Воскресение вечности

Не знала, что прошлое воскресенье было поминальным, а по-немецки дословно «воскресение мертвых» или «воскресение вечности», но ещё с лета задумала съездить на могилу дяди Сергея, который, попав в плен в феврале 1942-го , погиб здесь в январе 1945 во время бомбардировки американскими ВВС. Про то, как я нашла его могилу 12 лет назад, и про её первое и второе посещения уже писала.
А тут случайно моё желание постоять снова на этом кладбище совпало с общей поминальной традицией. Ехать на кладбище в Герне из Бонна два с половиной часа на поезде с пересадкой в Кёльне и Дуйсбурге. В Кёльне использовала полчаса между поездами, чтобы взглянуть на Кёльнский собор, куда давно не заглядывала. Он прямо у вокзал — огромен.


Рядом на стендах послевоенные фото.




Шла поминальная служба, и народу внутри было битком.


Ошибочно думала, что служба приурочена к первому адвенту, который на самом-то деле сегодня, и немного переживала, что на кладбище буду в неуютном одиночестве.
День выдался сереньким, темнеет сейчас уже в половине пятого, поэтому несколько изменила своей традиции идти с вокзала до кладбища пешком, решив для ускорения ехать на автобусе. Кладбище действующее, большое, ухоженное. У центрального входа меня приятно удивило необычное оживление в виде большого количества машин на стоянке и заметное количество посетителей. Всё ещё не зная про поминальное воскресенье, решила, что просто не мне одной пришло в голову так отметить первый адвент.



Мемориальный участок с 477 захороненными здесь принудительными рабочими — военнопленными и остарбайтерами, в основном, советскими и польскими гражданами, находится недалеко от входа. Мои опасения, что уход за участком ослабили, оказались напрасны: свежий венок от немецкого общества по уходу за военными захоронениями лежал у обелиска с надписью на русском, немецком и польском языках.




Зажгла принесённую лампадку у креста с фамилией дяди и погибших в тот же день его товарищей, положила букетик тюльпанов. Их 47 человек полегло в том бараке, и рядом ещё несколько могил со списком фамилий.








На крестах только фамилии, но у меня есть полный список погибших в тот день с именами и датами рождения. В основном, молодые парни. Многие ещё ни жениться, ни детей завести не успели — некому к ним на могилу придти. И я решила им спеть. Да, спеть. Записала заранее на телефон две песни. Включила и подпевала сама себе. Удалось не заплакать.
На обратном пути прошла по городу. Вряд ли дядя Сергей был здесь. Но откуда-то издалека он мог видеть, например, шпиль церкви. Шла и прикидывала, какие здания уже были при нём.


На одном доме висели исторические фото города — скорее всего, сделанные вскоре после войны или даже довоенные.

Удивило, что уже подготовленный рождественский рынок не работает.

Оказывается потому, что развлекательно-увеселительные мероприятия в поминальное воскресение не проводятся, но об этом я узнала, уже вернувшись в Бонн.
|
</> |