и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».А
вы знаете, о чем Добровольская больше всего жалела? Никогда не
догадаетесь. Вот ее прямая речь: «У меня никогда не было свадьбы,
белого платья». Меня, конечно, никто не спрашивает и вообще в этом
вопросе мне лучше промолчать, но, простите заранее, ведь я же,
влюбленный в ее Джульетту 45 лет назад, все же скажу – похороните
Женю в подвенечном наряде…" title="Счастливая несчастная судьбаНет.
Нет. Ожог. Не могу поверить. Добровольская не успела и не могла
состариться. Она так и осталась девочкой, девушкой, Армандой Бежар,
Ниной Заречной или чуть более старшей, вечно в черном, Машей из той
же «Чайки».Она так и осталась Джульеттой. 27 декабря, на следующий
день после 60-летия Жени, умерла Оливия Хасси – одна из лучших
Джульетт в мире, прославившаяся после легендарного фильма
Дзеффирелли. Какое предзнаменование… Но лучшей Джульеттой для меня
навсегда останется Добровольская. В конце 70-х я продолжал
регулярно посещать Театр-студию Красная Пресня, созданную
Вячеславом Спесивцевым. Благо что они перебрались из Текстилей
поцентрее. И дух студийности мне всегда был и сладок, и горек, и
приятен. Визитка студии – «Ромео и Джульетта». А там
по-таганковски, как с Пушкиным, в спектакле участвовали 4 Джульетты
и 4 Ромео. И вот однажды в роли первой, самой юной, Джу я увидел
Женю. Врать не буду – сначала я среагировал на фамилию. В 1971 году
разбился экипаж космонавтов Добровольский-Волков- Пацаев, и я
подумал… Но нет, не родственница. Но дело же не в этом! Прелесть
игры в возрасте героини – особо пробивает мальчиков. Играла Женя не
по-детски, но абсолютно верилось в первую, утреннюю, с росой на
стебельке, влюбленность ее героини. Такой Добровольская для меня и
осталась навсегда.Есть вещи, которые невозможно объяснить. Судьба
ли, рок, но какие-то высшие силы безусловно пытались увести Женю с
дорожки, на которую из-за мучительной смены амплуа она пыталась
встать. Стареть и менять амплуа на солидных дам и комических
старушек ей просто судьба не дала. Вот эта обреченность на вечную
молодость, видимо, и давала силы и… Сам дух Театра быстренько отнял
у нее в последние годы три такие роли /да еще такие, в каких ее
героини умирали/: Вассы Железновой – дважды /в первую Вассу Женя
так и не ввелась, вторую – «В.Ж.» сыграла, но буквально считанные
разы/, Марининой – в «Луизиане» /спектакль-ретроспекция,
начинающийся на поминках персонажа Жени/ и Любки, гулящей
алкоголички в «Школе дураков». Тени Станиславского, Ефремова и
Табакова словно отводили от нее такие смертные, похоронные роли,
чтобы не навлечь беду, спасти и охранить эту фарфоровую статуэтку,
но… Эх, вы, Костя и два Олега – плохо вы присматриваете за своими
подопечными…Смотришь сейчас на это лицо – и не веришь, сколь
сложной, с мытарствами и провалами, была ее судьба. Поступление в
театральное училище – не сразу, после окончания «зернышко» попадает
между двух жерновов, не на свадьбу, а на развод и разделение МХАТа,
причем явно не в ту «половинку» - женскую, к Дорониной. Оттуда
бегство в «Табакерку». И тут вроде бы судьба улыбнулась, «сщас мы
перевернем вашу вшивую историю – русский театр, и начнем по-новой»,
Михал Олегоч строит «Современник 2». И почему бы рядом с
Ефремовым-2 не встать Волчек-2 – Евгении Добровольской? Планов было
громадьё, но Волчек-1, насмотревшись на эту вакханалию, решила эту
шайку-лейку разогнать. Всех выкинули на улицу. Но и тут вроде бы
удача – Ефремов-1 забирает всех 13 неудачников, так и не
осовременниковавших загнивающий «театр ру», в свой МХТ. Но период
блаженства и благоговения – Бежар, прекрасная роль, в которой Олег
Николаевич, словами булгаковского Мольера объявляет Жене: «Я буду
строить тебя!», быстро заканчивается – Ефремов, забрасывает
стройку, хотя он так любил, это запомнила Женя, «что когда я плачу
– зал смеется, и называл меня клоунессой». Добровольская бросается
в кино – а там ее поджидает гоп-компания Сукачев-Охлобыстин, фильм
проваливается. Начинаются поиски своего, родного, с той же группой
крови режиссера. И ура – родство душ и талантов с Кириллом
Серебренниковым возникает сразу и рождает шедевры – «Господа
Головлевы» /спектакль, вызвавший у меня восторг!/ и «Кому на Руси
жить хорошо». Но Серебренникова сначала судят, а потом выживают из
страны…А между прочим среди всех этих перипетий и передряг за юбку
мамы держатся четверо детей… Слово самой Добровольской: «Гурченко
терпеть не могла все мои беременности: «Женя, зачем эти дети?» У
меня тоже сложный характер, и еще токсикоз мучил, так что мы с
Людмилой Марковной даже поссорились. Что, конечно, не помешало мне
ее обожать. Знаю, она так сказала, потому что очень трогательно ко
мне относилась. А иногда я даже думаю: может, она была права?.. Я
вот вспоминаю, какая я была молодая мама, это же ужас какой-то!
Бедные мои старшие дети. Ну а младшим повезло больше: мама
спокойна, мама с ними дома».Для того, чтобы остаться с младшими,
Женя отказалась преподавать, хоть курс с Серебренниковым был уже
набран. А совсем недавно несчастье с сыном Колей...Время
Добровольской должно было начаться прямо сейчас, после юбилея.
Вот-вот «оковы тяжкие падут» - дети вырастут, и появится свободный
солнечный горизонт. Чеховской ли чайкой, серебренниковской ли
птицей из «Кому на Руси жить хорошо», она должна была как Тенякова
или Фрейндлих взлететь и пронестись по сцене в тех ролях, играть
которые ей пришло время сегодня.Но милая и нежная, она строго и до
конца отстаивала два незыблемых для нее постулата: «Не бывает
начинающих артистов. Артист либо есть, либо нет». И завет Михаила
Щепкина: «Относись с уважением к этому храму <�театру> и
заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».А вы
знаете, о чем Добровольская больше всего жалела? Никогда не
догадаетесь. Вот ее прямая речь: «У меня никогда не было свадьбы,
белого платья». Меня, конечно, никто не спрашивает и вообще в этом
вопросе мне лучше промолчать, но, простите заранее, ведь я же,
влюбленный в ее Джульетту 45 лет назад, все же скажу – похороните
Женю в подвенечном наряде…" data-inherit-privacy="1"
fetchpriority="high" />
Счастливая несчастная судьба Нет. Нет. Ожог. Не могу
поверить. Добровольская не успела и не могла состариться. Она так и
осталась девочкой, девушкой, Армандой Бежар, Ниной Заречной или
чуть более старшей, вечно в черном, Машей из той же «Чайки». Она
так и осталась Джульеттой. 27 декабря, на следующий день после
60-летия Жени, умерла Оливия Хасси – одна из лучших Джульетт в
мире, прославившаяся после легендарного фильма Дзеффирелли. Какое
предзнаменование… Но лучшей Джульеттой для меня навсегда останется
Добровольская. В конце 70-х я продолжал регулярно посещать
Театр-студию Красная Пресня, созданную Вячеславом Спесивцевым.
Благо что они перебрались из Текстилей поцентрее. И дух студийности
мне всегда был и сладок, и горек, и приятен. Визитка студии –
«Ромео и Джульетта». А там по-таганковски, как с Пушкиным, в
спектакле участвовали 4 Джульетты и 4 Ромео. И вот однажды в роли
первой, самой юной, Джу я увидел Женю. Врать не буду – сначала я
среагировал на фамилию. В 1971 году разбился экипаж космонавтов
Добровольский-Волков- Пацаев, и я подумал… Но нет, не родственница.
Но дело же не в этом! Прелесть игры в возрасте героини – особо
пробивает мальчиков. Играла Женя не по-детски, но абсолютно
верилось в первую, утреннюю, с росой на стебельке, влюбленность ее
героини. Такой Добровольская для меня и осталась навсегда. Есть
вещи, которые невозможно объяснить. Судьба ли, рок, но какие-то
высшие силы безусловно пытались увести Женю с дорожки, на которую
из-за мучительной смены амплуа она пыталась встать. Стареть и
менять амплуа на солидных дам и комических старушек ей просто
судьба не дала. Вот эта обреченность на вечную молодость, видимо, и
давала силы и… Сам дух Театра быстренько отнял у нее в последние
годы три такие роли /да еще такие, в каких ее героини умирали/:
Вассы Железновой – дважды /в первую Вассу Женя так и не ввелась,
вторую – «В.Ж.» сыграла, но буквально считанные разы/, Марининой –
в «Луизиане» /спектакль-ретроспекция, начинающийся на поминках
персонажа Жени/ и Любки, гулящей алкоголички в «Школе дураков».
Тени Станиславского, Ефремова и Табакова словно отводили от нее
такие смертные, похоронные роли, чтобы не навлечь беду, спасти и
охранить эту фарфоровую статуэтку, но… Эх, вы, Костя и два Олега –
плохо вы присматриваете за своими подопечными… Смотришь сейчас на
это лицо – и не веришь, сколь сложной, с мытарствами и провалами,
была ее судьба. Поступление в театральное училище – не сразу, после
окончания «зернышко» попадает между двух жерновов, не на свадьбу, а
на развод и разделение МХАТа, причем явно не в ту «половинку» -
женскую, к Дорониной. Оттуда бегство в «Табакерку». И тут вроде бы
судьба улыбнулась, «сщас мы перевернем вашу вшивую историю –
русский театр, и начнем по-новой», Михал Олегоч строит «Современник
2». И почему бы рядом с Ефремовым-2 не встать Волчек-2 – Евгении
Добровольской? Планов было громадьё, но Волчек-1, насмотревшись на
эту вакханалию, решила эту шайку-лейку разогнать. Всех выкинули на
улицу. Но и тут вроде бы удача – Ефремов-1 забирает всех 13
неудачников, так и не осовременниковавших загнивающий «театр ру», в
свой МХТ. Но период блаженства и благоговения – Бежар, прекрасная
роль, в которой Олег Николаевич, словами булгаковского Мольера
объявляет Жене: «Я буду строить тебя!», быстро заканчивается –
Ефремов, забрасывает стройку, хотя он так любил, это запомнила
Женя, «что когда я плачу – зал смеется, и называл меня клоунессой».
Добровольская бросается в кино – а там ее поджидает гоп-компания
Сукачев-Охлобыстин, фильм проваливается. Начинаются поиски своего,
родного, с той же группой крови режиссера. И ура – родство душ и
талантов с Кириллом Серебренниковым возникает сразу и рождает
шедевры – «Господа Головлевы» /спектакль, вызвавший у меня
восторг!/ и «Кому на Руси жить хорошо». Но Серебренникова сначала
судят, а потом выживают из страны… А между прочим среди всех этих
перипетий и передряг за юбку мамы держатся четверо детей… Слово
самой Добровольской: «Гурченко терпеть не могла все мои
беременности: «Женя, зачем эти дети?» У меня тоже сложный характер,
и еще токсикоз мучил, так что мы с Людмилой Марковной даже
поссорились. Что, конечно, не помешало мне ее обожать. Знаю, она
так сказала, потому что очень трогательно ко мне относилась. А
иногда я даже думаю: может, она была права?.. Я вот вспоминаю,
какая я была молодая мама, это же ужас какой-то! Бедные мои старшие
дети. Ну а младшим повезло больше: мама спокойна, мама с ними
дома». Для того, чтобы остаться с младшими, Женя отказалась
преподавать, хоть курс с Серебренниковым был уже набран. А совсем
недавно несчастье с сыном Колей... Время Добровольской должно было
начаться прямо сейчас, после юбилея. Вот-вот «оковы тяжкие падут» -
дети вырастут, и появится свободный солнечный горизонт. Чеховской
ли чайкой, серебренниковской ли птицей из «Кому на Руси жить
хорошо», она должна была как Тенякова или Фрейндлих взлететь и
пронестись по сцене в тех ролях, играть которые ей пришло время
сегодня. Но милая и нежная, она строго и до конца отстаивала два
незыблемых для нее постулата: «Не бывает начинающих артистов.
Артист либо есть, либо нет». И завет Михаила Щепкина: «Относись с
уважением к этому храму <�театру> и заставь уважать его
других, священнодействуй или убирайся вон». А вы знаете, о чем
Добровольская больше всего жалела? Никогда не догадаетесь. Вот ее
прямая речь: «У меня никогда не было свадьбы, белого платья». Меня,
конечно, никто не спрашивает и вообще в этом вопросе мне лучше
промолчать, но, простите заранее, ведь я же, влюбленный в ее
Джульетту 45 лет назад, все же скажу – похороните Женю в
подвенечном наряде…