ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. АНОРА (2024)


Оказывается, это до сих пор отлично работает.
И просто обречено на успех.
Этот фильм снят по одному из не самых старых, но самых популярных, можно сказать, самых попсовых и хитовых бродячих сюжетов.
Сюжету почти 200 лет.
То есть это всё же не "Красотка", с которой почти все отечественные критики и зрители это кино сравнивают. "Это другое".
Судите сами: юный мальчик, сын своего отца, и девушка с низкой социальной ответственностью встречаются, и страсть соединяет их:

Мальчик забывает об интересах своей почтенной семьи, девушка покидает стезю порока:

Однако семья мальчика против подобного союза, разрушает его, и девушка остаётся вся в слезах:

Всё правильно? Остальное детали.
Такую историю из своей жизни (разумеется, всё преобразив, перетолковав и приукрасив) написал 23-летний сын знаменитого романиста Александра Дюма, тоже Александр, в 1848 году.
Тут ему, похоже, не 23, но более подходящего по возрасту портрета нет:

Слова "бестселлер" тогда не было.
Однако "Даму с камелиями" Дюма-сына не только многие поколения зачитывали до дыр.
Её беспрестанно играли на сцене, пели в опере, снимали в кино:

Вот мы и до кино добрались.
В той же "Красотке" авторы толсто намекают на происхождение своей истории, отправив героев в оперу на "Травиату" Верди, написанную по той же "Даме с камелиями":

И вот новейшее прочтение вечного сюжета от инди-режиссёра Шона Бейкера.
Который славен провокационными и трогательными фильмами из жизни маргиналов и секс-работников:

Нет, это не экранизация.
Это лишь 113-й вольный парафраз неувядающей истории про секс-работницу, которая любила (возможно) да не вышла замуж (почти получилось, но таки сорвалось).
Дело происходит на Брайтон-Бич.
Где не только всегда идут дожди (погода в фильме всё время отвратительная, даже снег потом пошёл), но и кипит ночная жизнь.
Именно в ночном клубе со стриптизом встречаются сын русского олигарха Ваня Захаров (Марк Эйдельштейн) и танцовщица Эни (Майки Мэдисон), которая немного знает русский язык:

Собственно, она Анора Михеева, но ей больше нравится зваться Эни.
Наши зрители тут же по имени Анора и по восточному разрезу глаз опознали в ней узбечку.
Хотя по замыслу авторов она русская-постсоветская.
Но американка уже во втором поколении.
Эни, как и прочие её товарки, не отказывает клиентам в частных встречах.
Потому охотно откликается на приглашение богатого мальчишки обслужить его и на дому:

Ваня живёт в огромном шикарном доме (всё снималось в "самом большом и самом лучшем особняке на Брайтон-Бич", который и в самом деле какое-то время принадлежал некоему русскому олигарху):

Этот дом Аноре нравится.
И Ваня тоже нравится – сорящий деньгами инфантильный шалопай, который обожает шумные тусовки и видеоигры:

И с чего бы Ваня не нравился – явно бывали у Аноры клиенты и не такие богатые, и куда более противные.
Молодым людям весело друг с другом.
Прикольно! Вот волшебный пароль всего прекрасного:

И жизнь Аноры превращается в бесконечный праздник.
Сначала Ваня за дополнительную плату ангажирует Анору на неделю.
Они бурно встречают новый год:

Безбашенный и бестолковый кутёж Вани и его друзей непрерывно бурлит и пенится на суше:

На воде:

И в воздухе:

Наконец вся компания оказывается в Лас-Вегасе, где можно с минимальными формальностями пожениться буквально за пару часов.
В такой вот пряничной избушке:

Что Ваня с Анорой и делают:

Всё вроде бы на коленке, но всё абсолютно законно.
А мир вокруг рябит от неоновых и кислотных красок, в ушах стоит немолчный грохот вечного праздника.
Вот он, счастливый билет в новую богатую и красивую жизнь скромной стриптизёрши:

Но разве такое в бывает не в сказках, а в жизни?
И даже в кино?
Нет, конечно.
Оказывается, папа-олигарх (он в России, упорно качает нефть) поручил своего непутёвого недоросля - который не хочет учиться, а хочет жениться – заботам опекуна.
Почему–то опекун это армянский священник Торос (Карен Кагулян):

Впрочем, Кагулян снимается в каждом фильме Шона Бейкера, так что это выбор не олигарха, а автора.
Торос прозевал внезапную женитьбу Вани на эскортнице и теперь должен срочно поправить дело – аннулировать скандальный брак.
И сделать это надо быстро, до завтрашнего утра, когда из Москвы прилетят ошарашенные родители.
Так они велели.
И вот безумные краски, мишура, шум, галдёж и оглушительная музыка моментально сменяются холодным светом дня.
Торос вихрем врывается в особняк Вани:

С ним его незадачливый соотечественник и помощник Гарник (Ваче Товмасян):

Эта пара настоящее украшение фильма.
Без них было бы скучно.
Вместе с ними прибыл – ради силовой поддержки – неумелый гопник Игорь (Юра Борисов).
Игорь по неведомым причинам сразу проникается глубокой нежностью к Аноре и начинает олицетворять неоднозначность, загадочно глядя в пространство:

Удастся ли Аноре не упустить удачу из рук?

Это завязка.
Впрочем, и развязка зрителю известна.
Давно известна. История-то стара, как мир.
Потому самое интересное, как это всё классическое выглядит сегодня, как звучит.
Наверное, главное новое – из знакомого сюжета старательно вычищен весь старорежимный романтизм, которым буквально залита та же "Красотка".
Нет никакой любви.
Вообще нигде и ни у кого на всём белом свете.
Есть лишь ты и твои простые потребности, но важны они лишь для тебя, и в этом ты одинок.
Да и просто одинок.
Потому не зевай, хватай всё, что пролетает мимо – или плати.

Потому Иван по приколу самовольничает и бросается деньгами, по приколу женится, но Анора для него вполне заменима любой другой, и вообще всё было понарошку:

Анора неистово, изо всех сил цепляется не за любимого, а за то, что у нас называют "штампом в паспорте". За формальные права, за бумажку, которая должна изменить её скудную жизнь:

Всё это обыденно, банально и безнадежно, как промозглый зимний ветер на Брайтон-Бич:

На этом ветру бродят в поисках пропавшего Вани Анора, у которой отнимают мечту, и пара комических армян.
Сзади плетётся Юра Борисов с загадочной миной.
Олицетворяет.

Считается, что это искромётное, социально страстное и трогательное кино, а жюри и всевозможные киноакадемии в полном восторге.
Фильм осыпан если не призами, то номинациями – хотя Золотая пальмовая ветвь Канн это таки вещь!

Зритель же голосует за "Анору" ногами – вечная история "падшей", которая хотела быть счастливой, да не вышло, бьёт прямо в сердце.
И будет бить.
Её ещё не раз увидим!
Что же видим сегодня.
Очень профессиональное кино, достаточно крепкое, чтобы нравиться многим, недостаточно дерзкое, чтобы так уж удивить.
Отчего такой ажиотаж?

Ясно, наших зрителей особо привлекают возникшие на американском экране знакомые лица отечественных актёров.
Хотя эмоциональная и яркая американка Майки Мэдисон всех переиграла:

"Наши" рядом с ней всё-таки несколько деревянны.
К тому же они протокольно переозвучили сцены со слишком забористым матом.
Прочитали, а не произнесли.
Это зря.
Кто сочинил реплики с матом, не знаю – вряд ли Шон Бейкер в совершенстве владеет этим искусством.
Из "наших" мелькнул в крошечной карикатурной роли папы-олигарха Алексей Серебряков, почему-то сделанный тут похожим на жареную мумию:

Столь же карикатурна мама-хабалка в исполнении Дарьи Екамасовой:

Зато шумный успех поимело младшее поколение.
И пусть Марка Эйдельштейна – эта новая звезда российского кино стартовала не так давно, но громко - особо не номинировали.
В роли балованного шального мажора Марк был замечен:

И сразу получил завидные голливудские предложения.
А уж титул "российского Тимоти Шаломе" и вовсе прилип к нему намертво.
Здесь Марк рядом с аутентичным Тимоти Шаломе.
Выбирайте – который слаще:

Ну, и Юра Борисов…
Я, наверное, единственный человек на планете, который не в восторге от Юры в роли многотерпеливого быдлана с загадочной душой:

В этом амплуа он завяз прочно, но даже в его рамках бывал куда живей и интересней.
Экспортный вариант Юры - "жил на свете гопник (рыцарь) бедный", который бесконечно принимал от прекрасной дамы пинки и презрение, но всё равно верно ей служил - выглядит чисто лабораторным продуктом.
Тем более в выжигающем любые иллюзии блескучем, но безжалостном мире "Аноры".
Но Юра таки нужен, чтобы в финале зрители лихорадочно шарили по карманам, доставая носовые платки:

Вот так всегда и кончается эта история.
Мокрыми от слёз платками.
В этом причина её живучести. И её несокрушимая сила.
|
</> |