Война, которая никогда не кончается
geosts — 04.08.2021Марк Подвижник. «Слово о законе духовном», гл. 76
Таким образом, если кто-либо из нас отказывается верить в их существование, то спасение от власти мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12) становится для него не только весьма сомнительным, но даже невозможным.
Причина, по которой некоторые из христиан не веруют Священному Писанию, где Сам Бог Иисус Христос со всей определенностью говорит о злых духах (демонах), заключается в том, что эти христиане являются таковыми лишь по названию и не ведут духовной жизни. Они лишь формально, подобно древним фарисеям, исполняют некоторые внешние обрядовые действия, позволяющие им называть себя христианами, но не делают главного — не ставят перед собой задачу постоянной борьбы со своими греховными страстями и привычками, с дурными чертами своего характера. Они просто не замечают их, а потому не могут даже приступить к выполнению наиглавнейшей задачи, поставленной Самим Богом перед каждым верующим: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11, 44). Эту задачу, которая заключается в напряженной и сознательной борьбе со своими грехами, много веков спустя еще раз поставил перед нами богодухновенный апостол, говоря: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 15–16). Но если христианин не вступает в сознательную борьбу с грехом, то и демоны, со своей стороны, тоже не нападают на него явно. Они стараются действовать незаметно, предпочитая оставаться в его сознании либо «аллегорией страстей», либо «болезненными фантазиями» святых отцов. Лукавым духам совсем невыгодно обнаруживать себя, поскольку их действия по овладению мыслями, чувствами и волей человека остаются незамеченными теми, кто отрицает их существование и ничего не знает об их возможностях, что и обеспечивает им полную победу над людьми, не верующими словам Божественного Евангелия.
Однако те из христиан, кто вступил на поприще этой борьбы за чистоту своей души, за очищение своего ума от постоянно вращающейся в нем мысленной грязи, кто начал борьбу за очищение своих чувств от зависти, неприязни, обидчивости, гнева, раздражительности и тщеславия, те непременно сталкиваются с ожесточенным сопротивлением внешних враждебных сил.
Лишь в этом случае демоны проявляют себя явно.
И тогда христианин уже не из Писания, а собственным опытом познает, что ведет борьбу против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 11–12). Более того, этот опыт открывает перед мысленным взором христианина реальную картину жизни, скрытую от взоров всего остального человечества, благодаря чему он в состоянии глубоко осознать, что даже люди, делающие ему зло и строящие против него козни, являются всего лишь орудиями злых духов.
Естественно, возникает вопрос: как следует относиться к возможности демонического воздействия на человека? Как защититься от него? Стоит ли бояться тех людей, кто сознательно или неосознанно вошел в контакт с силами зла? И, наконец, почему некоторые, даже из православных христиан, боятся сглаза или порчи? В чем же корень этого страха?
Современный человек испытывает немало крайне негативных воздействий. Он живет под непрестанным давлением стресса. Душа его спрессована неотвязными страхами. Страхи влекут за собой депрессии, а в депрессивном состоянии несчастный наш современник вынужден горстями глотать антидепрессанты и транквилизаторы. Не знаю российской статистики, но могу точно сказать, что 60% американцев без них уже жить не могут.
Что же за страхи оказывают столь сильное влияние на людей? Они весьма разнообразны: страх потерять работу, страх лишиться жилья, страх за свою жизнь или жизнь своего ребенка, страх оказаться неконкурентоспособным в бизнесе, страх перед возможностью потерять деньги в очередном «дефолте», страх перед болезнью, страх смерти и, наконец, просто страх — по неизвестной причине. Последний, кстати, встречается не так уж редко.
Но среди всех этих страхов в последнее время начал расти и набирать силу еще один страх. Этот страх очень древний. Наверное, он такого же почтенного возраста, как и все человечество. Когда на землю пришел Христос, страх этот отступил и до времени затаился. Можно сказать, он и сам боялся людей, исповедующих Христа и готовых жизнью пожертвовать за свою веру. Он скрылся в языческих народах и в темных уголках сознания колеблющихся, маловерных христиан. Но пришло, наконец, его время. Время апостасии.
Время, которое западные социологи и политологи называют «постхристианским». Оно характеризуется тем, что народы, когда-то исповедовавшие христианство, в подавляющем большинстве практически отвергли его. Теперь они живут вполне языческой жизнью и в своей идеологии, по крайней мере, нравственной, ничем не отличаются от древних халдеев, ассирийцев или египтян. Вот потому-то и вернулся древний страх — страх колдовского воздействия, страх порчи и сглаза. Отвергнув Христа, «постхристиане» забыли, конечно, и слова апостола Иоанна: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). Да, действительно, тот, кто отверг Христа, отвергнут и Христом, как и сказано в Писании: неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 18).
Если же неверующий отвергнут и осужден, то ясно, что сети диавола остаются для него вполне реальной угрозой. Отвергнув Христа, он, естественно, не может рассчитывать и на помощь Божию.
Но вот парадокс: даже в среде православных христиан в наше время, к сожалению, бытует такое же (почти языческое) отношение к порче, как и у народов, не знавших Христа или «успешно» забывших Его. Некоторые верующие, подобно современным язычникам, чрезвычайно боятся порчи и сглаза, пытаясь во всех своих бедах обвинить кого угодно, но только не себя и свои грехи. Именно к таким людям в первую очередь и обращена книга, которую вы держите в руках.
|
</> |