Восставшие из ада: о чём задумался «Мыслитель» Огюста Родена
sergeytsvetkov — 15.09.2025
Самые известные скульптуры мастера — это лишь фрагменты его неоконченного творения для музея, который так и не был построен.

Огюст Роден, «Врата ада», гипсовый рельеф
Когда Огюст Роден получил заказ на «Врата ада» в 1880 году, ему было чуть больше сорока. Тогда ещё никто не знал, что работа над этой монументальной бронзовой дверью займёт почти всю его жизнь, превратится в бесконечный эксперимент и станет лабораторией для множества его будущих шедевров. Вместо привычного декоративного ансамбля Роден создал мир на грани кошмара и поэзии.
В 1880-х годах власти Франции задумали создать новый музей декоративных искусств на месте сгоревшего дворца Орсе. Фасад здания должен был впечатлять роскошью коллекций, поэтому для главного входа заказали изысканные бронзовые двери. Выбор пал на Огюста Родена — художника, известного своими смелыми работами, которые вызывали бурные дискуссии. Одни видели в них революцию, другие — кощунство.
Роден задумал масштабное произведение искусства, которое могло бы сравниться с шедеврами прошлого. Его вдохновили ворота Лоренцо Гиберти в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции — знаменитые «Врата рая». В отличие от Гиберти, который изображал библейские сюжеты, Роден выбрал ад из «Божественной комедии» Данте. В 1880 году он получил аванс от Департамента изящных искусств и начал работу. Так началась его тридцатисемилетняя творческая одиссея, завершившаяся только после его смерти в 1917 году.
За эти годы Роден сотворил более двухсот фигурных этюдов. Он бесконечно переставлял композиции, искал драматические акценты, менял пропорции. Многие из этих персонажей превратились в самостоятельные произведения. Так появились «Мыслитель» и «Поцелуй» — символы мирового искусства, которые когда-то были лишь деталями хаотичного рельефа «Врат».
Все сроки были нарушены. Когда министерство потребовало завершить работу, Роден вернул аванс и деньги за бронзовое литьё. Он не желал заканчивать проект по требованию, потому что «Врата ада» превратились для него в нечто большее, чем просто заказ. Впрочем, в скоом времени власти и сами отказались от идеи музея в здании Орсе. Врата утратили своё первоначальное предназначение, но приобрели новый смысл — стали символом вечного творческого поиска.
После смерти мастера гипсовый макет восстановили, а затем отлили бронзовые копии. Теперь «Врата ада» можно увидеть в Токио, Филадельфии, Цюрихе, Сеуле, Стэнфорде и Мехико. Оригинал из гипса хранится в музее Орсе. Он расположен в здании бывшего вокзала. Ирония судьбы: там, где когда-то хотели построить музей декоративных искусств, теперь находится музей, в котором «Врата ада» нашли свой дом.
В этом странном историческом круге есть своя поэзия: ворота, задуманные как вход, стали финальной точкой — входом в мир Родена. Здесь скульптура оживает, превращаясь в бурю эмоций, страстей и откровений.
10 деталей «Врат ада» Огюста Родена

1. «Мыслитель». Изначально скульптура задумывалась как образ Данте, который наблюдает за страданиями грешников в аду. Однако со временем «Мыслитель» превратился в более обобщённый символ. Французский арт-критик Бернар Шампиньоль отмечает, что эта скульптура символизирует стремление человеческого разума постичь тайны Вселенной, понять смысл жизни и предназначение человека. Копии «Мыслителя» можно встретить в различных городах мира, а бронзовая версия этой статуи установлена на могиле её создателя в Мёдоне.

2. «Три тени». Эти скульптуры изображают одну и ту же фигуру в различных ракурсах, что придает им динамику и показывает последовательные фазы движения. Роден стремился передать движение и жизнь через свои работы, и эти фигуры не являются исключением. По задумке скульптора, «тени» символизируют безвыходность. Они расположены на вершине «Врат ада» и служат отсылкой к строке из «Божественной комедии» Данте: «Входящие, оставьте упования».

3. «Паоло и Франческа» . В «Божественной комедии» Данте описывает вечное скитание по второму кругу ада двух душ, наказанных за прелюбодеяние. Эти души принадлежат Франческе и Паоло, чья история была широко известна в Италии того времени. Франческа была выдана замуж за Джованни Малатесту, человека грубого и уродливого. Она начала изменять мужу с его младшим братом Паоло. Когда ревнивый супруг застал их в момент измены, он убил обоих.

4. «Любовь убегает». Паоло и Франческа в скульптуре Родена символизируют мимолетность любовных радостей или недостижимость идеала. Эти образы заменили другую версию влюбленных, которая была слишком оптимистичной и не соответствовала общему замыслу. Из отвергнутой версии возникла знаменитая скульптура «Поцелуй».

5. «Граф Уголино». В «Божественной комедии» Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, подвергается мучениям в девятом круге ада, где находятся те, кто предал свою родину и единомышленников. Прототипом скульптуры послужил известный своими интригами граф Уголино, который захватил власть в Пизе, но был свергнут архиепископом Руджери. Уголино вместе с сыновьями и внуками был заточен в башню, где они умерли от голода. В «Божественной комедии» Уголино изображен грызущим череп своего врага, однако Роден представил его склонившимся над телами своих детей. Поль Гзелль, автор книги, основанной на диалогах с Роденом, интерпретирует эту скульптуру как изображение графа, в котором борются две сущности: одна, животное, стремящееся насытиться, и другая, мыслящая и любящая, испытывающая отвращение к такому чудовищному поступку.

6. «Старая куртизанка». Образ пожилой женщины, чья красота не устояла перед временем, является отсылкой к балладе поэта XV века Франсуа Вийона «Жалобы прекрасной оружейницы». Героиня этой баллады оплакивает утраченную молодость и былые любовные радости. Размышления о бренности всего земного и телесного — это распространённый мотив в литературе Средневековья.

7. «Я прекрасна». Название произведения перекликается с «Красотой» Шарля Бодлера, одного из любимых авторов Родена. В этом стихотворении говорится о вечном совершенстве, которое вдохновляет творцов. Роден создал отдельные скульптуры для обоих персонажей: «Скорчившуюся женщину», известную также как «Похоть», и «Падающего мужчину». Последнюю скульптуру Роден разместил не только на «Вратах ада» на правой пилястре в паре с фигурой девушки, но и в двух других местах композиции.

8. «Кариатида». На «Вратах ада» фигура кариатиды не поддерживает каменный свод, а скорчилась в позе отчаяния и не может нести никакой ноши. Роден также создал эту скульптуру как отдельное произведение в нескольких вариантах: в одном она падает под тяжестью камня, а в другом — под весом большой урны с прахом.

9. «Сирены». В «Божественной комедии» не упоминаются полуженщины-полуптицы из греческой мифологии, которые своими чарующими голосами заманивали жертв на остров. Однако Роден, возможно, нашел в них замену трем змееподобным фуриям из поэмы Данте — устрашающим существам, охраняющим адскую столицу. Скульптор придал своим сиренам более человеческий облик.

10. «Отчаяние». Роден любил, чтобы его обнаженные натурщики вели себя в студии свободно, когда он занимался другой работой. Это позволяло ему внимательно наблюдать за естественными движениями людей. Одну из необычных поз для безымянной грешницы он увидел у модели, которая устала сидеть и потянулась, чтобы размять спину.
По материалам в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Главная пушка подполковника Фийю
9 октября Кэтрин посетила благотворительную организацию Home-Start в Оксфорде
Финальная партия: Трамп срочно собирает высших офицеров США со всего мира. Что
Во Серебряном бору... Часть вторая
Литературная прогулка
В Чечне обвинили Центробанк: конфликт вокруг замены 500-рублёвой купюры
"Натюрморт с невестой", 2010 г. Юрий Клапоух (р. 1963)
в бешенном темпе!!

