Восьмой дом


ОПЯТЬ ОБМЕН
Стало тесно. Вторая комната 6 метров, только спать, еле две кровати вмещаются. Маше нужен был свой уголок, она уже большая. Стали думать. Свекровь всегда говорила, что пока дед жив, мы конечно разменивать квартиру не будем, но потом, если вам понадобится – всегда пожалуйста. Но дело в том, что их квартира, хоть и 100 кв. м, была в Черниковке. Загазованный район, он совсем не котировался тогда. Поменять свою квартиру на трехкомнатную в Черниковке мы могли и так. Тогда это был равноценный обмен. Но Машина школа, наша работа – все здесь. Тратить два часа на дорогу всем ежедневно, приезжать домой только ночевать – а жить когда? Я сказала – если уж ради какой шикарной квартиры, еще можно помучиться, а за лишнюю комнату – нет. И тут мужу пришла идея: давай мы поедем в родительскую, а им за свою выменяем поменьше? Я ни в какую не хотела, даже ради огромной квартиры, долго муж меня уговаривал. Уж очень хотелось в своей родной квартире жить. Но потом как-то размечталась пожить в огромной квартире. Черниковка район моего и мужниного детства, ностальгия. Может, и работу со временем поменяем, и Маша когда-то школу закончит же. Уговорилась.
Поехал муж разговаривать с родителями. Вернулся ни с чем 🙂 В общем, отказали. Свекровь сформулировала со свойственной ей прямотой – рылом не вышли в такой квартире жить. Ну, теперь-то я ее понимаю. Да и тогда не очень и рвалась переезжать в Черниковку. Она столько лет прожила в этой квартире, столько сил в нее вложила и трудов. Нет, они были готовы поступиться для нас квадратными метрами. Но по их мнению такую квартиру надо было заслужить. Свекру ее дали как директору института, а нам с какой стати? Неприлично и не по-коммунистически передавать ее детям. Для них все это было всерьез, на самом деле. Они никогда не пользовались никакими спецраспределителями, спецпайками, даже в перестройку, когда по-настоящему жрать было нечего. Наверное, в чем-то они были правы. Но мы тогда разобиделись конечно. И они переживали видно. И оставить нас в тесноте тоже не хотели. Через несколько дней позвонила свекровь и сказала мне, что свекор обо всем договорился. Мы сдаем свои квартиры, и берем две трехкомнатные рядом на Проспекте в новом доме улучшенной планировки. Но я даже не стала выяснять, насколько она улучшенная. Квартиру побольше на Проспекте мы тоже всегда могли выменять на свою. И это тоже далеко от нашей работы и школы. Я объяснила как могла это свекрови, и больше мы к этому разговору не возвращались. Опять же думаю, что согласись я тогда на этот обмен, живи мы рядом – жизнь наша тоже была бы другой. Многого из того, что случилось, просто не могло бы случиться. Но было бы это к лучшему – не знаю. И никто не знает. Суждено мне было прожить именно эту жизнь, и я ни о чем не жалею. Наверное, как говорят иностранные телевизионные проповедники, у Бога был другой план для нас:) А квартиры в том доме были действительно хорошие, зря я на них даже взглянуть отказалась 🙂
Но прошло совсем мало времени, и мы самым невероятным образом оказались в трехкомнатной квартире. Вовка с Ириной пришли к нам в гости со своими друзьями, у них тоже только родился сын, нашлось много общих тем, в том числе и жилищная. Они жили со свекровью и ее сестрой в большой трехкомнатной квартире, знаменитый старый дом на Ленина 2. И Галка не ладила со свекровью чуть не до драки. Разменяться невозможно, свекровь с сестрой желала двухкомнатную, а молодые идти в комнату в коммуналке не хотели, доплачивать за отдельную нечем. И вот нашелся чудесный невероятный размен на две трехкомнатные, правда, одна в деревянном доме без удобств, но молодые согласны были туда идти, а двух старух в три комнаты не прописывали. Я сказала просто так – ну, пусть в нашу едут, а мы в трехкомнатную. Галка аж подскочила – и правда! Я все это всерьез не приняла, в такие размены без доплаты не верилось, что-нибудь да не так окажется. Старушка все не шла смотреть нашу квартиру, все чего-то упиралась, наверное, не хотела с сыном расставаться. Галка, наверное, постаралась, чтобы ей расхотелось с ними жить, и она все же пришла смотреть квартиру:) Но на квартиру даже не взглянула, дальше прихожей не пошла, а села там на комод и начала жаловаться на сноху и плакать. Насилу я ее выпроводила. Позвонила Галке и сказала – и не надейся. Не расстанется она с сыном, тебя будет выживать, не иначе. Но не на ту напала. Не знаю уж, что устроила ей Галка, но через два дня она прибежала смотреть квартиру по-настоящему и на все согласилась.
Пошли мы смотреть трехкомнатную. Я была уверена, что это какая-нибудь нора со смежными комнатами и хрущевской кухней. Ну какую еще можно менять без доплаты? Но квартира оказалась вполне нормальная, с изолированными комнатами, в 9этажке. На Фрунзе, уфимцы знают. То есть Заки Валиди теперь. В ней жила старушка с братом, но брат умер, и она хотела соединиться с племянницей и ее дочерью, которые жили в деревянном доме. Больше, чем в трехкомнатную, их бы не прописали, такие тогда были правила шариковские, просто сдать одну квартиру и поселиться в этой было как-то обидно, и они решили хотя бы полнометражную за них выменять. Предложений было полно конечно, разменяться желающих всегда было больше, чем соединиться, и они доплату хотели взять, но ничего у них не вышло. Где-то в инстанциях ни один обмен их не проходил, отказывали по разным причинам. Они поняли, что кто-то ждет, когда старушка помрет и вымороченная квартира останется. Потому и тормозят. Они уже перестали просить доплату, лишь бы пробили этот обмен. И ни у кого ничего не вышло, хотя и люди со связями брались, еще бы, такой обмен упустить. Они и теперь не надеялись на успех. Даже начали было ремонт в квартире, чтобы в нее съехаться. Но муж взялся за дело. Долго он пробивал этот обмен, я то надеялась, то казалось, что ничего не выйдет, всех перепитий и не пересказать. Но пробил! Чего не отнимешь – он всегда умел добиваться того, чего хотел по-настоящему. И мы совершенно даром переезжаем из двухкомнатной в трехкомнатную в центре.
Книги уложены в коробки, это заняло времени больше всего. Остальное что там собираться – только подпоясаться.
Помню, как муж сказал – книги не распаковывай, на днях приведу мастера, сделаем стеллажи, ремонт начнем… И так они и стояли в коробках еще долго-долго. Нам стало не до этого. Полы в двух комнатах успели застелить предыдущие жильцы авиационной фанерой, а покрасить не успели. Так я их и драила некрашеные года два. В остальных комнатах были щелястые ободранные доски, обои отваливались и кое-где были прибиты гвоздиками. Галка с мужем уже провели канализацию в своем деревянном доме, обустроили теплый сортир и ванную, а мы так и жили. И так эта квартира и осталась навсегда какой-то необжитой, хотя и делали потом ремонты, и мебель новая появилась. Но всегда у меня было ощущение, что я туда переехала недавно, еще не обжилась. И где-то стоят коробки с нераспакованными книгами. Так и прожила там 30 лет. По-настоящему ее обставили и отремонтировали Митя с Аделей.

|
</> |