ВОРОВСКАЯ ЭТИКА

У ростовских воров была своя этика – одиноких мам, стариков и бедных они не грабили. Это неписанное правило соблюдалось и в послевоенные годы. В 1944 году труппа ТЮЗа (Театр юного зрителя) вернулась из эвакуации в Ростов. Однажды актриса этого театра Варвара Шурховецкая поздно ночью возвращалась домой после спектакля. На ней была старенькая меховая шуба. К ней подошли двое мужчин. Поздоровались и говорят: «А вы не боитесь одна по темноте ходить?» Она отвечает: «А чего мне бояться? После того как побывала на фронте, я ничего не боюсь».
Провожатые довели ее до дома и заявили:
— А теперь идите домой, а шубу нам оставьте...
Варвара ответила:
— Отдам, мне не жалко. Но учтите, что всю войну она грела меня в госпиталях и окопах. И если я вам ее сейчас отдам, то завтра мне не в чем будет идти в театр.
— А кем вы работаете? — спросили грабители.
— Я актриса, — ответила Шурховецкая.
— А на фронте что делали?
— Ездила с театром по госпиталям, спектакли и концерты для раненых ставили иногда прямо на передовой...
Грабители попрощались и ушли. Шубу не тронули.
С тех пор после спектакля к Варваре Ивановне в темных переулках никто не подходил, что по тем голодным и смутным временам было весьма удивительно. Видимо, провожатые сообщили «коллегам», что эту даму трогать нельзя.
Еще одна подобная история случилась с легендарным ростовским скрипачом Моней (Соломон Наумович Телесин), который был любимцем ростовчан и даже удостоился памятника на центральной улице Ростова. Он виртуозно владел своим инструментом и играл в лучших ресторанах города. Будучи прекрасным музыкантом и общительным человеком, музыкант был знаком с многими знаменитостями, бывавшими в Ростове на гастролях. Так с Моней подружился известный бард Александр Розенбаум, посветивший ему песню: «Скрипач ростовский Моня».
После войны в ресторанах собиралась преимущественно публика с криминальным уклоном. Однажды в полночь, когда Моня возвращался после работы домой – был ограблен. Денег у него с собой было мало, поэтому грабители отобрали скрипку. Когда главарь известной ростовской банды узнал, что обидели музыканта, – шпану изловили и наказали, а скрипку вернули владельцу. Моня до конца своих дней пользовался «охранной грамотой» от местных воров.
Л.Анцелович
|
</> |