ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (1956)
cambria_1919 — 01.09.2025

Когда жанр фильма заявлен как комедия, но об этом оповестили только двух членов съёмочной группы, такая комедия смотрится странно.
Потому фильм этот скорее мелодрама, и не будем больше придираться.
Фильм снят по пьесе Леонида Леонова "Обыкновенный человек" (1941):

Роковая дата создания пьесы с лёгким сюжетом про дачный отдых так же шокирует, как и подпись на этой картине Петра Кончаловского:

Но ведь целых полгода 1941 года были мирными!
Разумеется, с началом войны несерьёзное сочинение Леонова попало под сукно и нигде в театрах не шло. Как и прелестный киноводевиль, тоже законченный в начале 1941 года - "Сердца четырёх":

И фильм этот, и спектакли по пьесе Леонова зрители увидели лишь в 1944-м, когда стало можно – разрешили - улыбаться чему-то легкомысленному и абсолютно мирному.
Экранизировали же "Обыкновенного человека" только в 1956-м (режиссёр Александр Столбов):

Занятно, но это кино начинается прямой рифмой к уже ставшим знаменитыми к тому времени "Сердцам четырёх": молодая элегантная красавица за рулём автомобиля (она на заглавном кадре поста).
Женщина за рулём – такое казалось тогда необычным и шикарным:

Это Кира (Ирина Скобцева), невеста перспективного учёного-биолога Ладыгина.
Машина тоже принадлежит семье Ладыгиных.
Хотя эта машина – пока единственное, что Кире интересно и ею любимо:

Любит ли она своего жениха, ещё только предстоит узнать.
Равенство и братство по духу в новом обществе достигнуто.
Но что делать, если при этом существует явное материальное неравенство?
Вот что будоражило совесть и ум творцов 1930-х годов и было предметом дискуссий.
В "Строгом юноше" почти доктринально выводилось, что выдающийся и заслуженный человек имеет полное право и на жизнь в роскоши, и на любовь молодой красавицы:

Но чаще молодые красавицы, так и роящиеся вокруг видных и обеспеченных деятелей всяких наук и искусств, были мишенью для критики.
Критиковали их все – от сатириков и баснописцев ("Лиса и бобёр" С.Михалкова, 1945; нарисовали это Кукрыниксы)…

… до авторов кинороманов ("Разные судьбы", 1956 ):

В "Обыкновенном человеке" мужчины семьи Ладыгиных выдающиеся по всем статьям.
Это в первую очередь знаменитый оперный певец, кумир публики, "большой и красивый" Дмитрий Романович Ладыгин (Василий Меркурьев):

Знаменит и его племянник, блестящий молодой биолог Алексей Ладыгин – он вот-вот важную премию получит(Георгий Куликов):

Волею судьбы и Леонида Леонова вокруг этих выдающихся персон роятся красавицы, принадлежащие тоже к одной семье.
Певец женат на молодой красавице Верочке (Евгения Козырева):

А красавица Кира, та самая страстная автомобилистка - её кузина.
Скорее всего, Кира попала в дом (тут и живет) благодаря Верочке.
И Кира сразу очаровала Ладыгина-младшего:

Ещё бы – выглядит она просто сногсшибательно:

Даже в уродской резиновой шапочке для купания:

Дело благополучно идёт к свадьбе, хотя Кира не разделяет одержимости своего жениха наукой и ревнует его к лабораторной обезьяне Лилиане, которой Алексей уделяет куда больше времени:

Кира одна скучает на концерте – Алексея срочно вызвали в лабораторию:

Она пробует флиртовать с Ладыгиным-старшим, чтобы вызвать ревность младшего:

И всё ещё ждёт-пождёт формального и окончательного предложения руки и сердца:

Это была главная претензия девушек из кино и песенок 1950-х – их кавалеры всё никак не решались объясниться, робели и мялись, дурачьё:

Довольно банальную ситуацию взрывает прибытие гостей.
Во-первых, это армейский – ещё с Гражданской - друг певца Ладыгина Павел Свеколкин (Пётр Константинов).
Встреча их спустя многие годы трогательна, но простецкий вид Свеколкина смущает Ладыгина, который стал изрядным снобом.
Он принимает друга в вышиванке за провинциального счетовода – ведь тот на счетовода и похож:

Так что Ладыгин, чтобы не шокировать окружение, просит Свеколкина выдать себя за какую-нибудь важную птицу.
Тот со смехом соглашается:

Со Свеколкиным прибыла с Москву его дочка, выпускница школы, наивная и порывистая Аннушка (Роза Макагонова):

Аннушка моментально влюбляется в биолога Алексея – а уж от его научных работ она и подавно в восторге:

Но истинной чумой для дома Ладыгиных стал приезд "тёти Констанции из Ялты" (Серафима Бирман):

Констанция Львовна - мать Киры.
Она явилась, чтобы познакомиться с женихом дочки, ускорить свадьбу и добиться для своего чада полного и безусловного процветания:

Эта восхитительно сумасбродная дама – махровая мещанка, разумеется – отличается бешеной энергией.
Она путает все карты всех влюблённых, всех ссорит, вносит хаос и разрушение всюду, где появляется:

Она вездесуща и нелепа, агрессивна и жалка:

Каким образом вся эта кутерьма закончится счастливой развязкой (к чему исходник - комедия - обязывает) – уже спойлеры.

Кстати, о комедии, которую превратили в мелодраму:

Из сценария (он написан Леонидом Леоновым и Михаилом Роммом) странным образом пропала своеобразная красочная лексика пьесы, исчезли многие её броские реплики и яркая образность.
Всё стало вполне бытовым, очень усреднённым.
Дух времени изменился?
И потребовал опрощения и "сурьёзности"?

Что же получилось в результате этого преображения (осознанного? или совершенно неожиданного для авторов?)
А вышло, что лихая довоенная комедия о неприятии мещанства стала странным советским парафразом самых что ни на есть классических литературных сюжетов.
От Тургенева до Чехова.
Не думаю, что предполагалась пародия. Но получилась.

Судите сами.
Перед нами лирические пейзажи, живописное имение (дача) и его обитатели.
Следует внезапный приезд новых лиц.
Разговоры, чаепития, ссоры, драмы.
Сто пудов любви.
Момент истины. Отъезд. "Мы отдохнём…(обнимает его)" и т.д.
Так советский оперный певец, молодой прогрессивный биолог и нарком-депутат-научный деятель (догадайтесь, кто там такой) вдруг попали в старую-престарую пьесу.
А декорации-то самые подходящие!
Дача Ладыгиных:

А это дача с картины В. Маковского (1899 г.):

Дачное застолье у Константина Коровина (1888 г.):
Пожалуй, у Ладыгиных дачный стол и поэлегантнее:

Ближе к нашей киноверсии вот эта дачная идиллия Александра Герасимова (1934 г.):

К тому же семье Ладыгиных, как в старых пьесах, прислуживает верная горничная Параша (Александра Панова) – соцприслужница, как говорили во времена, когда Леонид Леонов был ещё молод:

Есть и некий соцприслуживающий старичок:

Наверное, на подобном собрании прислугу переименовали в обслугу, чтобы получилось "это другое":

Итак, классическая драма любви и корысти, желаемого и несбыточного разыграна в фильме с полнейшей серьёзностью.
До слёз:

Ещё слёзы:

Но как же те двое, которые всё же играли комедию?
И над которыми можно смеяться, а не плакать?
Это, как всегда, очаровательный и многокрасочный Василий Меркурьев в роли звезды сцены:

Ладыгин бывший маляр и красноармеец, но стал практически большим барином и коллекционером сомнительных картин ("раньше было нельзя, сейчас всё можно"):

Он широкая открытая душа - и раб мелких условностей:

И верно английское присловье: "На три вещи можно смотреть вечно: на огонь, воду и на то, как работают другие".
В нашем случае смотреть, как работает Серафима Бирман:

Вот из её роли не пропало ни одного заковыристого словца, ни одной жеманно-абсурдной реплики, ни одной экстравагантной выходки.
Ни одна мелочь, ни одна её ужимка не тонет в тесте бытовых мелочей – каждая видна и неожиданна:

Как отовсюду видна и сама эта нелепая, всем неприятная старорежимная дама, ужасная мать прекрасной Киры.
Констанция Львовна врёт и важничает:

Интригует и уничижается:

Чтобы, как и положено, потерпеть полное фиаско:

Судьба в кино Серафимы Бирман – сыграть любящих матерей, которые стали злыми гениями для своих детей.
Другая её знаменитая роль – Ефросинья Старицкая в "Иване Грозном" Эйзенштейна:

Там была трагедия, а здесь, в "Обыкновенном человеке" - фарс. Почти пародия.
Настоящий фарс посреди мелодрамы.
Но как и трагедия в "Грозном" - всё без всякого снисхождения и актёрской адвокатуры:

В мир правильного сюжета с правильным финалом и в мир хороших обыкновенных людей залетела эта диковинная облезлая птица.
Манеры её странны, логика нелепа, поступки непредсказуемы.
Одета она в невероятные наряды непонятно каких веков (она в корсете! в 1956-м!):

Тогда как ничего необыкновенного в обыкновенной жизни быть не может, это же всем ясно.
И напротив, обыкновенные люди самые важные и есть:

Полюбить обыкновенное и то, что есть, не так легко, как полюбить то, о чём мечтается.
Но есть такое слово "надо".
Если надо, значит, получится.
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Теперь официально: Николай и Бенедикте вернулись в Данию
#ГдеДеньги Вести положительного роста
2 года в деревне
12 роскошных новогодних образов от российских брендов. Зима 2026
Контрольная точка: Ночь
Осеннее утро
приравняются по статусу к Героям России
Выпуск №7 из #моиреки

