Война и деньги 4

топ 100 блогов cinecon25.09.2025


Одобренный правительством проект бюджета на 2026 год подвигнул. В Госдуме он окажется в конце месяца. За подробностями всех адресую сюда https://www.kommersant.ru/doc/8061411 Это лучшее, что пока есть в сети. Сразу скажу, что заявленный на 2026 г. дефицит бюджета в 1,6% точно не выполним. По этому году ожидается 3-3,5%, а радикального увеличения доходов как-то не просматривается.

Мои читатели знают, что я с первых дней СВО внимательно слежу за этой темой. Это https://cinecon.livejournal.com/?skip=20  предыдущий, январский материал на эту тему. В основном он был посвящён совершенно очевидному вредительству Набиуллиной нашей СВО. Но здесь я сосредоточусь на анализе действий Минфина (или логике Силуанова) по поиску источников финансирования СВО.

Самым сложным для Минфина был, без сомнения, 2022 год. Деньги были нужны здесь и сейчас,  нужная для финансирования СВО нормативно-правовая база отсутствовала, а уже имеющаяся просто мешала, например тендеры по госзакупкам. И пришлось спешно, в авральном порядке, принимать поправки в бюджет, приостанавливать нормы Бюджетного Кодекса (http://www.kremlin.ru/acts/news/67975), принимать специальные законы, расширяющие полномочия правительства (http://www.kremlin.ru/acts/news/67975) и так далее. Но одновременно наметился и позитивный процесс.  Бегство капиталов из России, которое в худшие годы нулевых годов достигало 160-180 млрд. долл. в год,  стремительно стало скатываться к нулю, спасибо санкциям. Деньги оставались в стране, создавали налоги и рабочие места, и как следствие, социальные программы особо не страдали.

Но такое счастье не может быть вечным. Здесь  https://statbase.ru/data/rus-account-balance данные ЦБ о том, как схлопнулось положительное сальдо платёжного баланса за время СВО. К середине 2024 г. стало понятно, что санкции сократили валютную выручку, а расходы на СВО привели к резкому увеличению сопутствующих затрат. Это и остро необходимые инвестиции в ВПК, и восстановление присоединённых территорий,   и пособия военным, их родственникам, беженцам и пострадавшим.  Перед Минфином встал естественный вопрос, как жить дальше, где брать деньги. А вариантов-то  всего два, или занимать, как в мировой истории было многократно, или выжимать из страны (из бизнеса и граждан) всё, что можно выжать. Первый путь рассмотрен в моём материале https://cinecon.livejournal.com/46480.html. Это апрель 2023 года. Интересующимся настоятельно рекомендую его посмотреть. В нём рассматривается «план А. Костина» по финансированию СВО. Этот план радикально отличается от того, что делал в 2023 г. и делает сейчас Минфин.

Итак, что делает на практике Минфин,  и как он изыскивает деньги на финансирование СВО и сопутствующих затрат. Уж если парадигма финансирования СВО с помощью безопасных заимствований отвергнута, то остаётся только одно, выжимать из страны. Сильные ходы Минфина: прогрессивная шкала НДФЛ с 2025 г., плюс 5% налога на прибыль с 2025 г., плюс 2% НДС с 2026 г.

С миру по нитке (Силуанову рубашка) – штрафы, утилизационный сбор на автотранспорт, бесплатные услуги МФЦ  (Мои документы),  вдруг ставшие платными, нормативы судебных издержек, сокращение бюджетных мест в вузах, увеличение очередей на плановые операции по ОМС и т.д. Если кто-то знает ещё какие-то направления, то присылайте, сделаю отдельный пост про крохоборство Минфина.

Добавим сюда рост стоимости услуг естественных монополий и тарифов ЖКХ. С них в Минфине тоже получат и налог на прибыль, и приподнятый НДС. Ещё есть невнятные обещания Минфина, которые длятся уже не первый год, частично приватизировать некие госкомпании с целью получения в бюджет от 100 до 300 млрд. руб. Как-то маловато для целей СВО будет.

Простой вопрос к Набиуллиной, а как влияет её ставка рефинансирования на директивную инфляцию, предписанную законом о бюджете и прописанную в постановлениях правительства?

А что будет делать Минфин, если СВО продлится ещё какое-то время? Какие налоги и на кого он ещё пролоббирует? Введёт ввозные пошлины на маркетплейсы? Отменит ипотечные программы и обвалит рынок жилья? Повысит акциз на бензин? Переведёт страну на мобилизационный режим с карточной системой, коммерческими магазинами и коммерческими ресторанами, которые должны быть в этой схеме государственными?

Текущая ситуация осложняется ещё и тем, что в экономике копятся так называемые скрытые долги. В первую очередь это безоглядные займы ВПК (мы же казённые, государство заплатит) и долги регионов. Если кто забыл, то в стране почти 70 регионов являются  дотационными. Видеть эту проблему наши денежные власти в упор не хотят. Вот здесь https://econs.online/articles/finansovaya-stabilnost/effekt-aysberga-grozit-li-rossii-bankovskiy-krizis/?utm_source=yandex_webpractik&utm_medium=cpc&utm_campaign=702495754%7CMK_%7C_EHffekt_ajsberga_oplata_za_lidy_sajt_econs_%7C_RF&utm_content=groupid%3A5626854236%7Ccoy%3A17227048838%7Cb%3Apremium%7Cp%3A1%7Cst%3Asearch%7Cs%3Anone%7Cr%3A20728%7Crn%3AКоролёв%7Cd%3Adesktop%7Cadt%3Anone&utm_term=none&ybaip=1&yclid=7224671394252455935 подробнейший отчёт о пустой говорильне под названием «Финансовый конгресс Банка России». Ни слова о том, как стране финансировать СВО, нет такой проблемы у Банка России, живёт себе банковская система изолированно от всей страны и у неё «всё хорошо, прекрасная маркиза».

А между тем проблему скрытых долгов в нашей экономике прекрасно видят западные аналитики. Вот здесь https://storage.googleapis.com/novaya-static/pdf/2025/09/24/dolgi-nashi-tiazhkie.pdf такой мягонький, сглаженный вариант  формулировки проблемы. А вот здесь https://smart-lab.ru/blog/1173453.php уже серьёзнее, со ссылкой на Блумберг.  Тут предельно серьёзно: ttps://navigatingrussia.substack.com/p/russias-hidden-war-debt  Но материал уже подтух из-за давности, сейчас ситуация ещё хуже. А это уже свежачок:  https://taxfree.livejournal.com/4617774.html  Настоятельно рекомендую посмотреть, добротная методичка, хорошо подогнанные под ответ цифры, хороший литературный русский из испанского далёка. У меня с этим автором давние счёты. Кому интересно, наберите taxfree в поисковике моего блога.

Анализировать и искать ошибки в материале taxfree смысла не имеет, ибо изначально он опирается на предпосылку о том, что финансировать СВО за счёт эмиссии ЦБ нельзя, это приведёт к инфляции. Понятно, что рано или поздно точно приведёт. Вопрос когда, завтра или через три года. При 70 трлн. руб. депозитов граждан в банковской системе дополнительные 7 трлн. руб. расходов на СВО, о которых говорит автор, через полгода вызовут инфляционный эффект в 1,0-1,5% и не более. На фоне реально существующей директивной инфляции никто этого даже не заметит.

Но ведь занимать правительство может не только у ЦБ.  А. Костин 2,5 года назад показал, где можно взять даже не 7, а 70 трлн. руб. Но это было тогда, за прошедшее время олигархи поиздержались без привычной подпитки из России, особняки, самолёты  и яхты обходятся дорого  Но в этом источнике 50-55 трлн. руб. точно просматриваются.

А теперь посмотрим, чего Минфин не делает. Он не ищет иные источники доходов, кроме тех, которые повышают интегральное (т.е. прямое и косвенное) налогообложение в стране.  А такие источники реально есть. И начинать нужно с порядка в ФТС и тех «окнах на границе» с Грузией и Казахстаном,  которые хорошо известны серому бизнесу. О схеме А. Костина уже говорилось. Ещё есть приём с рефинансированием скрытых долгов. Тут даже эмиссия не нужна. Долги ВПК превращаются в долгосрочные, и это снижает текущую нагрузку на Минфин по финансированию сопутствующих затрат на ВПК. Многие вопросы предприятия оборонки смогут решать за свои деньги, которые не пошли на погашение кредитов.  Можно вспомнить и про внешние займы. Понятно, что в долларах и евро напрямую занять невозможно. Но ведь мир уже многополярен, и на них свет клином не сошёлся. Если в Минфине не знают, как это сделать, пусть посмотрят на опыт наших олигархов, которые не просто занимают в Китае под смешной процент, но уже даже исхитрились выпускать в Китае пандаоблигации. Или вспомнят старый опыт Бориса Фёдорова, который в 90-е годы совершенно легально торговал в Лондоне акциями Газпрома при наличии прямого запрета на владение иностранцами этими акциями.  А ведь по этой схеме можно не только что-то продавать, но и брать кредиты под залог. Ну и любимая вишенка на торте – продажа Минфином контрольного пакета акции Сбербанка нашему ЦБ. В 2020 г. Минфин выкупил этот пакет у ЦБ за 2,2 трлн. руб. За пять лет пакет сильно подорожал. Сейчас это точно 5-6 триллионов, или полгода беспроблемного  финансирования СВО. Если поскрести по сусекам, то у Минфина ещё много чего найдётся. Так что на 2026-2027 года при таком подходе финансирование СВО с гарантией обеспечено.

Подведём итог. Проблемы с финансированием СВО очевидны. Более того, они нарастают. Путь, который избрал Минфин, подходит к своему логическому концу. Если идти по нему и дальше, то начнут нарастать уже не финансовые, а социальные проблемы. Значит,  военно-политическому руководству страны предстоит самостоятельно, вместо Силуанова, решить, как Минфину действовать дальше.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утюги с прослушкой – никакая не шутка и не фейк. Вам может показаться, что я или господин Шпак, солидный человек, или сотрудники спецслужб, попросту параноики и сошли с ума. Но вот в таком безумном мире мы живем. А это реальность.   ...
* * * Бег мурашек, Вздох желанный, Шёпот влажный Дрожью страшен. Без подошв Земле чужая, От щедрот Живёшь враждой. Однозвучен Крик протяжный, Дух бродяжный Твой измучен. Без божков Для всех блажная, Так вразброд Бредёшь княжной... PS. История этого ...
" ГУВД Москвы наконец-то объяснило причины задержания десятилетнего ребенка на Арбате Полицейские утверждают, что мальчик сам сказал , что собирает деньги и находится без присмотра взрослых. Согласно официальному сообщению, накануне вечером полицейские на Воздвиженке обнаружили ...
...
" Мы кормим самарцев почти 100 лет! " - такие надписи печатались на календарях с рекламой продукции самарского Хлебозавода №1. До своего столетнего юбилея предприятие не дожилошесть лет - производство остановилось в 2006 году. 2. История предприятия начинается до революции, в 1912 ...