Вопросы пока без ответов. Семья/дд

топ 100 блогов tatiana_gubina23.11.2011 Некоторое время назад я написала пост о социализации. В посте я рассматривала процесс социализации ребенка,  противопоставляя условия семьи и условия детского дома/интерната. Пост породил дискуссию, которая у меня тогда, надо сказать, вызвала чувство недоумения. К теме противопоставления детского дома и семьи я всегда относилась как к чему-то само собой разумеющемуся. Есть дети, которые живут в семьях, и это хорошо. Есть дети, оставшиеся без попечения родителей, которые живут в детских домах/интернатах, и это не есть хорошо.
 
Когда я писала тот пост, я не ставила перед собой целей ни полемических, ни доказательных, ни агитационных. Писала же я его с одной простой целью. С целью озвучить, «прописать» некоторые важные моменты, критичные, с моей точки зрения, для понимания того, что и как происходит с ребенком в период взросления.  Консультируя принимающие семьи, отвечая на вопросы приемных родителей, я держу эти «моменты» в голове. Мне хочется, чтобы они были не только в моей голове. Тот пост, про социализацию, был первым в серии таких постов. Социализация – отнюдь не единственный «момент», отличающий, с моей точки зрения, жизнь ребенка в детском доме от жизни ребенка в семье.
 
По опыту работы с принимающими семьями, испытывающими те или иные трудности, вопрос «почему ребенок ведет себя вот таким образом?» звучит достаточно часто. Одна из наиболее часто употребляемых новоиспеченными приемными мамочками фраз – это «я не понимаю, почему он так делает». Конечно, ни одна «схема» не объясняет однозначно, почему человек (ребенок) поступает так или иначе. Но есть определенные закономерности, понимая которые, легче разобраться, что и как происходило и происходит сейчас в его жизни.
 
Родители обычно хотят понять, что происходит с их ребенком. Приемные родители еще хотят понять, что с их ребенком происходило раньше, до того, как он пришел в их семью. Родителям важно понимать, чем и как они могут помочь ребенку, что им нужно принимать во внимание, на что пытаться повлиять, а что – просто принять как данность. Разумеется, каждая ситуация уникальна, каждый ребенок – это личность со своим жизненным опытом и характером, и каждый родитель – это личность со своим опытом и характером, и каждая семья своеобразна и уникальна. И, тем не менее, во всех этих хитросплетениях человеческих судеб, в калейдоскопе событий и отношений можно и нужно видеть определенные закономерности.
 
«Что пропущено в жизни моего приемного ребенка? Есть ли что-то важное, что он пропустил в силу трагических обстоятельств своей жизни, и могу ли я, его новый родитель и защитник, восполнить то, чего недостает? Что мой приемный ребенок испытал такого, что миновало бы его, живи он в любящей семье? И что я могу сделать, чтобы помочь принять или отвергнуть то, с чем сам ребенок, без помощи взрослых, не сможет справиться?»  Так, или приблизительно так, можно было бы обобщить смысл тех вопросов, которыми задаются принимающие родители. Родителям трудно, и им хочется - понимать. Потому что когда не понимаешь, что происходит, то трудно вдвойне.
 
Мне хочется продолжить писать посты о том, как дети проживают определенные этапы своей жизни и в семье, и в детском доме. И о том, как и когда возникает определенная "разница", и в какие моменты взросления "качество" окружающей среды играет свою роль. Но я почувствовала, что не могу продвигаться дальше, пока сама для себя не разберусь с "опорными моментами".

Самой мне нравится, когда я хорошо понимаю, каковы «точки опоры», и насколько «устойчиво» то знание, которым я сама пользуюсь, решая практические задачи. Столкнувшись с достаточно острой реакцией на пост о социализации, я заинтересовалась. Мне стало интересно, почему вещи, которые мне самой не кажутся дискуссионными, вызвали такой «всплеск». Я принялась читать то, что обсуждалось в жж. В процессе чтения  поняла, что, копая свой маленький огород, сама того не желая, «попала» в тематику «больших дискуссий», в каковых дискуссиях уже сломано немало копий.

В процессе изучения «истории вопроса» я выделила для себя несколько «пунктов», ответы на которые мне хотелось бы получить. Разобраться для себя самой. Мне всегда была важна моя собственная, внутренняя логика, «гармония и стройность внутренней конструкции», если можно так выразиться. Сама «конструкция» может меняться, расти, трансформироваться, прирастать и убывать… но она должна быть логична и понятна мне самой. Если «концы с концами не сходятся», то двигаться дальше я не могу. Соответственно, я решила сформулировать те вопросы, которые лично меня цепляют и «просят ответа». Ну и, по мере возможности, хочу найти на них ответы, логичные и понятные мне самой.
 
Вопрос первый.
Одно из возражений на мой пост о социализации звучало так.  Нельзя противопоставлять  «семью» и «интернат»,  и  говорить о том, что «семья – это хорошо, а интернат – это плохо». Поскольку бывают плохие семьи. И бывают хорошие интернаты/детдома.
И то, и другое действительно бывает, не поспоришь. Детский дом может быть хорошим. Вопрос вот в чем - может ли он быть настолько "хорошим", чтобы  функционировать не просто как вынужденная мера, но как достойная, самостоятельная, достаточная  альтернатива семье? Может ли детский дом быть обиталищем, в котором ребенок  живет благополучно и, по возможности, счастливо? И если «да», то из каких «составляющих» может быть сложено это благополучие? И если «нет», то что конкретно будет отличать жизнь в  детском учреждении, при любой степени «обустроенности» и "хорошести", от жизни в семье? (сразу оговорюсь, что а)говорю о детях, оставшихся без попечения родителей, т.е. фактически лишенных семьи; и б)не имею в виду интернаты типа сунц – для одаренных в определенной области и достаточно взрослых детей).
 
Вопрос второй.
А в чем, собственно говоря, ценность семьи? Не вообще ценность, а конкретно -  для ребенка? Или для взрослого выросшего ребенка?
Конечно, я знаю, что на тему «ценности семьи» написаны килотонны научной и не очень научной литературы. В основном, эти килотонны изучают  "место семьи в списке прочих ценностей" и выстраивают «ранжиры». Для меня вопрос в другом.
В «сиротской» теме, как только появляется понятие «семья», тут же выскакивает и  «плохая семья». Но если говорить о семье как таковой, независимо от ее "качества"? Если не ограничиваться рамкой «хорошая семья – это хорошо», то в чем состоит ценность любой семьи? Семьи самой по себе? Опять-таки, это не о том, как «осознание ценности семьи видоизменяется и трансформируется в современном мире, см. килотонны»…
Это вот о чем. Вот если семья исчезает из жизни человека? Совсем, напрочь, любая. То что человек (ребенок) при этом теряет? Что конкретно? Не сиюминутно, а теряет ли он что-то,  капитально важное для жизни?
 
Вопрос третий.
О «стигме». Стигма – красивое слово. Сказать по правде, мне все время кажется, что эта «красивость» как-то затемняет суть дела.
Вопроса для меня тут даже два. Один – о том, что действительно ли получается, что когда «умные специалисты» или «люди просто в теме» говорят о том, что в детском доме (в любом детском доме) не хватает чего-то существенного, то тем самым они «стигматизируют» тех, кто жил и вырос в детском доме/интернате, а проще говоря, «навешивают на них ярлык». Нашла тут пару интересных дискуссий на эту тему, которые состоялись уже давно. И вот еще, там же. И вот.  Мне хочется найти ответ на вопрос – действительно ли общественное мнение сформировано на данный момент таким образом, что выпускники дд подвергаются реальной дискриминации на уровне вновь возникающих социальных отношений? И если да, то на основе чего формируется подобное отношение? (для меня почти очевидно, что не на основе «дискуссий специалистов», о каковых дискуссиях «общественное мнение» понятия не имеет).
И еще вопрос для меня вот в чем. Ставя себя на место выпускника детского дома,  который прожил в детском доме всю жизнь, в силу обстоятельств непреодолимой силы. И нисколько не виноват в том, что его жизнь сложилась именно так. И если мы принимаем как факт, что в его жизни что-то «пропущено», то как ему, выпускнику, относиться к этому факту? Не попадая в «вилку» - либо категорически отрицать, что «пропущено» хоть что-то, и настаивать на полном благополучии, либо относиться к этой теме как к «запретной».
 
Ну вот. Вопросы я для себя сформулировала. Определенные мысли у меня есть, но пока что они хаотично роятся, и стройная логическая конструкция понимания не выстроена. Мне важно выстроить эту «конструкцию» для себя самой. Очень надеюсь, что мне удастся внятно изложить свои соображения на вышеозначенные темы.
 
Еще добавлю. Возможно, кому-то сформулированные мной вопросы покажутся банальными. Это вполне вероятно. Возможно, кто-то для себя уже на них ответил, давным-давно. Это прекрасно. Не то чтобы для меня эти вопросы – какая-то особая новость. Просто я долго ходила «мимо», а теперь вдруг в них «уперлась». И мне нужно найти свои ответы, прежде чем двигаться дальше в теме.               
 
 
 
 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
http://warthunder.ru/ru/news/12631-v-razrabotke-igrovaya-mehanika-chestnaya-igra-ru/ В этот раз мы хотим вновь затронуть тему игровой механики War Thunder и развенчать наиболее "популярные" среди игроков мифы, а также более полно раскрыть методы противодействия запрещенным ...
Солнечный вывесил фотку ...
Получена переохлажденная вода, которая не замерзает при температуре –68 °С. Ее изучение позволило доказать, что вода на самом деле состоит как минимум из двух разных типов жидкости, обладающих разными физическими свойствами. Переходы жидкость-жидкость под давлением. Теоретическое ...
Проходя в неширокой щели между зубцов, туман сильно уплотняется, становясь практически черным и завихряется в воронку.  Сильный ветер срывает клочья тумана с верхней  части воронки, и эти клочья на большой скорости буквально проносятся ...
Большая печаль овладела мной.....пароль почты, который 10 лет назад передал мне мой сынок, кто-то взломал, Техподдержка пишет, что они восстанавливают пароли только авторам, а не третьим лицам, т е мне... К этому паролю у меня привязано все... Первый обвал произошел с ЯНДЕКСФОТКАМИ, ...