Вот что подумалось
miklukho_maklay — 20.11.2009 20 апреля Литературный салон «На Самотеке» встречал поэта Олесю Николаеву.Публики было немного, и она была своя: интеллигентного вида дамы со спутниками или без, а также студенты Литинститута. Пока Дима и Наташа обстоятельно представляли гостью…
…она внимательно слушала их из зала
Программа Олеси Николаевой была выстроена традиционно. Зацепившись за слова ведущих про свою «успешность», героиня вечера сказала, что никогда не мерила свою жизнь, жизнь подчас очень нелегкую, категорией успеха. После этого Николаева прочла внушительный ряд стихотворений, начав с эффектного «Майора». Наиболее свободные в ритмическом отношении акцентники она сопровождала дирижирующим движением рукой – чтобы ритм был ощутимей.
Сделав перерыв в чтении, Олеся Николаева стала отвечать на вопросы. Притом что было заметно, что читать стихи ей нравится больше, чем отвечать на записки, каждый вопрос удостаивался развернутого ответа, так что часть записок осталось на столе неразвернутыми. Олеся Николаева рассказывала о своей работе над прозой, о муже Евгении Вигилянском – самом строгом критике, в котором руководство Пресс-Службой Патриарха не вытравило выпускника Литинститута. Из рассказа поэта можно было узнать, что отсутствие вдохновения, стихов переживается очень тяжело: «если не пишешь – целостность твоей души, твоей психеи разрушается».
Из современной прозы Олеся Николаева выделила жзловского «Григория Распутина» Алексея Варламова, «Свободу» Михаила Бутова, «Третье дыхание» Вал. Попова; вспомнила и «классику» – «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера. Из поэтов же – всех лауреатов премии «Поэт», а также Ю.Кублановского и Н.Кононова. Произнесла Олеся Николаева и речь в защиту поэта Владимира Бенедиктова, творчество которого в определенных моментах на 100 лет опередило свое время: некоторые вещи поэта («Переезд на дачу», «Игра в шахматы» и др.) звучат совсем по-обэриутски. Перечислила О.Николаева своих любимых поэтов – Державин, Пушкин, Фет, Анненский, Ходасевич, Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева. С последней у выступающей отношения развивались весьма драматично: от любви к пониманию – «она меня погубит» опасной для молодого человека негативной установкой «одна из всех за всех противу всех», поэтому с Цветаевой наша поэтесса «боролась как с демоном»
Вопрос о любимых странах (Греция, Франция) побудил Олесю Николаеву вновь вернуться к чтению стихов – на этот раз был выбран цикл «Испанские письма». Закончилось чтение эффектным стихотворением «Молодые испанки все прекрасны…»
Уже пошел третий час, но Олеся Николаева успела ответить еще на несколько записок – столь же обстоятельно, как и на предшествующие, а потому и не на все. Она рассказала о своих предчувствиях гибели Европы, теряющей свою христианскую составляющую, о том, как в 60-е – 70-е годы комсомольцы гоняли Крестные ходы на Пасху, хрюкая и мяукая из кустов, преследуя верующих (что очень напомнило нынешние провластные группировки, сходным образом гоняющие «несогласных»). Закончила Олеся Николаева размышлением об акцентном стихе: ее стих, по собственному признанию, восходит к свободному стиху Псалтири, разве что от рифмы не всегда удается отказаться. Было очень заманчиво взять – и этим стихом сказать что-то о современных вещах. Хотя в среде ценителей традиционного стиха такие формы воспринимались нередко как юродство.
Примерно на месяц Литературный салон приостанавливает свою деятельность: это связано и с грядущими майскими праздниками, и с перегруженностью ведущих салона. Ближайший вечер ожидается 18 или 25 мая, возможно, это будет замечательный поэт Владимир Гандельсман.
|
</> |