
Вот и я как эта кошка...


![Вот и я как эта кошка... [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)
![Вот и я как эта кошка... [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)
Мне, признаюсь, лестно такое мнение о "Мире без лица", но я тону в сомнениях. Привыкла, понимаете ли, атрибутировать вещь по антуражу. Есть магические расы, клинковое и ударное оружие исторического характера, божества и монстры - значит, фэнтези. Так и запишем. А вот сейчас, под давлением старожила Самиздата, засомневалась.
Определенно, фэнтези - развивающийся жанр, в котором преобладающими формами являются рассказы, повести и романы-эпопеи. А у меня просто роман, не эпопея. И мистики с психологией там выше крыши. Между тем Борис Невский в "Мире фантастики и фэнтези" пишет: "НФ и фэнтези, написанное женщинами, отличает подчеркнутое внимание к внутренним переживанием героев с созданием их психологически достоверных портретов, а также детализация, вплоть до мелочей, придуманного мира и описываемых событий. Есть, конечно, и мужчины, которые пишут в похожей манере (Гай Гэвриел Кей, например), однако различие между авторами-женщинами и авторами-мужчинами все же присутствует. Мужчины больше акцентируют внимание на действии и идее, им интереснее «как» и «зачем». Женщин же привлекает «почему» — внутренний мир людей и причины их поведения. Так что мои романы не больно-то выбиваются из общей закономерности. И если Нил Гейман пишет фэнтези, уж я-то и подавно, как бы ни хотелось задрать нос повыше.
Но дело не во мне. Дело в векторах развития фэнтези.
Начиналась эта категория с имен славных и выдающихся. И пусть фэнтези никогда не насыщала повествование психологизмом, ее событийный и образный ряд заставлял задуматься над множеством философских и психологических дилемм. Конечно, среди проблем присутствовали так называемые вечные, то есть неразрешимые в принципе или разрешимые только при условии знания конкретики. Но главное, как мне кажется, не подсунуть читателю готовенькое решение, а навести на размышления.
Мы, кстати, долго не могли согласиться и в вопросе "Жанр ли фэнтези или только метод
Скажем, в приключенческом романе меньше фантастических, то есть фэнтезийных допущений. Например, возле Мыса Дурь нечто вылезло из океана и поглотило некую шхуну со всем экипажем. В брюхе монстра капеллан помолился и бздынькнул кадилом по монстровым кишкам. Выйдя с другого конца монстра, шхуна отныне и навсегда обречена спасать всех, кто тонет возле Мыса Дурь. Это предание. В ходе приключений реальные люди видят на горизонте силуэт заколдованной шхуны. Это допущение делает из приключенческого романа фэнтези? Или сперва надо попасть на палубу легендарного корабля и поручкаться с экипажем, сделавшим монстру гастроэктомию?
Можно придумать и другие варианты сплавления приключенческого романа с фэнтези. Получается, что антураж и допущение - не определяющий фактор. Или недостаточно определяющий. Нужен не только факт наличия соответствующего антуража и допущения, но и количественная оценка: скока вешать в граммах?
Конечно, всякий молодой жанр так себя ведет - примыкает то к одному, то к другому более старому жанру, заимствует методы, атрибуты и вообще все заимствует, до чего дотянется. Но с другой стороны, разве фэнтези такой уж молодой жанр? Если считать его папашей Толкиена, то ему уже лет восемьдесят. Не дитятко, прямо скажем.
Вот я и думаю, какими факторами-векторами руководствоваться при определении, что есть фэнтези. А заодно чтобы понять: существует ли фэнтези как самостоятельный жанр или это просто маркетинговый ход, позволяющий всех любителей приключений с участием магии, артефактов и мифологических персонажей направить к определенным полкам, чтоб не бродили где попало, не мацали сдуру Хайнлайна и Азимова?
Разумеется, любая классификация предполагает наличие пограничных объектов. Можно даже предъявить автору, поместившему себя в популярную категорию, претензию: что это вы, милсдарь, публику обманываете? Продаться получше хотите? Буркнул у вас из пещеры голос "Я великий бог Ахруамазда!" - и "будет им фантастика" (с)? Но если отринуть мысль о желании автора примкнуть к определенной маркетинговой разнарядке, то как "по-честному" определить, кто из ху в классификационном лесу?
|
</> |