Вот и всё. Московский троллейбус: 15.11.1933 - 25.08.2020
rajon_pride — 25.08.2020 Вот и всё. Сегодня глубокой ночью закончилась история московского троллейбуса. Не объявив об этом официально ни в одном источнике, повесив объявления на остановках только сегодня глубокой ночью,1. Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года и начало постепенно замещать собой трамвайное. Первые линии проходили в северо-западной части города. Бурное развитие сети происходило в 1950-е годы и к 1960 году сформировалась крупнейшая конфигурация её центральной части. В 1960-70-е годы троллейбусные линии были проложены по основным радиальным магистралям города, где перевозят пассажиров на расстояние, обычно не превышающее один-два перегона метро. Несмотря на то, что троллейбусные линии в центре города заменяли трамвайные, постепенно их тоже начали закрывать.
В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован.
15.11.1933 — открылась первая троллейбусная линия и маршрут № 1: Белорусский вокзал — Посёлок Сокол - этот день является днём рождения московского троллейбуса, в декабре следующего 1934-го года появляется маршрут № 2: Дорогомиловская Застава — Площадь Революции, 10 мая 1935-го года официально открылся 1-й троллейбусный парк на Ленинградском проспекте.
2. В октябре 1936-го появляется знаменитая "Букашка" - маршрут № Б: Колхозная (ныне Сухаревская) площадь — Площадь Восстания (ныне Кудринская), 9 июня 1937-го открылся 2-й троллейбусный парк рядом с Казанским вокзалом. В том же 1937-м в Москве появляется третить маршрут (под номером 3, что логично) Дорогомиловская Застава — Савёловский вокзал.
В следующем 1938-м троллейбусная сеть получает крупное развитие, появляются маршруты № 4: Киевский вокзал — Посёлок Совкино (ныне Мосфильм), 5: Комсомольская площадь — Измайлово, 6: Площадь Революции — Никольская больница (впоследствии - кинотеатр "Нева"), 7: Курский вокзал — Ржевский вокзал (ныне Рижский), 8: Курский вокзал — 1-я Хуторская улица, 9: Октябрьская (ныне Калужская) площадь — Комсомольская площадь, 10: Даниловская площадь — Курский вокзал.
28.07.1939 появляется маршрут № 12: ВСХВ (ВДНХ) — Коптево, затем открываются маршруты маршруты № 2к: Кутузовская слобода — Ржевский вокзал, 7к: Курский вокзал — Ржевский вокзал, 11: Курский вокзал — Сокольническая Застава, 13: Комсомольская площадь — Платформа «Северянин».
3. В октябре последнего предвоенного 1940 года — в Филях открылся 3-й троллейбусный парк (впоследствии - Филёвский автобусно-троллейбусный парк), также появляется на свет маршрут № 14: ВСХВ (ВДНХ) — Платформа «Северянин».
С началом войны в 1941-м году прекращают работу маршруты № 1, 2к, 7к, 8, однако при этом открываются новые: № 12к: Площадь Революции — Белорусский вокзал, 15: Кутузовская слобода — Сокольническая Застава, 16: Даниловская площадь — Измайлово (прекратил работу в том же году), 17: Площадь Свердлова — Рижский вокзал (прекратил работу в том же году).
4. В 1942-го появляется маршрут № 2к: Кутузовская слобода — Ржевский вокзал, в то же время прекращают работу маршруты № 7, 11, 14, 15. В 1943-м вновь появляется маршрут № 7: Киевский вокзал — Площадь Революции, но прекращает работу маршрут № 9.
5. В победном 1945-м открываются маршруты № 1: Добрынинская (Серпуховская) площадь — Площадь Дзержинского (Лубянская), 4к: Калужская Застава — Площадь Революции (прекратил работу в 1945—1948-х годах), 7к: Киевский вокзал — Мосфильм, 8: Площадь Восстания — Добрынинская площадь;
прекратил работу маршрут № 13.
В 1946-м открылся маршрут № 11: Площадь Коммуны (Суворовская) — Площадь Революции, в 1947-м маршрут № 2к перенумерован в № 9; а также открываются маршруты № 9к: Курский вокзал — ВСХВ; 13: Площадь Коммуны — Театральный проезд, 14: Сокольническая Застава — ВСХВ, 15: Малые Лужники — Колхозная площадь, а также прекращает работу маршрут № 12к.
В 1949-м появляются маршруты маршруты № 15к: Метро «Кропоткинская» — Рахмановский переулок, 16: Таганская площадь — Хохловка, 17: Площадь Восстания — Театральный проезд, 18: Краснопресненская Застава — 1-я Хуторская улица. В 1950-м прекратил работу маршрут № 9к.
6. В 1951-м году маршрут № 17 меняет свой номер на № 5к (прекратил работу в 1951—1955-х годах), в
1952-м маршрут № 15к перенумерован в № 17, а также открылся маршрут № 19: Площадь Ногина (Китай-Город) — Застава Ильича (Рогожская Застава).
В 1953-м появляется ещё один старейший и интереснейший маршрут № 20: Площадь Революции — Серебряный бор. 01.08.1954 открылся маршрут № В — Выставочный, который ходил по кругу на территории ВДНХ.
Также в 1954-м появляются маршруты № 21: Метро «Аэропорт» — Песчаная площадь, 22: Казанский вокзал — Мейеровский проезд (Проспект Будённого). В 1955-м открылись маршруты № 13к: Марьина Роща — Театральный проезд, 23: Площадь Ильича (Рогожская Застава) — 1-я Хуторская улица.
7. В 1956-м появляется один из самых самобытных маршрутов московского троллейбуса № 24: Метро «Красные Ворота» — Авиамоторная улица, который до самого своего последнего дня практически не менялся. 11.11.1957 — Щепетильниковское трамвайное депо в районе Миусской площади и Лесной улицы переоборудовано в новый 4-й троллейбусный парк; в том же году открываются маршруты № 25: Добрынинская площадь — Мейеровский проезд, 26: Таганская площадь — Метро «Автозаводская», 27: Таганская площадь — МЗМА.
В 1958-м открылся маршрут № 2к: Кутузовский проспект — Рижский вокзал. Годом позже, в 1959-м открылись маршруты № 28: Крымская площадь — МГУ, 29: Неглинная улица — Преображенская площадь, 30: Проезд Энтузиастов — Перово поле, 31: Стадион имени Ленина (Лужники) (южная) — Рахмановский переулок, 32: Электрозаводский мост — 9-я улица Соколиной Горы, 33: Метро «Октябрьская» — 4-я улица Строителей (улица Кравченко).
В 1960-м продолжается бурное развитие маршрутов сети: появляются маршруты № 21к: Метро «Аэропорт» — Путепровод Окружной железной дороги, 23к: Площадь Ильича — 1-я Хуторская улица, 34: Киевский вокзал — Мосфильмовская улица, 29, 35: Метро «Краснопресненская» — Серебряный бор, 36: ВДНХ (южная) — Гостиница «Останкино».
8. В 1961-м открылся маршрут № 37: Метро «Университет» — Улица Кравченко, тогда же 3-й троллейбусный парк объединился с 8-м автобусным в Филёвский автобусно-троллейбусный парк. 26.07.1962 в Останкино открылся 6-й троллейбусный парк. В том же 1962-м прекратил работу маршрут № 37, но открылось несколько новых маршрутов: № 38: Шарикоподшипниковская улица — Ветеринарная академия, 39: Площадь Маяковского (Триумфальная) — Улица Генерала Ермолова, 40: Велозаводская улица — Рыбокомбинат.
01.01.1963 трамвайное депо имени И. И. Артамонова в районе Девичьего поля переоборудовано в новый 5-й троллейбусный парк, в том же году прекращают работу маршруты № 2к, 21к, 23к, но появляются новые: № 37: Метро «Добрынинская» — Кинотеатр «Ангара», 41: Площадь Дзержинского — Преображенская площадь, 42: Площадь Коммуны — Рижский вокзал, 43: Метро «Аэропорт» — Карамышевская набережная, 44: Метро «Сокол» — Площадь Академика Курчатова, 45: Бауманская площадь — Площадь Дзержинского, 46: Площадь Дзержинского — 4-я Кабельная улица (прекратил работу в том же году), 47: Крымская площадь — 34-35-й кварталы Юго-Запада.
30.10.1964 в Нагатино открывается 7-й троллейбусный парк, появляются маршруты № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко, 46: Киевский вокзал — Раменки, 48: Площадь Дзержинского — Гостиница «Турист», 49: Метро «Университет» — Балаклавский проспект, 50: Метро «Таганская» — Проспект 40 лет Октября.
В 1965-м открылись маршруты № 21к: Метро «Аэропорт» — Серебряный бор, 49к: Метро «Профсоюзная» — Балаклавский проспект, 51: Метро «Измайловская» — 5-я Парковая улица, 53: Площадь Прямикова — Перовская улица.
9. В 1966-м появляются маршруты № 52: Метро «Профсоюзная» — Кинотеатр «Ангара», 54: Белорусский вокзал — Метро «Филёвский парк», 55: Метро «Первомайская» — 15-я Парковая улица, 56: Белорусский вокзал — Бескудниковский бульвар. В 1967-м открылись маршруты № 50к: Метро «Текстильщики» — Проспект 40 лет Октября, 57: Метро «Войковская» — Большая Академическая улица, 58: Метро «Речной вокзал» — Петрозаводская улица, 59: Метро «Сокол» — Улица Генерала Глаголева.
В 1968-м прекратил работу маршрут № 13к, открылись маршруты № 16к: Яузские ворота — Хохловка, 60: Таганская площадь — Карачаровский железнодорожный переезд. В 1969-м открылись маршруты № 36к: ВДНХ (южная) — Гостиница «Алтай», 61: Метро «Сокол» — Карамышевская набережная, 62: Метро «Октябрьская» — Улица Миклухо-Маклая, 63: Метро «Кузьминки» — Нижние поля, а также прекратил работу маршрут № 60. В 1970-м прекратил работу "выставочный" маршрут № В на ВДНХ.
10. В 1972-м году прекращает работу маршрут № 44, а также открылся маршрут № 64: Метро «Войковская» — Прибрежный проезд, однако он прекратил работу в том же году. В 1973-м маршрут № 21к перенумерован в № 65, прекращается работа маршрута № 34к. В том же году вводится новый маршрут № 60: Метро «Варшавская» — Метро «Новые Черёмушки».
В 1974-м прекратил работу маршрут № 36к, но открываются маршруты № 64: Метро «Выхино» — Ивановское и № 66: Тишинская площадь — Шелепихинский мост. В 1975-м сеть увеличивается ещё на два маршрута: № 67: Метро «Каширская» — Орехово 3-е и № 68: Проезд Энтузиастов — Ивановское.
В 1976-м прекратил работу маршрут № 11, но открываются три новых маршрута: № 44: Метро «Полежаевская» — Улица Курчатова, 70: Метро «Аэропорт» — Братцево, 71: Метро «Добрынинская» — Орехово 3-е. В 1977-м появляется на свет маршрут № 69: ВДНХ (южная) — Петровские ворота.
11. Дальше сеть продолжает расти ударными темпами. В 1978-м появляются маршруты № 72: Метро «Варшавская» — Улица Островитянова, 73: ВДНХ (южная) — 6-й микрорайон Бибирева, в 1979-м открылся маршрут № 75: Метро «Текстильщики» — Улица Академика Скрябина.
В 1980-м введены маршруты № 11: Метро «Каширская» — Липецкая улица, 33к: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко, 76: Метро «ВДНХ» — Холмогорская улица, 80: Метро «Медведково» — 6-й микрорайон Бибирева, затем после годичного перерыва, 06.01.1982 открылся маршрут № 81: Метро «Варшавская» — 17-й микрорайон Ясенева, а 15.04.1982 открылся 8-й троллейбусный парк на Электролитном проезде. В том же 1982-м появляется маршрут № Бк — Садовое кольцо (внутреннее).
В 1983-м открылся маршрут № 11к: Метро «Каширская» — Липецкая улица, а годом позже - маршрут № 38к: Метро «Текстильщики» — Волжский бульвар.
12. В 1985-м прекратил работу маршрут № 33к, одновременно вводятся маршруты № 72к: Метро «Варшавская» — Тарусская улица, 74: Метро «Кузьминки» — Марьино. В 1986-м открылись маршруты № 5к: Метро «Краснопресненская» — Савёловский вокзал, 77: Ивановское — Улица Плеханова, 78: Савёловский вокзал — Вагоноремонтная улица. Одновременно впервые за долгое время прекратило работу сразу несколько маршрутов: № 19, 23, 50к, 63, 72к.
В 1987-м прекратили работу маршруты № 16к, 81 и открылись маршруты № 19: Метро «Сокол» — Крылатское, 23: Метро «Измайловская» — Уссурийская улица, 63: Площадь Дзержинского — Карачаровский железнодорожный переезд.
В 1989-м прекратил работу маршрут № 37, в 1990-м закрыли маршрут № 11к и открыли маршрут № 79: Стадион имени Ленина (южная) — Новый Арбат.
В последнем советском 1991-м году открывается маршрут № 83: Лубянская площадь — Комсомольская площадь и прекращают работу маршруты № 44, 49к. Однако, нельзя сказать, что эпоха расцвета московского троллейбуса полностью завершилась.
13. Во время пребывания на посту мэра Юрия Лужкова троллейбусная сеть особенного развития не получила, однако производилось своевременное обновление подвижного состава. Последние троллейбусные линии открылись в 1992 году, когда мэр только вступил на должность. Из-за постоянных пробок в центре в 2000-х годах открылось множество укороченных маршрутов, большинство из которых спустя несколько лет отменилось.
В 1992-м появляются маршруты № 20к: 2-й Часовой завод — Серебряный бор, 22к: Электрозаводский мост — 16-я Парковая улица, 44: Автозаводский мост — Аннино, 85: Метро «Профсоюзная» — Проезд Карамзина, вместе с последним открылась последняя вновь построенная линия XX века по Севастопольскому проспекту, улице Айвазовского, Тарусской (Ясногорской) улице от улицы Миклухо-Маклая до Голубинской улицы. Одновременно с этим прекратили работу маршруты № 40, 46.
14. В 1993-м открылись маршруты № 6к: Метро «Войковская» — Кинотеатр «Нева», 37: Красная площадь — Нагорный проезд, 70к: Универсам — Братцево, 84: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко и прекратили работу маршруты № 22к, 79. В 1994-м открылся маршрут № 29к: Сущёвский Вал — Улица Милашенкова.
В 1995-м открылись маршруты № 21к: Метро «Полежаевская» — Серебряный бор (позднее ставший рейсами маршрута № 21), 40: Велозаводская улица — Аннино, 43к: Метро «Войковская» — Карамышевская набережная, 46: Велозаводская улица — Метро «Коломенская» и снова прекратил работу маршрут № 44.
В 1996-м открылись маршруты № 75к: Метро «Текстильщики» — Улица Академика Скрябина (прекратил работу тогда же в 1990-х), 79: Стадион «Лужники» (южная) — Новый Арбат.
В 1997-м году, когда Москва праздновала своё 850-летие, открылись маршруты № 16к: Таганская площадь — Карачаровский железнодорожный переезд, 35к: Метро «Полежаевская» — Улица Тухачевского.
11.10.1997 прекратил работу маршрут № 37: Нагорный проезд — Красная площадь, но одновременно 01.12.1997 возродился на новом месте маршрут № 44: Улица Генерала Ермолова — Метро «Александровский сад».
15. В 1998-м году прекращается работа маршрута № 66 (ещё не навсегда), 01.04.1998 открылся маршрут № 86: Серебряный бор — Белорусский вокзал (2-й часовой завод). В декабре 1999-го открылся маршрут № 81: Метро «Варшавская» — Битцевский рынок. В том же 1999-м открылись маршруты № 37: Орлово-Давыдовский переулок — Гостиница «Останкино», 87: Улица Лебедева — Ленинский проспект, прекратили работу маршруты № 43к, 83, а маршрут № 82 перенумерован в № 11к.
01.09.2000 прекратил работу маршрут № 87, 27.12.2000 прекратил работу маршрут № 46 и открылся новый маршрут № 88: Автозаводский мост — Аннино. В первый год нового тысячелетия и XXI века открылся маршрут № 8к: Москворецкий рынок — Метро «Нагатинская» (15.01.2001), прекратил работу маршрут № 6к (19.01.2001), а затем открылся маршрут № 46: Велозаводская улица — Метро «Коломенская» (13.12.2001) и прекратил работу открытый годом ранее маршрут № 88.
16. 15.03.2003 года прекратил работу маршрут № 8к, 09.05.2003 — открылся маршрут № Т: ВВЦ (южная) — Шереметьевский путепровод, 01.09.2003 прекратил работу маршрут № 16к, 16.11.2003 — прекратил работу маршрут № Т.
15.02.2004 года открылся маршрут № 41к: Метро «Преображенская площадь» — Уссурийская улица, 25.12.2004 — открылся маршрут № 12к: Белорусский вокзал — Больница МПС.
В 2004—2005 годах был снесён 5-й троллейбусный парк, который впоследствии будет возрождён на месте старого Краснопресненского трамвайного депо.
21.11.2005 года открылись маршруты № 48к: Капельский переулок — Гостиница «Турист», 63к: Метро «Таганская» — 138-й квартал Выхина, 01.12.2005 - открылись маршруты № 3к: Самотёчная площадь — Улица Милашенкова, 10к: Даниловская площадь — Новый Арбат, 14к: Капельский переулок — Платформа «Северянин», 22к: Электрозаводский мост — 16-я Парковая улица, 33к: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко, 47к: Сущевский Вал — Бескудниковский бульвар, 56к: Сущевский Вал — Базовская улица, 71к: Метро «Каширская» — Каширское шоссе, 148, 78к: Сущёвский Вал — Вагоноремонтная улица.
17.01.2006 года открылся маршрут № 1к: Метро «Нагатинская» — Кинотеатр «Ударник», 01.03.2006 открылся маршрут № 15к: Стадион «Лужники» (северная) — Трубная площадь и прекратил работу маршрут № 14к. 17.07.2006 маршрут № 71к перенумерован в № 67к.
17. 19.03.2007 маршруты № 22к, 41к перенумерованы в № 87, 83, 15.05.2007 маршруты № 5к, 12к перенумерованы в № 95 и 82 соответственно. 18.05.2007 открылся маршрут № 79к: Стадион «Лужники» (южная) — Новый Арбат, 19.05.2007 открылся маршрут № 25к: Комсомольская площадь — Проспект Будённого. 08.09.2007 открылся маршрут № 31к: Стадион «Лужники» (южная) — Трубная площадь и прекратили работу маршруты № 5, 15к.
21.04.2008 года прекратил работу маршрут № 47к, 28.04.2008 спустя несколько лет вновь открылся маршрут № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко, 11.08.2008 открылся маршрут № 6к: Метро «Войковская» — Кинотеатр «Нева». 01.12.2008 маршрут № 25к перенумерован в № 88, а также вновь прекратил работу маршрут № 34к. 27.12.2008 прекратил работу маршрут № 10к.
03.08.2009 года вновь прекратил работу маршрут № 6к и открылся маршрут № 43к: Прибрежный проезд — Метро «Войковская». 01.12.2009 — прекратили работу маршруты № 56к, 78к.
07.06.2010 года прекратил работу маршрут № 48к, 13.09.2010 открылся маршрут № 20к: Метро «Полежаевская» — Серебряный бор, позднее ставший рейсами маршрута № 20.
18. И вот ушёл Лужков и наступила собянинская эпоха, ставшая для московского троллейбуса роковой. Ещё при вступлении на пост мэра Собянин объявил, что троллейбусная сеть будет ликвидирована, хотя изначально это планировалось лишь в центре. По факту началом тотальной ликвидации троллейбусов обычно считают 2014 год из-за закрытия одного парка и 3-х маршрутов. Поначалу ничто, кроме слов не предвещало особой беды. 03.11.2011 маршрут № 31к объединился с маршрутом № 31.
03.02.2012 года по маршруту троллейбуса № 34 по рабочим дням организуются короткие рейсы № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко, позднее ставшие самостоятельным маршрутом, 10.08.2012 — прекратил работу маршрут № 69. Это стало первым тревожным звоночком.
15.09.2013 неожиданно происходит открытие аж целой новой (правда, последней) троллейбусной линии, связавшей метро «Юго-Западная» с конечной станцией «Озёрная улица», пройдя по улицам Покрышкина и Никулинской. Появление линии связано с закрытием конечной станции «Метро „Юго-Западная“» ради строительства какого-то ТЦ.
11.11.2013, словно Феникс из пепла возродился несколько видоизменённый маршрут № 66: Метро «Филёвский парк» — Метро «Краснопресненская».
19. А вот затем начался погром.
12.04.2014 — выпуск троллейбусов 4-го троллейбусного парка прекращён;
23.06.2014 — прекратил работу маршрут № 46;
04.07.2014 — прекратил работу маршрут № 25;
24.11.2014 — прекратил работу маршрут № 75;
17.07.2015 — прекратил работу маршрут № 67к;
03.08.2015 — прекратили работу маршруты № 68, 87;
01.10.2015 — маршрут № 3к объединился с маршрутом № 3;
28.11.2015 — прекратил работу маршрут № 35к;
05.12.2015 — маршруты № 79к, 95 объединились с маршрутом № 79.
20. 02.05.2016 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 1, 2, 9, 15, 31, также прекратил работу маршрут № 44;
07.07.2016 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № Б, Бк, 3, 10, 39, 47, 79;
08.10.2016 — прекратили работу маршруты № 1к, 33к, 84, тогда же маршруты № 33, 62 перенумерованы в № м4, № 16, 63 в № м7, № 45 в № м8 и открылись маршруты № м4к: Улица Кравченко — Кинотеатр «Ударник», м7к: Карачаровский путепровод — Метро «Лубянка»;
07.11.2016 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 67;
03.12.2016 — открылся последний в истории московоского троллейбуса новый маршрут № 75: Новокосино — Ивановское. Московский троллейбус впервые (и в последний же раз) в своей истории вышел за пределы МКАД.
В 2017-м погром продолжился ещё более ударными темпами:
11.02.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 55;
18.03.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 29, 29к;
29.04.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 13, 32;
13.05.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 71;
29.05.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 18;
03.06.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 51, 86;
05.06.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 88;
10.06.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № м8;
17.06.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № м7, м7к и полностью прекратил работу маршрут № 23;
05.08.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 78, а маршрут троллейбуса № 63к перенумерован в № 63;
25.08.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 26, 63;
26.08.2017 — прекратил работу маршрут № 48;
07.10.2017 — прекратили работу маршруты № м4к, 37;
25.11.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 19.
При этом 2010 по 2018 год Мосгортрансом было приобретено 573 новых троллейбуса.
21. 2018-й стал для московских "рогатых" небольшой передышкой. 21.04.2018 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 56, а по маршруту троллейбуса № 7 были введены ежедневные короткие рейсы № 7к: Метро «Парк Победы» — Метро «Октябрьская».
С 01.09.2018 на всех троллейбусных маршрутах, наравне с автобусом и трамваем, действует бестурникетный режим.
В 2019-м погром московского троллейбуса грянул с новой силой:
09.02.2019 — прекратил работу маршрут № 12;
12.03.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 36;
30.03.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 73;
08.05.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 80;
18.05.2019 — переведены на обслуживание автобусами маршруты аж семь маршрутов № 7, 11, 17, 34, 34к, 38, 50;
15.07.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 76;
01.08.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 83;
09.09.2019 — переведены на обслуживание электробусами маршруты № 14, 42, а также переведён на обслуживание автобусами маршрут № 41. В этот же день выпуск троллейбусов филиала «Северо-Восточный» (бывший 6-й парк) прекращён;
02.11.2019 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 53;
11.11.2019 — выпуск троллейбусов основной площадки филиала «Центральный» прекращён.
22. А затем грянул последний год московского троллейбуса, 2020-й, когда было решено его окончательно добить.
01.02.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 24;
15.02.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 66;
10.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 6;
16.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 11к;
18.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 58;
21.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 54;
23.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 43к;
28.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 75;
30.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 70к;
30.04.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 81;
23. 10.05.2020 — выпуск троллейбусов площадки «Ходынская» филиала «Центральный» прекращён;
14.05.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 35;
21.05.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 49, 52;
01.06.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 21, 27, 61, 74, 77, 82;
11.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 40;
17.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 43;
18.06.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 8, 57;
19.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 30;
13.07.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 4, 65;
20.07.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 85;
03.08.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 22, 70;
17.08.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 20.
24. И, наконец, сегодня 25.08.2020 были закрыты и переведены на вонючие автобусы последние 6 остававшихся в Москве маршрутов: № 28, № 59, № 60, № 64, № 72 и № М4 (его перевели на электробусы, отжав их с других маршрутов и урезав трассу до «Октябрьская», потому что аккумуляторов "инновационного" транспорта на всю трассу не хватает, как и предполагалось).
25. И на этом жизнь московского троллейбуса оборвалась.
26. Наш старый-добрый "рогатый", переживший Великую Отечественную, Перестройку и 90-е, загнулся от рук приезжих временщиков, для которых любовь к Москве и её истории - пустой звук.
27. Не услышать больше на улицах столицы мерного гула электродвигателей родом из детства...
28. Не запрыгнуть больше в вечерний троллейбус...
29. Ушла эпоха. Ушла частичка Москвы и это отозвалось болью в душе каждого настоящего москвича, который ценит свой город и его историю.
30. Боюсь, как бы теперь в очередь на уничтожение не встал и трамвай. Как мы видим, закупка нового подвижного состава отнюдь не мешает мэрии ломать созданное другими и с барского плеча раздавать новую технику в регионы.
31. Напоследок хочу ещё показать немного стареньких фото с классикой московского троллейбуса - ЗиУ, сделанных некогда Стасом (sd3), когда он трудился рядом со 2-м парком на Новорязанской улице.
32.
33.
34.
Также хочу привести для истории несколько любопытных схем системы московского троллейбуса, найденных на просторах сети. Пусть будут, чтобы помнили:
35. Схема линий московского троллейбуса на апрель 2003-го года (по клику откроется в новом окне).
36. Ноябрьская схема 2004-го года (по клику откроется в новом окне).
37. Схема путевого развития московского троллейбуса по состоянию на март 2007-го года (по клику откроется в новом окне).
38. Схема троллейбусных маршрутов по состоянию на август 2010-го года (по клику откроется в новом окне).
39. Последняя "допогромная" схема маршрутов. Ноябрь 2012, правда, 69-го маршрута уже нет (по клику откроется в новом окне).
40. А это уже январь 2017-го. Как говорится, сравнивайте (по клику откроется в новом окне).
41. И, наконец, февраль этого 2020-го года. Уже мало что осталось от некогда самой большой сети в мире (по клику откроется в новом окне).
Также хотел бы порекомендовать всем интересующимся историей московского троллейбуса и его маршрутов вот этот замечательный сайт, на котором можно найти много интересного - http://trolley.ruz.net/history/
Вот и всё. Прощай, троллейбус! Нам, коренным москвичам, будет тебя не хватать.
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры - матросы твои -
приходят
на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.
(с)
|
</> |