Восьмой дом. Продолжение 45
perebeia — 25.10.2025
Москва. Подпольные квартиры, шопинг по-советски и культурная программа

Мы так и не разобрались с Машей с моими приездами к ней в Москву, как и с поездками в Крым. Сколько их было и в каком порядке. Ну, примерно два-три раза в каждый учебный год. Буду рассказывать как помню. Главная проблема была - где остановиться. Тогда не было столько гостиниц и частники сдавали жилье подпольно, их еще нужно было отыскать, эти подпольные квартиры. Бедные москвичи, питерцы, жители Крыма и других привлекательных мест были повинны принимать многочисленных родственников, друзей, а иногда и друзей друзей, соседей родственников и т.п. См. фильм «Приходите завтра» и другие того времени, все чистая правда. Отказывать принять было как-то не принято. А нет родни-знакомых - сиди дома. Просто приехать Москву или Питер посмотреть было практически невозможно, не на вокзале же ночевать. Можно было еще по профсоюзной турпутевке, колхозом человек в 30-40 поехать, почти даром, пожить в гостиничке типа общежитие, один сортир и душ на этаж, зато кормили, возили всем колхозом в столовую какую-нибудь, на экскурсии, обязательная коллективная фотография на исторических местах и все такое. Но не дадут же три раза в год путевку такую, так что искала ночлег как могла. И где я только не останавливалась! Какая-то гостиница типа дома колхозника на Сухаревке, койка, одна из десяти в комнате. Кажется, я там останавливалась в первый приезд. Папа по какому-то блату устраивал. Комнатка у алкашей где-то на выселках, где я тряслась каждую ночь, ожидая быть зарезанной и ограбленной. Потом нашлась дворничиха тетя Соня на Краснопресненской, у нее был рай просто. Тем более принимала она нас как почти земляков, Казань, Уфа - какая разница. У нее мы останавливались с Митюшей, а потом уже со вторым мужем. Да мне были не так важны все эти условия, переночевать же только, душ принять да добычу сложить.
Очень хорошо помню первый визит. Как ни писала мне Маша про свое житье и быт и соседок по комнате, и даже рисовала план комнаты, мне, как отчасти пропитанной мусульманским менталитетом, надо было все самой увидеть и пощупать. Все равно мне мерещилась оголодавшая Маша, общежитие по типу нашего нефтяного в Уфе, гулящие соседки с гостями до утра и все такое. И вот я топаю к общежитию на Вернадского, из последних сил стараясь не уронить чемодан с теплыми вещами, даже кажется одеялом или пледом, сумку с вареньями-соленьями, и коробку с Машиным любимым тортом, который бабушка непременно хотела испечь любимой внучке. Последние метров триста чемодан я толкаю ногой по снегу. Руки уже ничего не держат. Двигаюсь короткими перебежками. Пну этот чемодан, подхвачу сумку и торт, и догоняю. Поставлю сумки, отдышусь, и снова тот же кульбит с чемоданом. Метров за сто до общежития навстречу мне попадается чернокожий красавец. Он молча сует мне свою папку с тетрадками, хватает чемодан и рысью бежит к крылечку. Потом то же проделывает с сумкой, забирает свою папку и идет к метро. Кажется, я даже спасибо ему от изумления не сказала. Но как-то страхи мои досрочно отступили. Еще не видя Машиных соседок и ее обиталища, я очень ясно почувствовала, что это совсем не похоже на общежитие нашего нефтяного института. Ну и вправду оказалось не похоже. То есть комната как комната, ничего особенного, чуть лучше нефтяной, и вахтерша-хамка внизу, все как положено. Но девочки совсем домашние, такие же как Маша.
Первым делом мы с Машей составляли план, что увидеть и где побывать. С утра, пока Маша на занятиях, я рыскала по магазинам. Тогда что-то купить можно было уже только в Москве. Я привозила с собой два списка. В одном - что купить нам, в другом - заказы от подруг и коллег. Это было святое дело, никто не отказывался от этой повинности. Едешь в Москву - бери заказы. И чего только не заказывали! Сапоги и зимние шапки, шампуни, мыло, какие-то заколки, шоколад, сервелат, ленты, кружева, ботинки. Зато каждый делился заветным адресом магазина, который не знают приезжие и даже москвичи, где есть вот то и это и нет очередей, подпольной квартиры, где можно остановиться. А какие я купила французские сапоги где-то рядом с МКАД! И без всякой очереди. Кажется, я уже описывала, но я их долго хранила. Там только носочек порвался, все надеялась как-то починить. Но и ГУМы-ЦУМы не были забыты. Какую курточку мы отхватили Митюше в Детском мире! И всего часа три в очереди. А Бермудский треугольник! Рубашка в полосочку, перуанские маечки с декольте на спине, бульонные кубики, печенье! Это была такая азартная охота! Составить маршрут, чтобы охватить побольше секретных магазинов за один заезд, отыскать их, трепетать и ждать чуда, выходить с пустыми руками длиннее ног, и снова замирать в надежде по пути в следующий. И вдруг, уже отчаявшись, найти эту заколку! Или шампунь. Что там ваши шопинги теперешние! Вы не знаете, что такое настоящий шопинг, подобный уличному квестику. Да еще когда уже отяготишься покупками в обеих руках и даже в зубах, и все же решишься с ними еще один уровень пройти. И допереть все это до своей комнатки, и разложить на кровати и любоваться, и представлять, как обрадуется Маша этой кофточке, Митя детской железной дороге, папа шапке, как подпрыгнут от радости при виде вожделенной заколки и конфет коллеги по работе, и мерить добытые с боя колготки, которые конечно же малы.

Потом я шла на встречу с Машей. Обычно поближе к ресторану, где было намечено пообедать. Мы решили обойти все путные рестораны в Москве. И много в том преуспели. Днем почти везде можно было попасть. Не попали только в Пекин. А хотели мы найти место, где все как в лучших ресторанах, на мировом уровне. Эти поиски мы еще с Нелей начали. Это сейчас вам все подадут по всем правилам в хорошем ресторане. Тогда мы такого места не нашли. А вот хотелось и все тут. В Арагви вкусно, но официант принес харчо пальцами в тарелке. В России блины с икрой хороши, и все как положено, но официанта сонного ждали полчаса при пустом зале. На Арбате вообще не дождались, когда к нам подойдут. В Узбекистане полчаса ждали, когда уберут посуду предыдущих посетителей с нашего столика, зато плов, какой надо плов. Вкуснее всего в Славянском базаре, мы его на бис посетили потом. Но везде, везде эти полиэтиленовые презервативы на скатертях! Лучше всего было в Праге. Без презервативов. И салат заправили на сервировочном столике перед подачей. И вообще все как положено. Насладились.
После обеда мы шли в музей, на выставку, по намеченной программе. Юккер и Бэкон меня сразили тогда. В театр, на концерт куда-то ездили далеко во дворец спорта. Сукачев там по сцене скакал и хрипел. И даже раздевался до трусов, особенно эффектно он снимал носки и долго ими семафорил. Утомил до невозможности. А потом во втором отделении вышел какой-то английский ансамбль, два обалденных красавца с подпевками из двух девиц. Они не скакали, не раздевались, просто пели прекрасные песни красивыми голосами, так что мы не пожалели все же, что поехали. А Сукачев тогда на разогреве выступал.
Фото это мы с Митей когда приезжали. Митю в Москве тогда интересовали только машины, в Уфе еще иномарок почти не было. Я ему: Митя, смотри, Кремль, Красная площадь! А он мне в ответ: мицубиси! БМВ! Аттракционы в парке Горького еще его заинтересовали и зоопарк. В зоопарке я тоже кое-кого заинтересовала. Огромного орангутанга. Он там с семьей был в клетке, с женой и ребенком. Лежал в гамаке и скучал. А супруга маялась с детенышем, который ей житья не давал. И вдруг этот самец вперил в меня взгляд, перестал скучать, вылез из гамака, встал у самых прутьев и стал лупить себя в грудь. Это они так самок подзывают, типа приди, я тебя полюблю. Не знаю, знали ли об этом знаке окружающие, но поскольку ясно было, что эта дробь предназначена именно мне, ржали все вокруг. Не помню, как я оттуда бежала от срама.
А потом наступал день отъезда, и неминучее расставание, одно из длинной череды мучительных расставаний. Но мы тогда еще не знали, насколько длинной будет эта череда. Мы ж думали, только до конца учебы. Да и до следующей встречи совсем недолго, месяц-полтора до каникул, или длинных праздников, или я снова накоплю денег и отгулов и приеду.
Еще состоялась у нас неожиданная встреча в Москве. Вышли из зоопарка и на бывшего мужа наткнулись, он в командировке в Москве был оказывается, как раз в аэропорт ехал, в машину садился. Был он уже разбогатевший к тому времени и страшно важный, на БМВ с шофером по Уфе ездил. Ох, некогда, опаздываю, Митенька, пойдем я тебе что-нибудь куплю. Мы рядом со спорттоварами стояли. Я осталась на крылечке покурить, извелась в Москве, я ж при детях не курила, а от Мити не отойти, разве в аттракцион какой засуну и скорее-скорее. Ну, думаю, хоть покурю спокойно. И еще боялась, что папа какой-нибудь спортивный снаряд ему купит или что-то тяжелое, как домой волочь буду. Не успела докурить – уже идут, в руках нет ничего. Папа в машину и поехал, а Митя достал из кармана мячик резиновый, размером с теннисный. Хотела я вслед папе этот мячик запулить, да не стала Митю нервировать, он и так растерянный был, отвлекла скорее и развлекаться дальше повела.

Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Итоги недели (5 самых популярных Песен Музыкальной лаборатории М.Ю.Макарова в
Обнаружен сын пропавшего в тайге Усольцева
Прорыв в борьбе с метастазами: пациенты с запущенным раком молочной железы
Контрольная точка: Полночь
Бравые штосструппены
Красавцы
на благодарности не настаиваю...
Я покажу тебе Москву!- сказала мне сестра ..

