Воронеж. Университет


Такое объявление появилось в университете и в сети накануне лекции. Увы, в реале ничего такого не было. Посему - просто выдержки и пересказы из лекции:
«Я начну с тезиса, с которым сам был не согласен лет сорок назад: судьба человечества в 21 веке находится в руках тех учёных, чья научная специальность называется теология. Именно так. Не от кибернетиков, не от генетиков, не от нанотехнологов зависит судьба цивилизации, а от богословия. Это совершенно не значит, что я пытаюсь перетянуть одеяло на себя…»
«Современная гуманитарная наука знает, что важнейшим вопросом является вопрос о словах, вопрос контекста. Важны тысячи невидимых и зачастую неосознаваемых человеком нитей, которыми он вписан в контекст своего бытия. Ранние детские впечатления, сказки, которые он слушал, с кем он играл, космос его социальных связей, не всегда им осознаваемый, – важная вещь. Интересно, когда человек приучается говорить «мы». Когда я был мальчишкой, и папа водил меня в кино, в определённом возрасте мой первый вопрос был: «Папа, где наши?» Признаюсь, тогда для меня наши были красные».
«В любой исторической религии, в религии, которая пережила своих отцов основателей, складываются две школы, условно говоря, школа богословия любви и школа богословия ненависти. И только от человека зависит то, в какую школу он сам себя запишет. Мы наблюдали год назад, как у разных православных священников одна и та же книга открывалась на разных страницах. Когда шла дискуссия, связанная с Пуси Райот, у одних Евангелие открывалось на странице, где Христос бичом изгонял торговцев из храма, но моё домашнее Евангелие открывалось на странице, где Христос говорит: «А я говорю: благословляйте проклинающих вас». Любой филолог вам скажет, что даже когда человек говорит одними цитатами, он создаёт авторский текст. Тут важно то, какие цитаты тебе полюбились, важен твой личный выбор».
«Святость – это не сертификат. Это мастерство не пропьёшь, а святость можно как приобрести, так и утратить. Утратить за одну секунду. В юношеские годы я подошёл к своему духовнику и рассказал ему о своей мечте поступить в семинарию. Я попросил его благословения. После этого мы два часа гуляли по Москве, и по сути мой духовник начал мне исповедоваться. Он мне рассказывал о том, что значит быть священником. Люди разное рассказывают на исповеди. И иногда не вслух, а в сердце можно осудить исповедающегося тебе человека. «Если со мной такое происходит, – говорил он, – такое ощущение, что то, что я годами строил в своей душе, рушится мгновенно как карточный домик». Луч, который приходит в душу от Бога можно очень легко уничтожить не только действием, но и мыслью, желанием отомстить, постоять за свои права».
«Сегодня мы часто слышим, что богословие это что-то антинаучное, мракобесное, иррациональное. Теология – это модус присутствия логики в иррациональном мире религии. Если убрать теологию, то остаётся иррациональная стихия, отсутствие культуры, традиции мысли на религиозные сюжеты. Такой бескультурный человек оказывается беззащитен перед лицом тех, кто придёт к нему вещать что-то своё на эти сюжеты. В МИФИ создана кафедра богословия. Многие не понимали: зачем физикам богословие? А я испытываю радость за студентов МИФИ. Это одна из моих самых любимых аудиторий. Даже если ты неверующий физик, а перед тобой выступает умный человек – это интересная школа мысли, работа с текстом. Поняв определённую логику и красоту мира христианской мысли, эти ребята не будут поддаваться разным сектантским программам. Это своего рода форма «неутечки» мозгов».
«В обычных университетах не хватает культуры критической мысли на религиозные темы. Сегодняшний студент считает, что он человек науки и его совершенно не касается религиозное мракобесие. И тут в его голову залетает каркающая религиозная ворона, а у него нет навыков проверять эту религиозную информацию. Он не умеет работать с этой группой текстов».
«Нельзя понимать текст в отрыве от контекста. Говоря по-русски, требуйте долива пива после отстоя пены! Обрезка цитаты часто даёт феерический эффект. Важно поднимать контекст, обращаться к первоисточнику, и, может быть, тогда сенсация не состоится… В православном богословии наработаны определённые методы работы с текстом (работы с рукописями, проблемы перевода, разночтения, проблемы социокультурного и бытового контекста). Теология – это обычная гуманитарная наука, которая учит читать. Ведь текст – это не только то, что написано буквами…»
http://www.vsu.ru/news/index.do;jsessionid=BA8B014EB5D1D64BB54B16E4886CA3D2?id=3565
Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий пояснил, что визит Андрея Кураева проходит в рамках программы открытых лекций университета, куда приглашают выступать известных ученых и других публичных людей, чтобы представить самый широкий спектр взглядов и мнений. Ректор напомнил, что месяц назад в ВГУ прошла встреча с телеведущим Владимиром Познером, который тогда заявил, что «выбор православия – главная трагедия России».
Андрей Кураев в своем выступлении заочно ответил телеакадемику, что главная трагедия России, по его мнение – всеобщее незнание православия.
«Считается, что для того, чтобы изучить тибетский буддизм надо провести минимум несколько лет в ученичестве; а что касается православия, то почему-то все убеждены, что знают его и так», - сказал миссионер. После лекции дьякон ответил на вопросы из зала, которые проиллюстрировали его правоту: показали религиозное невежество значительной части аудитории.
Несколько попыток задать конфликтные вопросы, вроде «почему церковь вмешивается в политику?» или «почему существуют тарифы на молебны?» были им с легкостью отбиты. «Не надо бояться людей в черном», - завершил выступление Андрей Кураев, имея ввиду цвет облачения священников.
http://36on.ru/vz/society/8021-kuraev-v-voronezhe-prizval-ne-boyatsya-lyudey-v-chernom
В ходе лекции богослов, писатель, миссионер Андрей Кураев поделился с воронежцами своим мнением по нескольким актуальным и дискуссионным вопросам, среди которых - взаимодействие Церкви и государства, необходимость борьбы с радикальным исламом с помощью научных работ, правильная трактовка библейских постулатов, и многое другое.
- Важно понимать, что Библия - это единое целое, и любая цитата из нее должна подтверждаться контекстом, - сказал Андрей Вячеславович, имея в виду священников. - Иначе можно столкнуться с проблемой, которая сейчас остро стоит в ряду мусульман: Коран нуждается в критических статьях и комментариях к основным положениям. Случаи с исламским радикализмом происходят все чаще - взять тех же Царнаевых - и вместо того, чтобы отрекаться от этого, говорить, что это не есть истинные мусульмане, стоило бы выяснить, какие конкретно цитаты их священной книги приводят к такому искаженному пониманию, и расшифровать их в правильном ключе.
Андрей Кураев не раз отметил за время беседы, что сейчас к христианству нужно подходить в большей степени с научной точки зрения:
- Всегда нужно искать ответы в первоисточнике, чтобы понимание религии не было искаженным. Сейчас студенты редко задумываются о духовных вопросах, более того, отбрасывают их совсем, оперируя тем фактом, что они - люди науки. Но рано или поздно произойдет в их жизни какая-то ситуация, или возникнет какая-то мысль, которые поведут их к вопросу религии. И в этот момент им могут попасться многочисленные версии и толкования того или иного постулата, вполне вероятно, что неправильные, а они примут их за единственные. Отсюда возникнут еще проблемы, которые могут даже привести их в секту. Поэтому важно при любом вопросе обращаться непосредственно к Библии, выяснять, как на самом деле трактуется та или иная заповедь, например.
http://www.infovoronezh.ru/News/V-Voroneje-provel-lektsiyu-diakon-i-prepodavatel-MGU-Andrey-Kuraev-17280.html
Сегодня, 15 мая, в ВГУ с лекцией о теологии побывал известный миссионер, просветитель, общественный деятель дьякон Андрей Кураев. Андрей Вячеславович прибыл к нам по личному приглашению ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого. Войдя в актовый зал ВГУ и сев на своё место, Кураев первым делом достал откуда-то антиникелевую наклейку и поставил её перед табличкой со своим именем.
На вопрос зала об отношении к проблеме никелевых разработок в Воронеже, о котором диакон заявил фирменной наклейкой антиникелевого движения, Андрей Кураев отвечал неохотно:
- Если честно, высказывать свое мнение на эту тему в рамках лекции не хочется. Хочется только спросить, что позитивного в том, что экологию принесут в жертву ради того, чтобы кто-то поднялся на пару позиций выше в списке Forbes? Или ради того, чтобы потом этот никель был продан за рубеж, а не пошел на разработку отечественных самолетов? Если бы у нас были годы блокады или война, когда всё ради победы, я сказал бы: «Не жалко воронежских чернозёмов. Все для фронта!» А когда воронежская экология приносится в жертву, чтобы кто-то поднялся на пару строчек вверх в списке "Форбс", к тому же этот никель будут пускать на чужие самолёты, меня это не вдохновляет, — сказал Андрей Кураев.
Тут вмешался ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, который заявил, что, по его мнению, никелевые месторождения Воронежской области обязательно должны разрабатываться. Поэтому в завершение свой речи Андрей Кураев в шутку сказал: «Надеюсь, ваш ректор позовёт меня еще раз, несмотря на наши политико-экологические разногласия».
http://www.moe-online.ru/news/view/261187.html
http://www.infovoronezh.ru/News/Andrey-Kuraev-otmetil-svoyu-lektsiyu-v-Voroneje-nakleykoy-protiv-dobyichi-nikelya-17286.html
На встрече со студентами ВГУ в Воронеже протодиакон Андрей Кураев рассказал в чьих руках, по его мнению, находится судьба человечества в XXIвеке и почему в скандальной истории с «Pussy Riot» у разных священников Евангелие открывалось на разных страницах.
- Есть один вопрос, от решения которого внутри исламского мира, зависит атмосфера в целом на нашей планете, - рассказал Андрей Кураев. - Это вопрос о словах, о значении терминов. Есть такое слово «шахид», в переводе на русский язык – это богатырь. И вот вопрос, к кому можно приложить этот высокий титул? К воину, который вступает в заведомо неравный бой с пятью рыцарями-крестоносцами – да, безусловно, это героический поступок. А вот можно ли это же слово приложить к тому, кто взрывает школьный автобус с детьми? Кто этот бомбист – шахид или подонок? От ответа на этот вопрос зависит очень много в нашем мире и в нашей стране, оказывается, что мнение учёных улемов разнятся. А от того, какая фракция победит, зависит наша с вами судьба. Сегодня мы часто слышим о том, что у террористов нет национальности, нет религии. Очень интересный тезис. Я вот хочу в воронежский сельскохозяйственный университет обратиться, может они мне объяснят, есть ли яблочки, у которых нет яблони?
По словам Андрея Кураева, он не понимает тех, кто говорит, что у терроризма нет религии. От того, где живут люди, что читают, кого слушают, от этого зависит понимание мира. Если люди неверно поняли текст, то надо выяснить, почему они его не так поняли. Священнослужитель призвал братьев мусульман проверить и уточнить цитаты, которые приводят людей в боевое состояние. Ведь нельзя понять определённые термины без контекста.
- Если мы видим, что люди типа Царнаевых методически появляются в мусульманском мире, значит, что есть методика подготовки таких людей – промывки им мозгов, - пояснил богослов. - Значит, что есть определённый набор цитат, которые приводят в боевое настроение этих ранее мирных людей. Эти цитаты, видимо, из авторитетных мусульманских текстов. Я обращаюсь к братьям мусульманам, пусть предложат альтернативное толкование этих цитат, не делайте вид, что их нет. Нужно дать мирное истолкование тех тезисов, выбить это оружие из рук радикалов, а не говорите, что их нет.
В любой исторической вере с большой историей, которая пережила своих отцов-основателей, складывается две школы.
- Условно – их две: школа богословия любви и школа богословия ненависти, - рассказал Андрей Кураев. - От человека зависит, в какую из этих школ ты сам себя запишешь. Мы с вами видели год назад, когда у разных православных священников одна и та же книга открывалась на разных страницах – когда речь шла о дискуссии с Pussy Riot. У одних Евангелие открывается там, где Христос бичом изгоняет торговцев из храма, а моё Евангелие открывалось на странице, где Христос говорит «благословляйте проклинающих вас». Любой историк и филолог знает, что когда человек говорит только цитатами – он создаёт авторский текст. Вопрос в том, какие цитаты тебе полюбились, почему эти фразы ты решил использовать именно сегодня.
Когда решается вопрос – делать что-то или не делать, очень важно поставить вопрос, а что будет, если не сделать. Профессор Дамблдор из «Гарри Поттера» однажды дал гениальную характеристику своему ученику: когда ему предстояло сделать выбор между лёгким и правильным, он выбирал правильное. Это очень точная формулировка – совсем не банальная. Бывает, что кажется – легче всего ничего не делать, но эта лёгкость потом обернется проблемами. Поэтому есть вопрос, что будет, если не воспитывать культуру теологической мысли? Цена вопроса очень серьёзная – миллиард рублей, если перевести на деньги. Год назад президент Медведев выделил 1 млрд на развитие мусульманского образования в России.
По словам богослова, сначала он возмутился этому решению – «как так». А потом подумал и решил, что это правильно.
- Или мы будем воспитывать наших мусульман – или братья-мусульмане из Египта и Саудовской Аравии, - заявил Андрей Кураев. - Чего хотите? За удовольствие жить в мире – нужно платить.
http://slovosti.ru/#/?part=news&id=9978
На лекции в ВГУ у протодиакона Андрея Кураева студенты активно интересовались коммерцией в религии. Ведь вера – это святое, а за то, чтобы поставить свечку в храме, нужно заплатить. К тому же, почему-то в церквях религиозная утварь стоит намного дороже, чем в обычных магазинах или палатках.
- Как человек, который совершенно не зависит от церковно-приходской экономики, я считаю, что такая позиция наших настоятелей очень правильная, - заявил Андрей Кураев. - Молиться должен человек, а не его свечка. Свечка – это не более чем напоминание для особо тупых. Что такое свеча? Огонёк тянется вверх, а согревает и освещает всех окружающих. Символика христианской жизни – тянись к Богу и свети окружающим. И какие сквозняки бы ни дули в храме, свечка всё время выпрямляется, огонёк все равно вверх идёт. Такая же вертикальная упёртость должна быть в твоём характере – как бы не отвлекали от молитв разные уводящие мысли сквозняки, а ты держись главного – помни, что ты человек.
По мнению протодиакона, ни одна свечка молитвы не заменит. Это не магическое средство, которое можно просто поставить, чтобы всё было хорошо.
- Второй аспект возжигания свечи – это жертва, о которой мы говорим, отказ от чего-то в пользу своей веры, - поясняет священник. - А теперь подумайте сами, если я иду в храм, а какая-то бабка у метро в Москве продаёт свечки по цене в два раза дешевле, чем в храме. Моя жертва уже на этом уровне становится сомнительной – я вдруг начинаю экономить, выгадываю лишних пять рублей. Дальше – что я приношу в храм? Копоть, свечка – это будущая копоть, а значит – это будущие расходы этой общины на отмывку росписи. Получается, что те деньги, которые могли бы пойти на будущий ремонт храма – я отдал этой бабке, в храм они не попадут, а свою копоть я туда принёс вместе со своим суеверием.
Выходов из такой ситуации, по словам Андрея Кураева, немного. Если люди не хотят, чтобы в храмах всё продавалось, можно воспользоваться двумя вариантами: древнерусским и современным греческим.
- Современный греческий вариант – во всех школах преподают 10 лет закон Божий, - рассказывает протодиакон. - Там все понимают, что такое свеча, поэтому в храмах ничего не продаётся. При входе там лежат свечки бесплатно, а рядом ящичек – сколько хочешь, столько положи. У нас пробовали делать такой вариант, но все эти храмы прогорели. Потому что у русского человека слово халява работает безотказно. Единственное исключение – это Троице-Сергиева лавра, но потому что она на отшибе, чтобы до нее доехать надо уже решиться на это. Туда люди уже идут с определённой мыслью, они готовы к такой модели поведения.
- Второй вариант – классический древнерусский, - вздыхает Андрей Кураев. - Когда люди жили натуральным хозяйством, свечки в храме никогда не покупали – у каждого в доме был свой пчельник, свой виноградник, своя пшеничка. Люди приносили в храм свой хлеб, своё вино для литургии, своё масло для лампадок и свои свечки. Бюджет прихода складывался из того, что когда люди приносили свои домашние свечки, они к ним прилепляли по копеечке – свеча сгорает, а копеечка падает на подсвечник. После службы всё это забирается и образуется полная казна на другие нужды этого храма. Мне нравится этот вариант, но готовы ли вы сами заниматься разведением этих пчёл? Если вы не крестьяне. У вас нет своего вина, хлеба, масла и воска – то найдите другую форму часть своего труда и богатства приносить в храм. И это пресловутые денежные знаки – такова тайна современной церковной экономики.
http://slovosti.ru/#/?part=news&id=9957
Упомянул богослов и о «Пусси райот»:
– В любой религии со временем складываются две школы – школа богословия любви и школа богословия ненависти. Вот например недавняя история с «пуськами» продемонстрировала, что у разных людей одна и та же книга открывается на разных страницах. У одних Евангелие открывалось на страницах, где Христос изгоняет торговцев из храма, а у других – на словах «благословляйте проклинающих вас». Только от нас зависит это выбор. Нет церковного канона, который сказал бы, на какой странице открывать Евангелие. Это личный выбор.
Лекция, больше похожая на публичную рефлексию, так или иначе крутилась вокруг возможности связи науки с религией:
– Вот в прошлом году блогосфера активно обсуждала якобы скандальную новость, что в МИФИ, а это наш ядерный центр научный, создана кафедра богословия. Зачем? Нафига попу баян, а физикам – богословие? Казалось бы, это совершенно немыслимая вещь. Я же этому радуюсь. И у меня не корпоративная радость, я просто радуюсь за студентов. Я знаю студентов МИФИ, сам не раз читал им лекции, это одна из самых любимых моих аудиторий, потому что она колючая, она требовательная, ей лапшу на уши не навешаешь. Мне интересно с ними учиться, и я рад за них. Почему? Во-первых потому, что я убежден, что в МИФИ дураки лекции по богословию читать не будут. А это означает, что придут к ним интересные люди. Я думаю (сейчас я обращаюсь к студентам, преподаватели это не так поймут), что не важно, о чем говорит человек, важнее – кто говорит. В университете заходите на соседние факультеты, но слушайте хороших профессоров. Это массаж мозга, гимнастика ума. Пусть ты филолог, и тебе химия не нужна, но ты послушай хорошую лекцию по химии. Ты в ней может не поймешь 99%, наверняка не поймешь. Но может быть какая-то культура мысли, культура речи, культура общения с аудиторией, просто красота доказательности станет для тебя понятнее. И даже если ты неверующий физик, но перед тобой выступает человек умный, интересный, типа митрополита Иллариона, – это интересная школа мысли, работа с текстом. Второй плюс, который получат неверующие физики – а никто их не будет утаскивать из оборонной промышленности, науки и наряжать в рясы – поняв определенную логику и красоту христианской мысли, они не будут поддаваться на сектантские программы типа РЕН-ТВ. И это тоже хорошо, это форма защиты от утечки мозгов.
– Есть у меня две печальные занозы, – признался Андрей Кураев. – Одна в левом полушарии, другая – в правом. Значит, заноза в левом полушарии такая, это старая-старая история. Где-то в 1209 году, в Оксфорде найдена убитая женщина. Проводится дознание и мэр города приводит к выводу, что это два профессора Оксфорда так покутили, до убийства дошли, и их вешают. Однако же все это дознание, суд, не убедили преподавателей и студентов университета. Университет объявляет забастовку, студенты и преподаватели отказываются ходить на занятия, требуя вмешательства римского папы в этот конфликт, чтобы они оказались под юрисдикцией папы (а лет за десять до того папа Римский аналогичные права своей буллой даровал Сорбоннскому университету). Конфликт длится долго, семь лет, это огромный срок для студентов. И что они делают? Они не сидят без дела. Они ушли в соседнюю деревню из Оксфорда и там продолжают занятия. Имя этой деревни – Кембридж. Почему для меня этот рассказ – заноза? А потому, что я не могу себе представить аналогичную запись в древнерусских летописях, что в лето от Рождества Христова 1209 профессора Суздальского университета, в знак протеста против насилия Владимирского князя, ушли на Воробьевы горы, и так появился Московский университет. Вот здесь есть вековой зазор.
Другая заноза у меня обозначена 1685 годом – это год создания первого регулярного учебного заведения в России, Славяно-греко-латинской академии, той, что сегодня называется Московской духовной академией, где я, собственно, сейчас и работаю. Почему это заноза? Да потому что Русь-то была крещена в 988 году, а первый университет, первая семинария, появилась в 1685! Семь столетий без школы! Низовая грамотность была массовой, те же новгородские берестяные грамоты, но образовательного конвейера не было. Почему не было, с чем связан этот зазор западно-европейской истории и российской истории? Дело не в выборе православия, но одна из причин может быть в церковно-славянском языке богослужения. Это дар диалектический. С одной стороны, он позволил восточно-европейским народам совершить огромный нравственный прорыв, потому что Евангелие было слышно на понятном языке. Но в этой понятности богослужебного языка. Оказывается, таилась серьезная проблема: язык был настолько понятен, что не возникало потребности его изучить.
Много говорил лектор о том, как работать с фактами и аргументами. Студентам он посоветовал не брать на веру цитаты, а всегда искать первоисточник и смотреть на текст вместе с контекстом.
– Иду я как-то по улице, никого не трогаю. Вижу книжный развал, а там книжка «Исцели себя сам» Геннадия Малахова. Я беру, листаю, и уже на пятой странице ловлю свою челюсть на уровне пятки, потому что там написано следующее: «Величайший целитель всех времен и народов учил уринотерапии. Так, в Библии сказано: Пей из своего источника». Вы понимаете, да? Я про себя думаю: ну елки-палки, семинарию окончил, аспирантуру окончил, университет окончил, ну не помню я в Библии такого! Прихожу домой – у меня же есть удочка, то есть метод проверки! – открываю электронную версию Библии, вбиваю на поиск цитату. И увы, позор на мои седины, Малахов прав, есть такая цитата. Но есть великое правило герменевтики – если по-латыни, то оно звучит так: нельзя понимать текст в отрыве от контекста. Теперь то же самое по-русски: требуйте долива пива после отстоя пены. То есть когда вам привели сногсшибательный текст, долейте пива, контекст восстановите, тогда может быть сенсация не состоится. Недавно в одном блоге я встретил совершенно замечательную цитату Ленина: «Категорически запрещено думать». И ссылка: собрание сочинений, том такой-то. Правильно. Там такая цитата есть, только стоит запятая: «Категорически запрещено думать, что можно, условно говоря, каким-нибудь парламентским путем обеспечить победу рабочего класса». Всего лишь обрезка цитаты дает феерический эффект. Поэтому очень важно приучить себя обращаться к первоисточникам, если возможно – к языку оригинала.
– Послушайте, не все, что я говорю – это пурга. Даже если я говорю что-то странное, у меня есть аргументы. И я смогу каждый свой тезис обосновать.
Андрей Кураев
Много говорилось о проблемах теологического образования:
– Теология – это обычная гуманитарная наука. А гуманитарные науки – это такие, которые учат читать, вот и все. Потому что учиться читать надо не только в первом классе. Читают текст, а текст – это не только то, что написано буковками. Поступок человека, сны, жесты, речь, действия - это все текст. И психологи, историки, юристы, философы – мы все читаем, пробуем понять смысл содеянного и сказанного другими людьми и нами сами тоже, потому что и себя мы до конца не знаем. «Художник хотел сказать этой картиной» - дико невежественная формулировка. Художник что хотел, то и сказал, а мы претендуем, что знаем больше.
Примеры к своим тезисам Андрей Кураев приводил самые экзотические. Так, рассказывая о нравственном выборе, он проиллюстрировал свои слова цитатой из книги про Гарри Поттера:
– Если помните, Дамблдор однажды дал замечательную характеристику одному своему ученику: «Когда ему представилось сделать выбор между легким и правильным, он выбирал правильное». Это очень точная формулировка, небанальная. Если бы он сказал «между ложным и правильным», была бы банальность. Бывает, кажется, что легче всего ничего не делать. Но эта легкость – она потом обернется проблемами.
– Поэтому вопрос «А что будет, если не воспитывать культуру теологической мыли, культуру религиоведческой мысли», он очень серьезный, – продолжил лектор. – Кстати, цена вопроса – миллиард рублей. Именно столько год назад президент Медведев выделил из госбюджета на развитие мусульманского образования в России. Да, понимаю, я сначала тоже сказал: «Ого!». А потом чуть-чуть подумал, и понял, что иначе нельзя. Или мы будем воспитывать наших мусульман, или братья-мусульмане из Ешипта и Саудовской Аравии. ЗА удовольствие жить в мире надо платить. Хотя я, конечно, не буду вас шантажировать, что если не будет создан факультет теологии в рамках ВГУ, то придут страшные мусульмане и всех вас оденут в длинные юбки. Но любое бескультурье – оно мстит за себя. Альтернатива «Основам православной культуры» - это безосновательное неправославное бескультурье. Мне кажется, альтернатива не очень приятная.
Отвечая на вопросы из зала, Андрей Кураев рассказал, что думает о возросшем влиянии церкви на государство.
– Государственные дела и политика - это не одно и то же. Мне неизвестны случаи, чтобы, скажем, государственные посты согласовывались с патриархом. С другой стороны, церковь, конечно, влияет на общество и на политические дела, как такой лоббистский орган, и это нормально, это есть везде, и в США, и в Европе.
Прокомментировал богослов и вызывавшие в последнее время бурное обсуждение законодательных инициатив, касающихся защиты чувств верующих.
– Что касается закона об оскорбления чувств верующих (кстати, такого закона нет, есть ряд поправок), то в нашей юридической практике это лакуна, – напомнил Андрей Кураев. – В юридическом языке есть такое понятие - hate crimes, преступления ненависти. В целом я за эти поправки, я считаю, что это хорошая законодательная новелла, но я считаю, что их надо с одной стороны расширить, а с другой – сузить. Во-первых, понятие «оскорбление религиозных чувств» – это очень эфемерная субстанция. Можно говорить об оскорблении религиозных символов, зданий, памятников, кладбищ, святынь, чего-то конкретного. А с другой стороны, эти поправки надо расширить, чтобы не только религиозных вещей это касалось, но и других – оскорбление памятников Великой отечественной войны, скажем.
http://riavrn.ru/news/andrey-kuraev-ne-vse-chto-ya-govoryu-eto-purga/
В среду, 15 апреля, протодиакон Андрей Кураев в актовом зале ВГУ рассказал о новых трактовках священных писаний и модных «православных активистах».
- В православном мире сегодня появилась такая мода, знаете новую породу православных – «энтеобразных», - отметил гость. - Такие активисты, которые любят всё решать методом мордобоя.
В названии новых верующих Андрей Кураев использовал псевдоним скандально известного московского православного активиста Дмитрия Энтео. До прошлого года при словосочетании «православные активисты» вспоминались хоругвеносцы, движение «Народный собор» и футбольные фанаты в футболках с надписями «За веру, царя и Отечество» с одной стороны и «С нами Бог» — с другой. Энтео же прославился на всю страну, когда со словами «кощунство не пройдет» содрал с одного из пассажиров аэроэкспресса футболку, на которой была изображена Божьей Матери «Знамение» в балаклаве. После чего устраивал много достаточно агрессивных акций.
- У этих активистов есть любимая боевая цитата «Иоанн Златоуст сказал: Если ты видишь еретика, хулящего слово божье, подойди к нему и освяти свою руку ударом», - поясняет протодиакон. - Я проверял – есть такая фраза у Златоуста. Вроде бы моя церковная совесть здесь должна мне сказать, что нужно молчать, взять «под козырек» и исполнять. Но у меня есть и навыки богословского мышления есть, мой разум мне подсказывает, что у того же Златоуста я знаю другие слова, совершенно противоположного свойства – о недопустимости насилия в вопросе религии. Кроме этого, я знаю, что Златоуст – по секрету скажу – был язвенник, а у них бывают резкие перепады настроения – это с кислотностью связано.
- Я знаю другие суждения, знаю Евангелие, где такое невозможно, - продолжает Андрей Кураев. –- Я знаю, что святость – это не сертификат. Её можно приобрести и утратить за одну секунду.
- Лучик, приходящий в душу от Бога, очень легко можно экранировать. Даже не обязательно действием – злой мыслью, желанием отомстить, постоять за свои права.
Для иллюстрации своих слов протодиакон рассказал собравшимся шуточную историю про «кошмар автомобилиста». Ехал человек по дороге, спешит, его останавливает гаишник. Водитель не хочет конфликта, поэтому пока лейтенант еще походит к машине, он достаёт все необходимые документы. Улыбается, протягивает их гаишнику, пока тот их изучает, неожиданно с заднего сиденья раздается детский голос «Папа, а где же козлы?».
- Даже одного такого слова, сказанного на дороге, достаточно для того, чтобы что-то в душе рухнуло. - Святость не связана с возрастом, можно быть святым в 15 лет, а в 17 потерять её. Любые родители, у которых есть повзрослевшие дети, это знают – какие святые детишки были в младенчестве, а потом что-то с ними произошло. Святость обретается и теряется
http://vrntimes.ru/news/view/7737-Nyelzya_pryedstavit_chtobi.html
Протодиакон Андрей Кураев в Воронеже рассказал, что катастрофическим событием для судеб культуры и образования России считает разделение первого в России высшего учебного заведения. Потому что сейчас люди не умеют проверять религиозную информацию, из-за чего возникает много недоразумений.
- Это для меня страшный день – день изгнания Богословия из университета, - рассказал Андрей Кураев. - Единый организм - Славяно-греко-латинская академия - по инициативе Ломоносова был разделён на два: духовная академия и университет. В результате Россия стала единственной страной в Европе, в которой в рамках университета не было богословского факультета. Последствия этого печальные.
По словам протодиакона, переехавшая к Троице-Сергиевой лавре академия стала инкубатором. Ребята там живут благочестиво и хорошо, но у них не формируется общий культурно-генетический фонд со своими ровесниками, хотя это очень важно. Не хватает им и общенаучных знаний.
- Студентам обычных университетов в условиях нашей сепарации не хватает культуры критической мысли на религиозные темы, – отмечает Андрей Кураев. - У них нет навыка проверять религиозно преподанную информацию, с этим кругом культуры и текстов они работать не имеют.
По словам протодиакона, есть великое правило герменевтики, что текст нельзя понимать в отрыве от контекста. Всегда нужно восстанавливать историю цитаты. Очень важно приучить себя обращаться к первоисточнику.
- У апостола Павла были в завете слова, которые очень любят цитировать наши монахи: «супруги не уклоняйтесь друг от друга, разве только для упражнения в посте и молитве», отсюда делают вывод, что во время поста муж и жена должны жить как брат и сестра, а пост занимает половину дней в году, - рассказывает Андрей Кураев. - Из-за этого возникают семейные сложности. Я стал присматриваться к этой фразе. Вы знаете словосочетание «супружеский долг»? Русский человек ни за что не догадается, что эта фраза взята из Библии. Буквальный перевод этой фразы «супруги, отдавайте друг другу свои долги», то есть вы должны друг другу дарить радость сексуального общения. От этого исполнения долга нельзя уклониться ссылкой, что «дорогой, у меня голова болит» - только ради поста и молитв, - продолжает протодиакон. - Но оказалось, что слово «пост» уже более поздняя вставка, в рукописях до VIII века её нет – это позднейший монашеский акцент. И, наконец, самое забавное - слово «упражнения», а в греческом оригинале стоит слово «scole» (школа). Вы все это слово знаете. «scole»- это досуг, отдых. То есть логика архаического общества «когда мальчик пасёт козлов» - он работает, а если ты хочешь книжку почитать сдуру – то это твои личные проблемы.
По мнению многих людей, образование у нас – это досуг, факультатив.
- Вынести помойное ведро, посидеть с младшим братиком – это обязательная программа, а книжки – это как компьютерные игры, - поясняет Андрей Кураев. - Смысл апостола Павла - «Медовый месяц кончается, не всегда нам 18 лет, не всегда мы всегда готовы, а семью надо укреплять. Поэтому хочешь - не хочешь, служи своему супругу, но ладно уж – иногда отдохните от взаимной сексуальной эксплуатации, чтобы вместе помолиться
http://vrntimes.ru/news/view/7740-Protodiakon_Suprugi_dolzhni.html
В последнее время россияне замечают, что религия начинает активно вмешиваться в политику. Зачем православная церковь комментирует многие законопроекты и для чего внесли поправки, защищающие чувства верующих рассказал протодиакон Андрей Кураев на лекции в Воронеже.
- Государственные дела и политика – это совсем не одно и то же, - сообщил богослов. - Можно быть в оппозиции, участвовать в политике, но не участвовать в государственном управлении. Поэтому даже если церковь участвует в политике, это не значит, что она вмешивается в государственные дела. Мне неизвестны случаи чтобы, скажем, государственные посты согласовывались с патриархом. Церковь, конечно, влияет на те действия государства, которые касаются нас самих – это правда. Но это совершенно понятная лоббистская линия движения, и в США, и в Израиле, и в Европе – это естественно происходит. Есть группа людей, у которых есть своеобразные интересы, мы их будем отстаивать – через прессу и парламент.
Рассказал священнослужитель и о скандальных законопроектах, защищающих чувства верующих, которые недавно приняли.
- Это лакуна в нашей правовой практике, - пояснил Андрей Вячеславович. - В юридическом языке есть такое понятие - hate crimes, преступления ненависти. Когда человек не лично кого-то оскорбляет, а произносит какие-то недопустимые вещи в отношении некой общности людей. Например, выходит некая газета «Голос белой расы», которая на передовице публикует статью «Все негры – козлы». Вот я, не будучи негром и козлом, могу оскорбиться на это? Возникает вопрос надлежащего истца, кто имеет право подать иск от имени группы людей. Когда удар наносится не по конкретным лицам, а группе. Но как защититься от таких ударов?
Протодиакон считает, что такие поправки в законодательстве должны быть, но в них нужно внести изменения – уточнить.
- Нужно, чтобы там не было формулировки «оскорбление религиозных чувств» - это слишком эфемерная субстанция, - пояснил богослов. - Оскорбление религиозных символов, памятников, кладбищ – нужно, чтобы это было. Но еще эти поправки нужно расширить, чтобы речь шла не только о религиозных вещах, но и об общенациональных святынях – типа памятников воинам Великой отечественной войны.
Попросили студенты протодьякона обозначить и главные проблемы церкви, которые сейчас существуют.
- Мне лично кажется, что многие проблемы церкви, как и мои лично, связаны с тематикой ожирения, - смеется Андрей Кураев. - К
|
</> |
https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.