Война и деньги 4

Одобренный правительством проект бюджета на 2026 год подвигнул. В Госдуме он окажется в конце месяца. За подробностями всех адресую сюда https://www.kommersant.ru/doc/8061411 Это лучшее, что пока есть в сети. Сразу скажу, что заявленный на 2026 г. дефицит бюджета в 1,6% точно не выполним. По этому году ожидается 3-3,5%, а радикального увеличения доходов как-то не просматривается.
Мои читатели знают, что я с первых дней СВО внимательно слежу за этой темой. Это https://cinecon.livejournal.com/?skip=20 предыдущий, январский материал на эту тему. В основном он был посвящён совершенно очевидному вредительству Набиуллиной нашей СВО. Но здесь я сосредоточусь на анализе действий Минфина (или логике Силуанова) по поиску источников финансирования СВО.
Самым сложным для Минфина был, без сомнения, 2022 год. Деньги были нужны здесь и сейчас, нужная для финансирования СВО нормативно-правовая база отсутствовала, а уже имеющаяся просто мешала, например тендеры по госзакупкам. И пришлось спешно, в авральном порядке, принимать поправки в бюджет, приостанавливать нормы Бюджетного Кодекса (http://www.kremlin.ru/acts/news/67975), принимать специальные законы, расширяющие полномочия правительства (http://www.kremlin.ru/acts/news/67975) и так далее. Но одновременно наметился и позитивный процесс. Бегство капиталов из России, которое в худшие годы нулевых годов достигало 160-180 млрд. долл. в год, стремительно стало скатываться к нулю, спасибо санкциям. Деньги оставались в стране, создавали налоги и рабочие места, и как следствие, социальные программы особо не страдали.
Но такое счастье не может быть вечным. Здесь https://statbase.ru/data/rus-account-balance данные ЦБ о том, как схлопнулось положительное сальдо платёжного баланса за время СВО. К середине 2024 г. стало понятно, что санкции сократили валютную выручку, а расходы на СВО привели к резкому увеличению сопутствующих затрат. Это и остро необходимые инвестиции в ВПК, и восстановление присоединённых территорий, и пособия военным, их родственникам, беженцам и пострадавшим. Перед Минфином встал естественный вопрос, как жить дальше, где брать деньги. А вариантов-то всего два, или занимать, как в мировой истории было многократно, или выжимать из страны (из бизнеса и граждан) всё, что можно выжать. Первый путь рассмотрен в моём материале https://cinecon.livejournal.com/46480.html. Это апрель 2023 года. Интересующимся настоятельно рекомендую его посмотреть. В нём рассматривается «план А. Костина» по финансированию СВО. Этот план радикально отличается от того, что делал в 2023 г. и делает сейчас Минфин.
Итак, что делает на практике Минфин, и как он изыскивает деньги на финансирование СВО и сопутствующих затрат. Уж если парадигма финансирования СВО с помощью безопасных заимствований отвергнута, то остаётся только одно, выжимать из страны. Сильные ходы Минфина: прогрессивная шкала НДФЛ с 2025 г., плюс 5% налога на прибыль с 2025 г., плюс 2% НДС с 2026 г.
С миру по нитке (Силуанову рубашка) – штрафы, утилизационный сбор на автотранспорт, бесплатные услуги МФЦ (Мои документы), вдруг ставшие платными, нормативы судебных издержек, сокращение бюджетных мест в вузах, увеличение очередей на плановые операции по ОМС и т.д. Если кто-то знает ещё какие-то направления, то присылайте, сделаю отдельный пост про крохоборство Минфина.
Добавим сюда рост стоимости услуг естественных монополий и тарифов ЖКХ. С них в Минфине тоже получат и налог на прибыль, и приподнятый НДС. Ещё есть невнятные обещания Минфина, которые длятся уже не первый год, частично приватизировать некие госкомпании с целью получения в бюджет от 100 до 300 млрд. руб. Как-то маловато для целей СВО будет.
Простой вопрос к Набиуллиной, а как влияет её ставка рефинансирования на директивную инфляцию, предписанную законом о бюджете и прописанную в постановлениях правительства?
А что будет делать Минфин, если СВО продлится ещё какое-то время? Какие налоги и на кого он ещё пролоббирует? Введёт ввозные пошлины на маркетплейсы? Отменит ипотечные программы и обвалит рынок жилья? Повысит акциз на бензин? Переведёт страну на мобилизационный режим с карточной системой, коммерческими магазинами и коммерческими ресторанами, которые должны быть в этой схеме государственными?
Текущая ситуация осложняется ещё и тем, что в экономике копятся так называемые скрытые долги. В первую очередь это безоглядные займы ВПК (мы же казённые, государство заплатит) и долги регионов. Если кто забыл, то в стране почти 70 регионов являются дотационными. Видеть эту проблему наши денежные власти в упор не хотят. Вот здесь https://econs.online/articles/finansovaya-stabilnost/effekt-aysberga-grozit-li-rossii-bankovskiy-krizis/?utm_source=yandex_webpractik&utm_medium=cpc&utm_campaign=702495754%7CMK_%7C_EHffekt_ajsberga_oplata_za_lidy_sajt_econs_%7C_RF&utm_content=groupid%3A5626854236%7Ccoy%3A17227048838%7Cb%3Apremium%7Cp%3A1%7Cst%3Asearch%7Cs%3Anone%7Cr%3A20728%7Crn%3AКоролёв%7Cd%3Adesktop%7Cadt%3Anone&utm_term=none&ybaip=1&yclid=7224671394252455935 подробнейший отчёт о пустой говорильне под названием «Финансовый конгресс Банка России». Ни слова о том, как стране финансировать СВО, нет такой проблемы у Банка России, живёт себе банковская система изолированно от всей страны и у неё «всё хорошо, прекрасная маркиза».
А между тем проблему скрытых долгов в нашей экономике прекрасно видят западные аналитики. Вот здесь https://storage.googleapis.com/novaya-static/pdf/2025/09/24/dolgi-nashi-tiazhkie.pdf такой мягонький, сглаженный вариант формулировки проблемы. А вот здесь https://smart-lab.ru/blog/1173453.php уже серьёзнее, со ссылкой на Блумберг. Тут предельно серьёзно: ttps://navigatingrussia.substack.com/p/russias-hidden-war-debt Но материал уже подтух из-за давности, сейчас ситуация ещё хуже. А это уже свежачок: https://taxfree.livejournal.com/4617774.html Настоятельно рекомендую посмотреть, добротная методичка, хорошо подогнанные под ответ цифры, хороший литературный русский из испанского далёка. У меня с этим автором давние счёты. Кому интересно, наберите taxfree в поисковике моего блога.
Анализировать и искать ошибки в материале taxfree смысла не имеет, ибо изначально он опирается на предпосылку о том, что финансировать СВО за счёт эмиссии ЦБ нельзя, это приведёт к инфляции. Понятно, что рано или поздно точно приведёт. Вопрос когда, завтра или через три года. При 70 трлн. руб. депозитов граждан в банковской системе дополнительные 7 трлн. руб. расходов на СВО, о которых говорит автор, через полгода вызовут инфляционный эффект в 1,0-1,5% и не более. На фоне реально существующей директивной инфляции никто этого даже не заметит.
Но ведь занимать правительство может не только у ЦБ. А. Костин 2,5 года назад показал, где можно взять даже не 7, а 70 трлн. руб. Но это было тогда, за прошедшее время олигархи поиздержались без привычной подпитки из России, особняки, самолёты и яхты обходятся дорого Но в этом источнике 50-55 трлн. руб. точно просматриваются.
А теперь посмотрим, чего Минфин не делает. Он не ищет иные источники доходов, кроме тех, которые повышают интегральное (т.е. прямое и косвенное) налогообложение в стране. А такие источники реально есть. И начинать нужно с порядка в ФТС и тех «окнах на границе» с Грузией и Казахстаном, которые хорошо известны серому бизнесу. О схеме А. Костина уже говорилось. Ещё есть приём с рефинансированием скрытых долгов. Тут даже эмиссия не нужна. Долги ВПК превращаются в долгосрочные, и это снижает текущую нагрузку на Минфин по финансированию сопутствующих затрат на ВПК. Многие вопросы предприятия оборонки смогут решать за свои деньги, которые не пошли на погашение кредитов. Можно вспомнить и про внешние займы. Понятно, что в долларах и евро напрямую занять невозможно. Но ведь мир уже многополярен, и на них свет клином не сошёлся. Если в Минфине не знают, как это сделать, пусть посмотрят на опыт наших олигархов, которые не просто занимают в Китае под смешной процент, но уже даже исхитрились выпускать в Китае пандаоблигации. Или вспомнят старый опыт Бориса Фёдорова, который в 90-е годы совершенно легально торговал в Лондоне акциями Газпрома при наличии прямого запрета на владение иностранцами этими акциями. А ведь по этой схеме можно не только что-то продавать, но и брать кредиты под залог. Ну и любимая вишенка на торте – продажа Минфином контрольного пакета акции Сбербанка нашему ЦБ. В 2020 г. Минфин выкупил этот пакет у ЦБ за 2,2 трлн. руб. За пять лет пакет сильно подорожал. Сейчас это точно 5-6 триллионов, или полгода беспроблемного финансирования СВО. Если поскрести по сусекам, то у Минфина ещё много чего найдётся. Так что на 2026-2027 года при таком подходе финансирование СВО с гарантией обеспечено.
Подведём итог. Проблемы с финансированием СВО очевидны. Более того, они нарастают. Путь, который избрал Минфин, подходит к своему логическому концу. Если идти по нему и дальше, то начнут нарастать уже не финансовые, а социальные проблемы. Значит, военно-политическому руководству страны предстоит самостоятельно, вместо Силуанова, решить, как Минфину действовать дальше.
|
</> |