рейтинг блогов

Восемь мыслей об учёбе в вузах

топ 100 блогов fritzmorgen10.04.2017 Восемь мыслей об учёбе в вузах

На днях читатели спросили, пригодилось ли мне моё высшее образование в бизнесе. Короткий ответ: нет, не пригодилось. Вместе с тем называть высшее образование совершенно бесполезным я не буду, за потраченные годы студенты всё же кое-что получают взамен.

Вот мои соображения по этому поводу.

1. Собственно знаний в институтах дают довольно мало, институты крайне неэффективны. Достаточно упомянуть систему лекций. Ритуал переписывания лекций со слуха в конспекты очевидно устарел — и тем смешнее преподаватели, которые в воскресенье идут на митинг «против засилья мракобесия в стране», а в понедельник выходят к доске и начинают работать говорящими магнитофонами.

Конечно же, в ХХI веке занятия должны быть сугубо индивидуальными, благо технологии позволяют этого добиться без увеличения количества преподавателей.

2. Вторая причина неэффективности — выбор дерева предметов. 95% предметов выпускникам в реальной работе не нужно: они вначале бессмысленно тратят годы, получая ненужные им знания, а потом эти знания в течение ещё нескольких лет начисто выветриваются из их голов.

Конечно, в головах остаётся некий остаток, учить второй раз тот же предмет будет немного проще... однако экономия тут глупая: студентам предлагают потратить пять лет на изучение всего подряд, чтобы сэкономить потом одну неделю на более быстрое начало повторного обучения.

3. Третья причина неэффективности — поставленные двоечникам тройки.

Что происходит со студентами, которые не успевают выучить вовремя предмет? Вместо того, чтобы позаниматься с ними дополнительно или поставить им в зачётку отметку о том, что им предмет такой-то не дался, у них требуют сдать его «хотя бы на тройку». Эти вымученные тройки, разумеется, ничего не стоят.

При этом ладно бы речь шла об единичном предмете, это было бы ещё полбеды. Но ведь времени на возвращение к старому в учебных планах не предусмотрено, получивший несколько таких нечестных троек студент теряет способность к дальнейшему обучению: у него не хватает фоновых знаний, чтобы учиться дальше, и его обучение окончательно превращается в профанацию.

4. Есть виды высшего образования — языковые вузы, консерватории — где ситуация несколько лучше, так как предметы несколько более приближены к практике. Принципиально однако и там то же самое: получать нужные им знания студенты могли бы при грамотной организации процесса куда как быстрее.

5. Стойкий миф «школа учит учиться» берёт свои корни в стойком нежелании признаваться, что 15 лет грызни гранита науки были потрачены напрасно. Умение учиться — это набор вполне конкретных предметов типа мнемоники, психологии и педагогики. Мнемонику, психологию и педагогику в школах и в непрофильных вузах не преподают, а если даже и преподают, то так, что лучше бы вообще не преподавали.

6. Теперь о более приятных вещах, о пользе высшего. Начнём с науки. В науке обучение идёт по принципу наставничества, как в фильмах про восточных мастеров боевых искусств. Есть некий седовласый учитель, у него есть два-три верных ученика, которым он передаёт свои знания.

Ровно то же самое можно наблюдать и в вузах — толковые студенты, которые думают о науке, находят себе таких же идейных наставников среди преподавателей и начинают учиться у них «параллельно», независимо от формальных лекций и семинаров. В таких импровизированных связках учёных и неофитов знания передаются по-настоящему плотным потоком.

7. Коллектив. Это, пожалуй, самое важное при выборе вуза для желающих делать карьеру людей. Годы обучения дают им профильные знакомства, при помощи которых они могут не только быстро стать «своими» на новом предприятии, но и расти вверх, цепляясь за своих более продвинутых товарищей.

Собственно, именно по этой причине обучение в некоторых вузах и школах стоит так дорого: родители хотят, чтобы у детей сформировался круг общения из «перспективных» студентов.

8. Наконец, для общества в целом важна проходящая в вузах интеграция студентов из диких семей. Выпускники вузов менее склонны сморкаться на пол, использовать слова паразиты и гадить в лифтах — им волей-неволей прививают определённую культуру.

Статистика показывает, что это благотворно сказывается на обществе в целом: так, например, люди с высшим образованием реже совершают преступления.

Подведу итог

Теперь, когда мы разобрали плюсы и минусы высшего, можно более развёрнуто ответить на вопрос, нужно ли высшее образование для бизнесменов.

Получать знания при помощи учёбы в вузе имеет смысл только в том случае, если вы хотите дальше идти в науку. Тогда да — нужно найти хороший вуз и хорошего наставника, который будет заниматься с вами лично. Если в науку вы идти не планируете, на курсах можно будет выучить всё нужно раз так в 10 быстрее.

Если вы чувствуете, что ваш уровень культуры недостаточен, пять лет в вузе, конечно, помогут сгладить проблему, за это время у вас получится «пообтесаться». Однако я всё же рекомендовал бы в этом случае другую тактику: найти преподавателя по этикету и читать книги — классическую литературу (по списку 100 лучших произведений) и профильную литературу по культурному общению.

Тех, кому неприятно читать глазами буквы, спасут аудиокниги. Бонусом станет то обстоятельство, что классики пишут интересно, чтение наверняка доставит удовольствие.

Полученные в вузе знакомства бизнесмену пригодятся навряд ли. Госпереворота по типу того, что был в 1991 году, у нас не намечается, ну а вчерашние студенты вряд ли смогут помочь начинающему бизнесмену. Конечно, в определённых видах бизнеса — в фармацевтике, например — большое количество знакомых может стать некоторым плюсом... но я бы на это особо не рассчитывал.

Ценность знакомств для бизнеса вообще не так велика, как принято считать — работающим по найму связи нужны куда как сильнее. Да и вообще, у нас не Великобритания с её жёсткой сословностью: «неправильный» университет ни перед кем не закрывает лестницу наверх.

Короче, тем, кто хочет открыть бизнес, я бы тратить пять лет на получение высшего образования не советовал. Пользы от этого будет не больше, чем от, допустим, пятилетней ежедневной игры в Доту — полученные навыки в бизнесе по большей части не пригодятся.

PS. Наверное, стоило бы написать про диплом, армию, требования родителей, студенческие пьянки и тому подобные очевидные вещи, но я всё предполагаю, что мои читатели и без меня могут учесть все эти много раз разобранные обстоятельства.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Доброго всем вечера. Сейчас у меня начинается очередная "Большая Уборка", но перед этим я хочу написать для дорогих читателей рассказик на забавную тему - правда ли что "аналоговые" кассетки звучат лучше не только "цифровых" сидишек, но и SACD, файликов, записаных по методу ...
Для пожертвований Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь ...
Не считаю правильным покупать турецкое оружие. Но это хочу. Тупо - помпа под магазины Сайга/Вепрь. Кстати, турецкие копии по магазинам по моему совместимы с нашими. А на Ижмехе мне пару лет назад разъяснили, что такое сделать нельзя... ...
Двое полицейских из Национальной полиции Афганистана в провинции Бамиан. Королевство Афганистан. 1969 год. Афганские полицейские изучали криминологию и проходили подготовку в ...
Посмотреть на Яндекс.Фотках Незаметно дошел до цифры в 10000 записей, эта 10011-я, кстати) Из них - 611 записей о Бразилии , 62 о Белоруссии , 268 о Германии , 40 о Добром Волшебнике Кукморе , 16 о Липецке , 1117 записей с тегом Друзьям )))) 310 обзоров ленты , 49 записей ...