ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПИЩЕВОЙ ЦЕПОЧКИ
markshat — 01.02.2021Плохо, когда менеджер проектов, связанных с культурой, присваивает себе экспертные качества. Тогда культура теряет свои субстанциональные свойства и сводится к тусовочности. Главной фигурой становится не тот, кто производит культуру, а тот, кто её продвигает. Непроходимая посредственность, не способная сама произвести ничего такого, что имело бы самостоятельную ценность, становится важнее того, кто собственно воспроизводит культуру. Мало того, чтоб заурядность менеджера не была столь заметна, он намеренно продвигает заурядных авторов. Они гораздо более зависимы от менеджера, поскольку их значимость в большей мере зависит от их продвижения, чем от того, что ими производится. Вот почему современное состояние культуры вызывает изумление. Современная культура пестрит именами заурядных знаменитостей. Их имена находятся в постоянном обороте, но создаваемые ими произведения не вызывают ничего, кроме скуки и уныния. Это становится почвой для пропаганды потребления культуры через силу или, другими словами, имитационного потребления. Когда пишутся бессчетные и безразмерные книги, которые ничем не стимулируют к тому, чтобы их читать, добродетелью объявляется способность читать сама по себе, независимо от того, заслуживает ли читаемое прочтения. Только так менеджеры ещё способны продвигать свою неудобоваримую продукцию. И в итоге потребители культуры настолько дезориентированы существующим положением дел, что не способны воспринимать культуру вне того, что продвигается на рынке культуры, не способны уже оценить что-либо самостоятельно, вне этого недобросовестного продвижения. Но если долго подсовывать второсортную продукцию в качестве эксклюзива, покупатель просто теряет к ней интерес. Вот что происходит сейчас с культурой. Интерес к ней практически утерян. Бесплодная спекулятивная деятельность менеджеров долго эксплуатировала наработанный культурой прежний интерес к ней, не поддерживая и не воспроизводя его, и он практически иссяк. Возродить его может только самоотдача авторов, в которой отсутствует расчёт на поддержку менеджерами. Как это было с постимпрессионистами, когда художник жертвовал своей жизнью, не получая взамен никакого вознаграждения за свою работу, приносившую богатство спекулирующим произведениями после смерти их авторов менеджерам. Но тогда хотя бы менеджер мог заработать на культуре. Сегодня на культуре не может заработать никто. Все гоняются за невозвратными бюджетными средствами. А потому одного самопожертвования недостаточно. Художнику необходимо вспомнить, что же составляет субстанциональную ценность культуры, чем является собственно культура вне потребительского рынка и отношений обмена, которые осуществляются менеджерами от культуры. Произведение культуры должно участвовать в интеллектуальной жизни его потребителя - читателя, зрителя, слушателя, а не требовать насильственного участия интеллекта потребителя в поддержании спекулятивной ценности произведения. Художественное произведение - это пища для интеллекта потребителя, а не интеллект потребителя - пища для произведения.
|
</> |