Вопросы истории


МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Захар Андреев. В "темные века" на территории Центральной России действовала мощная держава, которая конкурировала с крупнейшими империями того времени. Значительная часть ее населения — славяне. Их роль в этом государстве и дальнейшая судьба — предмет горячих споров в научной среде. Громкая находка, сделанная в прошлом году, дает важные подсказки и одновременно добавляет много новых вопросов.
Нащупали
Деревня Гора Услань — примерно в 17 километрах к югу от областного центра по прямой. Одноименная возвышенность покрыта густым лесом: здесь расположен заповедник "Тульские засеки". Он получил название от линии оборонительных заграждений — специально организованная лесная чаща защищала от набегов крымских татар. Теперь "живая крепостная стена" стала труднопроходимым препятствием для археологов, которые ищут следы событий, произошедших задолго до появления Древней Руси.
Ранее с помощью лидара — лазерного локатора — здесь обнаружили валы древнего поселения. Раскопки обещали много интересного, но мешали заросли. О том, чтобы пригнать специальную технику, нечего было и думать: сюда даже просто пройти сложно. Сотрудники музея-заповедника "Куликово поле" нашли выход.
Применили методику поисковиков, которые исследуют места сражений Великой Отечественной: выстроившись в цепь, прочесывали местность с помощью металлических щупов — протыкали лесную почву. В какой-то момент стержень уперся во что-то твердое. Археологи не верили своему счастью.
Мультикультурализм VIII века
В слоях, относящихся к VIII столетию, обнаружили сооружения из крупных камней. Сначала подумали, что это печка-каменка. Известно, что такие делали славяне, поселившиеся в этих местах. Но версию быстро отмели: насыпь оказалась слишком большой. Рядом нашли еще две, перед одной — установленная горизонтально каменная плита (проверили строительным уровнем — выверка идеальная). Вокруг — сосуды, а под камнями кострище, в котором лежали немногочисленные элементы экипировки. Никаких человеческих останков не было.
По мере изучения объекта исследователи поняли, что перед ними — результаты раннесредневекового ритуала, который можно восстановить. Причем в подробностях.
Выяснилось, что в те времена на горе Услань размещалось некое воинское формирование. Его участники совершали поминальный обряд — видимо, по боевым товарищам, погибшим где-то далеко отсюда. Жертвенных животных — судя по костям, свиней и куропаток — забили на той самой плоской плите. Справили тризну. Кушаньем были свиные голяшки, приготовленные на костре, и блюдо наподобие студня. Когда огонь прогорел, на остывшие угли положили предметы, которые могли принадлежать погибшим воинам. Затем завалили место ритуала камнями. Весь комплекс дошел до нас в нетронутом, неразграбленном виде.

© РИА Новости / Мария Девахина
Научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов. Видеомост Москва — Самара на тему: "Тайны горы Услань. Что скрывают древние мемориалы"
Как отметил на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов, подобных сооружений в славянских древностях нет. Зато есть похожие в степных — правда, в других регионах. А найденные предметы отражают культурное многообразие строителей памятника. Так, кувшин с ручкой характерен для кочевников-тюрков. Редкая поясная пряжка — для мордовских захоронений. Посуда для жертвенных угощений — типично славянская.
Ничего подобного в этом регионе до сих пор не находили. Чтобы узнать, кому принадлежал ритуальный комплекс, ученые позвали на помощь коллег с берегов Волги.
Славяне на Волге
Как сообщил доцент кафедры российской истории Самарского университета Дмитрий Сташенков, который не участвовал в исследовании тульских археологов, похожие комплексы находят и в Поволжье. Правда, они, очевидно, погребальные, а не поминальные, то есть содержат останки умерших, чьи тела кремировали. Сташенков считает, что комплексы созданы "воинским контингентом, охранявшим северные рубежи Хазарского каганата". При этом характер отношений между славянами и хазарами на берегах великой реки был вполне определенным.
Для начала небольшой исторический экскурс. В свое время самарский археолог Галина Матвеева совершила в некотором смысле научный переворот: надежно связала именьковскую культуру, памятники которой находят в Ульяновской, Самарской областях и в Татарстане, со славянами. В пользу этого, среди прочего, говорил характер погребений, керамика. Известно, что представители этой культуры, как и славяне, занимались подсечно-огневым земледелием.

CC BY-SA 4.0 / Engelberthumperdink / Реконструкция полуземлянки именьковской культуры по материалам В. Ф. Генинга, П. Н. Старостина (cropped)
Реконструкция полуземлянки именьковской культуры по материалам В. Ф. Генинга и П. Н. Старостина
Памятники именьковцев в Поволжье фиксируются с IV века, однако с середины VII столетия они по неизвестной причине исчезают. Возникает хронологический разрыв. Примерно в начале VIII-го, когда регион активно осваивался Хазарским каганатом, здесь появляются новые примечательные объекты.
“На Самарской Луке есть целая серия курганных могильников - так называемые памятники новинковского типа, - рассказывает Сташенков. - В захоронениях - набор вооружений и экипировки профессиональных воинов, всадников: удила, кавалерийские пики с бронебойными наконечниками, лук и стрелы, а также весьма представительный набор клинкового оружия - палаши и одни из первых в Восточной Европе сабель”.
Антропологически эти люди разные: есть и европеоиды, и монголоиды, и смешанные типы. То есть, они не могли быть единой этнокультурной группой. Тогда встает вопрос: как группа профессиональных воинов может оказаться на Средней Волге и почему у них такой разнообразный состав? Самое убедительное объяснение: эта группа воинов занимается поддержанием порядка на этих территориях, охраной государственных границ.
“Единственным государственным образованием в то время и в том месте был Хазарский каганат. Но если сюда присылают воинов, то для их обслуживания нужны земледельцы, ремесленники, которые сами не несут воинских обязанностей.
К этому моменту на Средней Волге такого населения нет. Ему нужно было откуда-то взяться. Как раз в VIII веке здесь появляется культура со славянскими признаками: например, характерными для них полуземлянками с печами-каменками”, - продолжает ученый.
Из летописей известно, что славяне были данниками хазар. Возможно, даннические отношения могли выражаться и в перемещении земледельцев на нужную хазарской администрации территорию.
То есть хазарская администрация целенаправленно заселяла осваиваемые территории славянскими земледельцами, которые кормили воинов-тюрков. С теми же целями, отмечает ученый, на реки Дон и Воронеж хазары переселяли аланов. Не исключено, под Тулой был похожий случай. Это объяснило бы культурную эклектичность находок.
Первоисточник: https://ria.ru/20250103/khazary-1988464152.html
Далi буде.
|
</> |