами, докатившейся и до американских колоний). Гарнизон отбивался целый день, но когда Вимс и 23 человека были ранены, 3 августа Пемакид капитулировал. На следущий день абенаки сожгли форт и удалились, Вимс и его люди были отпущены в Бостон. Власти колонии Массачусетс решили "жистоко отмстить" и послали из Рединга аж 600 ополченцев во главе с майором Джереми Свейном. Увы, ни майор, ни милиционЭры не блесТнули - индейцы поубивали за два внезапных нападения на них 31 человека и захватили "несколько пленных", после чего Свейна сменил майор Бенджамен Чёрч, которому удалось защитить поселенцев в Фалмуте (ныне Портленд в штате Мэн).
В 1690 году "набеговая война" продолжала бушевать. Ночью с 8 на 9 февраля 114 канадцев (в основном курёр де буа, coureur des bois, "лесные бегуны" - аналог британских пионеров, первопроходцы-поселенцы), около сотни индейцев (солты, алгонкины и несколько крещеных мохоков-ренегатов) под командой братьев Жака Ле Мойна де Сен-Элена и Пьера Ле Мойна д'Ибервиля (героя набегов на Гудзонов залив), а также Николя д'Альбуста де Манте, набежали на Скенектади. Снова неожиданное нападение на спящих поселенцев - 60 жителей убиты (в том числе 11 рабов-негров, 10 женщин и 12 детей - индейцам было пофиг), 60 домов сожжено, 27 пленных и 50 лошадей уведены. Событие получило название Резня в Скенектади. А 27 марта 1690 года Жозеф-Франсуа Эртель де ля Фресньер и его сын Жан-Батист Эртель де Рувиль во главе банды абенаки сожгли Салмон-Фоллс, убив 34 и взяв в плен 54 поселенца.
Жан-Батист Эртель де Рувиль
Индейские рейды побудили колонистов нанести ответный удар. Власти колонии Массачусетс решили схватить быка за рога - напасть на столицу Акадии Пор-Руаяль. Туда отправились 446 ополченцев, 226 моряков, 7 кораблей о 78 пушках под командой "авторитетного человека" Вильяма Фипса (не имевшего военного опыта, но прославившегося, подняв затонувший корабль с золотом), произведенного в "генерал-майоры", и полковника ополчения Джона Марча. 9 мая 1690 года они высадились у Пор-Руаяля, и местный шпион Пьер Мелансон по прозвищу Лявердюр сообщил им всю инфу о гарнизоне (он был гугенотом, горящим идеей отомстить за гонения на единоверцев во Франции), состоявшем всего из 90 человек. К тому же в октябре 1689 года старые укрепления начали сносить, чтобы построить новые, и как раз заканчивалась первая фаза сего процесса.
Так что губернатор Луи-Александр де Фриш де Менневаль мог только сдаться. Было заключено соглашение, которое английские ополченцы сочли святым долгом тут же нарушить, кинувшись грабить форт, город, дома граждан, даже часовню - под предлогом того, что "какие-то французы
Вильям Фипс
Однако же по энергичным и предприимчивым командирам французы продолжали "держать фишку" (что удивительно, учитывая их подавляющее меньшинство). 16 мая 1690 года "знакомые все лица" Эртель де ля Фресньер, барон де Кастен, а также вождь Кеннебекс во главе 400-500 ополченцев и индейцев напали на Фалмут (ныне Портленд, штат Мэн), годом ранее уже отбивавший подобное нападение. На сей раз капитан Сильванус Дэвис четыре дня оборонял форт, однако врагов было "овердофига", и 20 мая он капитулировал. Нападавшие устроили резню - примерно 200 человек были убиты, а 100 уведены в плен. Фалмут оставался необитаемым до 1714 года. Подкрепления, посланные властями Нью-Хемпшира под командой Шадраха Уолтона из форта Вильям-энд-Мэри, не успели - "жаль, подмога не пришла"...
|
</> |